Диалог как средство развития и саморазвития личности учащихся младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа


Проблемой диалога в обучении занимались многие ученые. Среди них А.А. Вербицкий, С.А. Габрусевич, Г.А. Зорин, В.А. Козырев, Т.С. Кудрина, С.Ю. Курганов, Г.М. Кучинский, Т.В. Лаврикова, А.А. Леонтьев, А.Н. Нюдюрмагомедов, Н.Ю. Посталюк, М.А. Абдурахимова и другие. Диалог является средством развития и саморазвития личности.

Традиционно в методике преподавания долгое время рассматривался диалог учителя и ученика. В связи с использованием активных методов обучения в последнее время изучается педагогический потенциал диалогов учеников друг с другом. Умение вступать в диалог в процессе усвоения учебной информации очень продуктивно: ребенок учится выслушивать мнение оппонента, принимать его или отвергать, аргументируя свою позицию, ученик вступает во внутренний диалог ученика-мыслителя с самим собой. Ученик ведет внутреннюю борьбу с самим собой, он принимает важные для себя установки, отталкивает то, что не соответствует его личным ценностям, обдумывая при этом свою позицию и позицию оппонента. Он эмоционально переживает происходящее, учится испытывать как яркие чувства, так и их нюансы. Мысленно младший школьник рассматривает ситуацию с разных позиций, он позволяет быть одновременно нескольким точкам зрения и учиться терпимо их воспринимать, вне зависимости от того, насколько они близки ему лично. В этом внутреннем диалоге ученика-мыслителя с самим собой скрыт огромный потенциал формирования коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность младших школьников представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, имеющих личностную значимость.

Организовывая уроки литературы в форме урока-диалога, мы исходили из убеждения, что в процессе диалогового взаимодействия у учащихся происходит движение мысли к научной истине. Приблизиться этой истине позволяют определенные правила построения диалога на уроках литературы в начальной школе. Необходимо учить учеников: проявить уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; четко, грамотно выражать свои мысли, при этом аргументировать свое высказывание; отступать от неверных доводов и принимать позицию собеседника. Необходимо отметить, что данное явление происходит только в условиях постоянной рефлексии. Только умение отслеживать границы своего “могу – не могу” позволяет видеть цель и вырабатывать траекторию своего движения к ней, причем у каждого эти цель и путь будут свои, так как в жизни нет однозначного решения проблем, поэтому на уроках-диалогах задача учителя сводится к тому, чтобы показать, что решая одну проблему, можно выбрать несколько путей.

Литература — это тот учебный предмет, который обращен к душе ребенка. При организации уроков-диалогов мы ставили следующие задачи:

  • Воспитывать читателя, уважительно относящегося к художественному слову, глубоко понимающего нравственно-философский смысл изучаемых произведений, тонко чувствовавшего эстетическую ценность литературы.
  • Развивать у младших школьников умение высказывать и обосновывать свою точку зрения на рассматриваемую проблему. Воспитывать корректное отношение к оппонентам, высказывающим противоположные суждения.
  • Формировать навык чтения, умение работать с произведением, понимать позицию автора.
  • Учить высказывать свои мысли четко, ясно, выразительно, соблюдая орфоэпические нормы.
  • Способствовать овладению письменной речью.

Организовывая уроки-диалоги, мы опирались на следующие принципы:

  • наличие проблемы;
  • “зонтичное” расхождение мнений;
  • подвижный режим работы (“ртути”);
  • моделирование конфликта;
  • наличие момента сравнения и коррекции;
  • наличие момента эвристического озарения;
  • резюме.

Дети приходят на урок каждый со своими личными проблемами, переживаниями, каждый погружен в свой личный мир. Задача учителя заключается в том, чтобы создать необходимое психологическое настроение, необходимое для решения проблемы. Мотивация создается за счет музыки, высказывания, загадки, пословицы и так далее. Этот этап урока рассчитан на создание ситуации общения равных собеседников, когда все дети поддаются заданному настроению и готовы работать в этом русле. Например, урок-диалог по теме “Грустная история великого сказочника” в третьем классе начался с того, что звучала музыка “Одинокий пастух” в исполнении оркестра Дж. Ласта.

  • Что вы чувствуете? Что представляете?
  • Я чувствую грусть.
  • Мне очень тоскливо, такое бывает, когда остаюсь дома один.
  • Мне очень одиноко и тоскливо.
  • Хочется плакать.
  • Тоска, безнадежность.

В ваших ответах прозвучали слова один и одинокий.

Эти слова появляются на доске:

Прочитайте эти слова. Какие ассоциации у вас возникли?

Дети настроились на волну грусти и готовы в этом направлении воспринимать дальнейшие события. Хотелось бы отметить, что музыка не оставила равнодушными детей и каждый пережил это эмоциональное состояние.

Затем, обычно учитель начинает читать часть произведения (именно часть, доходя до того места, где дети могут начать анализировать поступки литературных героев, предполагать дальнейший ход событий). Этот этап урока мы назвали этапом личностного восприятия (или первичного восприятия). Осмысление полученной информации, сопоставление ее с имеющимся личностным опытом вызывает у ребенка конфликт (проблему) между имеющимися знаниями и новой информацией. Обсуждение возникшей проблемы проходит в группах и завершается созданием мини-проекта, его защитой. Наверное, у большинства детей именно в этот момент проходит самый главный диалог, ради которого и организовывался сам урок, диалог ученика мыслителя с самим собой. Ребенок понимает что-то “главное”, и это “главное” становится призмой, через которую он воспринимает окружающий мир. Наступает этап самокоррекции и обогащения жизненного опыта, формирование жизненных ценностей.

После высказывания детей, учитель подводит итог размышлениям, делает резюме (обычно это главные слова из изучаемого произведения), причем не навязывая своего мнения, оставляя детям возможность осмыслить полученную информацию. Урок заканчивается рефлексией.

Для проведения рефлексивного этапа урока могут быть использованы различные виды заданий, способствующие осознанию полученной информации, сопоставляя ее со своим личностным опытом, эмоционально ее переживая (выражение своего внутреннего мира в рисунке, словах, сочинении). Так, например, работая над произведениями А. С. Пушкина “Унылая пора!” и А. Майкова “Осенние листья по ветру кружат”, в конце урока детям было предложено написать мини-сочинение от лица листика, целью которого являлось выявить отношение детей к рассматриваемой проблеме. Вот пример рассуждения ребенка.

Листопад

Я красивый листик. Много таких, как я было на могучем дубе. Я рос среди них, нам было весело вместе. Однажды подул сильный ветер. Меня сорвало и я полетел, кружась в воздухе. Мне было хорошо и весело. Но когда ветер перестал, я очутился на земле и позавидовал остальным листочкам, которые остались на дереве. Через две недели я завял. И тогда я понял, что без друзей не смогу жить.

Ира Р.

Близкой по форме к мини-сочинению является форма “Письмо”. Она позволяет ребенку выразить свои мысли, чувства в не традиционном виде.

Обращаясь к гадкому утенку на уроке-диалоге по теме “Грустная история великого сказочника” младшему школьнику захотелось поддержать утенка, найти слова утешения, это является показателем того, что дети не равнодушны к страданиям других, они могут их почувствовать, проявить сострадание, эмпатию.

“…Милый утенок, ты совсем не гадкий. Ты очень добрый. У тебя доброе сердце. Мне жаль, что тебя обижают. Но ты верь, что есть на свете добро, любовь, дружба, счастье. Ты верь, и они к тебе придут…”

Яна С.

Еще одним видом заданий, способствующий развитию рефлексивных умений, является составление вопросов проблемно-философского характера, целью которых является умение выделить главное в изучаемом произведении, обратить внимание на детали. Так, при изучении различных произведений, дети выявили проблемы. Вот наиболее интересные вопросы: “Есть ли корни у людей?” (Л. Жариков “Дуб и ветер”); “Как имя свое прославляет человек?” (М. Джалиль “Дуб”); “Возможна ли дружба между животными?” (Е. Чарушин “Друзья”); “Вежлив ли тот, кто умеет говорить спасибо?” (Б. Захадер “Очень вежливый индюк”).

Следующий вид заданий — это составление кроссворда. Цель этого задания сводится к выявлению понимания сути произведения, углублению знания об изучаемом произведении, привлечению внимания к деталям.

Кроссворд по рассказу А.П. Чехова “Ванька”

  Кроссворд по рассказу А. П. Чехова “Ванька”

  1. Автор рассказа. (Чехов)
  2. Как звали Ванькину мать? (Пелагея)
  3. Кому в учение отдали Ваньку Жукова? (Сапожник)
  4. Как звали черного пса? (Вьюн)
  5. Что умел танцевать Ванька? (Кадриль)
  6. Что снилось Ваньке? (Печка)

Этот вид задания потребовал от ребенка четко, ясно, лаконично сформулировать вопросы. Именно по тому, какие вопросы задает младший школьник, можно судить о том, насколько хорошо у ребенка сформированы такие коммуникативные умения и навыки, как чтение, говорение, понимание, осмысление прочитанного и так далее.

Динамическая картинка позволяет детям выявить главное в обсуждаемой проблеме. Данное задание способствует развитию логического мышления учащихся. Именно благодаря умению мыслить логически ребенок способен четко выражать свои мысли.

И еще один вид заданий — это выпуск стенгазеты, целью которой является обобщение и систематизация знаний по обсуждаемой проблеме, теме.

Вот лишь немногие виды заданий, направленные на развитие рефлексивных умений младшего школьника, на основе которых происходит овладение диалоговыми формами общения. Данные виды заданий можно использовать при организации урока-диалога, домашнего задания, а иногда и переходящие в проектную деятельность.

“Счастьем поделись с другим” (урок-диалог по произведению Г. А. Скребицкого “Счастливый жучок”)

На фоне звучащей музыки, пения птиц учитель начинает урок со слов:

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам –
Ничто не повторится.

За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все – не так
Через одно мгновенье.

Учитель: Мы прочитаем сказку “Счастливый жучок”. Написал ее Георгий Алексеевич Скребицкий (открывается доска, где написана фамилия, имя, отчество писателя, название произведения). Тексты у вас на столах (тексты детям даются напечатанные на бумаге, т.к. текст читается не сразу весь, то целесообразнее его напечатать на нескольких карточках, чтобы открывать его по мере надобности).

“Вот как это было…

- Хорошо, - ответила им Весна и начала наряжать каждого из пришельцев”.

Учитель: Продолжаем читать по цепочке.

Ученик: “Бабочке-белянке дала она ярко-белое платье. . . А сердитые шмели и осы нарядились в желтые курточки с черными полосками”.

На этих словах карточка №1, где была помещена часть произведения, закончилась.

Учитель:“Ну, кажется, всем я угодила, - сказала Весна, - теперь все довольны, могут летать, кто куда хочет, и радоваться солнечному свету”.

Открывается доска. Вниманию ребят предстают яркая лесная поляна, над которой летают бабочки и жуки. У всех яркие одежды, всем приветливо светит солнце. И лишь один жучок почти не заметен на этой лесной поляне (внимание к его персоне пока не привлекается). Яркие краски, которые учитель использовал для создания композиции, позволяют ребятам еще острее эмоционально почувствовать настроение, которое автор стремился передать при помощи художественного слова. Лица ребят стали светлее и одухотвореннее. Почувствовав в ребятах такую перемену, учитель продолжает урок дальше.

Учитель: Какое настроение вызвала у вас эта сказка?

Ученик: Доброе, светлое, радостное от того, что пришла Весна.

Учитель: Кажется и в классе стало светлее и лица у вас стали красивее и добрее. Каким образом автору удалось добиться этого?

Ученик: Лиловые платья — это эпитет.

Учитель: А еще какие эпитеты встречаются?

Ученик: Как осенний листок — это сравнение.

Учитель: А есть ли еще сравнения?

Учитель: Наверное, вам сложно их здесь найти, потому что автор использует скрытые сравнения — метафоры.

Ученик: “Мотыльков, что кружатся возле весенних луж, одела она в голубую кисею”.

Учитель: А сама позиция автора … Его отношение к природе, какого?

Учитель: Он любуется, восхищается каждым живым существом на этой планете, и не случайно выбрал жанр сказки.

Учитель: Счастливы ли бабочки и жучки?

Ученик: Конечно!

Учитель: Теперь все довольны, могут летать, кто куда хочет, и радоваться солнечному свету.

Физминутка

Учитель: Давайте и мы порадуемся солнечному теплу. Мы на лесной полянке… Запорхаем яркими бабочками… (дети кружатся, махая руками). Попрыгаем зелеными кузнечиками… (кто-то прыгает на одной ножке, кто-то на двух). Закружимся голубыми мотыльками… (дети имитируют вальс) и пройдем важно, как майские жуки (каждый ребенок выполняет те шаги, которые ему хочется сделать именно в эту минуту).

Учитель: Но читаем продолжение (карточка № 2).

Ученик: “В это время набежал ветерок, зашелестел в ветках деревьев, приподнял прошлогодний завядший лист… А мне и так хорошо, я и так счастлив”.

Учитель: А мне и так хорошо, я и так счастлив… Почему счастлив жучок? В чем он видит свое счастье? Подумать над этими вопросами и обсудить их я предлагаю вам в группах. У вас на столах есть карточка, в которой предложены разные формы ответов, выберите любую: напишите письмо жучку; расскажите от лица жучка; нарисуйте “счастье жучка”; инсценируйте диалог жучка и Весны; инсценируйте диалог жучка и бабочек; придумайте свое задание.

Обсуждая поставленную проблему, учащиеся ищут пути ее решения, составляют план действий, выполняют совместно конкретное задание. Ребята под музыку обсуждают в группах проблему, продумывают форму представления. Вот некоторые из них.

  1. Письмо жучку.
  2. Дорогой жучок, как хорошо когда светит солнце, на улице тепло и вокруг поют птицы. В такие моменты жизни настроение поднимается, и ты становишься счастливым. Мы долго думали, в чем заключается твое счастье и решили, что оно в твой доброте, умении радоваться миру и красоте.

  3. Рассказ от лица жучка.
  4. Я иванов жучок. Живу на лесной полянке и радуюсь всему, что меня окружает. Я радуюсь весне, которая пришла в наши края и пробудила природу ото сна. Радуюсь солнцу, которое светит над моей головой и согревает вокруг все живое. Радуюсь миру, который так красив и добр. Попробуйте и вы порадоваться вместе со мной жизни, которая так прекрасна.

  5. Нарисованное “счастье жучка”.
  6. Мы выбрали яркие, светлые краски. Они такие прозрачные и легкие, как сама весна. Розовый цвет, — он преобладает на нашей картине – это цвет пробуждения. С приходом весны природа пробуждается и жучок радуется этому пробуждению. Голубой цвет символизирует небо, такое высокое, могучее, ясное и бесконечное. Глядя на него, испытываешь восторг и покой. Жучок счастлив, что это так, потому, что небо у него ассоциируется с душой. На душе у жучка покой и радость. Зеленый цвет на нашей картине обозначает траву, деревья, все, что растет и распускается. Жучок рад и этому. В красоте и силе природы, в радости за это, мы считаем, заключается счастье жучка.

  7. Инсценировка диалога жучка и Весны.
  8. Весна. Здравствуй, жучок!

    Автор. Сказала Весна.

    Весна. Как тебя зовут?

    Жучок. Меня зовут ивановым червячком.

    Автор. Ответил ей незнакомец.

    Весна. Почему же ты сидишь под листом, не вылезаешь оттуда? Разве ты не хочешь получить от меня красивый наряд? Разве не хочешь быть довольным и счастливым?

    Автор. Жучок-червячок взглянул на Весну, подумал и ответил:

    Жучок. А мне и так хорошо, я и так счастлив.

    Майский жук. А в чем твое счастье?

    Автор. Жучок подумал и сказал:

    Жучок. Счастье мое в том, что ты, Весна, пришла. И вокруг стало тепло и красиво. Разве этого для счастья мало?

    Солнце. И правда, разве этого для счастья мало?

    Автор. Весна внимательно посмотрело на иванового жучка и порадовалась тому, что он умеет радоваться не только красивым нарядам, но и красоте природы.

    Весна. Спасибо тебе, иванов жучок, за твое доброе сердце!

    Автор. Сказала весна и улетела дальше по своим делам.

  9. Инсценировка диалога жучка и бабочек.
  10. Бабочка-белянка. Жучок, пойдем скорее, Весна всем раздает красивые наряды.

    Лимонница. Что хорошего, когда твое платье такое не приглядное? Какое же это счастье?!

    Мотыльки (2). Действительно, жучок, посмотри на себя, в таком наряде нельзя быть счастливым.

    Бабочка-крапивница. Весна на улице. Все вокруг так красиво, как мое платье, посмотри.

    Майский жук. Это не дело сидеть здесь под листом и не получить красивый наряд, без него счастливым быть нельзя.

    Жучок. Ах, друзья! Разве счастье только в красивом наряде? Посмотрите, какая красота вокруг! И счастье заключается в том, что я могу всем этим любоваться и радоваться.

  11. Свое задание (размышление).

А мы считаем, что счастье жучка заключается в тех строчках стихотворения, с которых сегодня начался урок:

За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все – не так
Через одно мгновенье.

- Счастье жучка как раз и заключается в том, что можно уловить какой-то миг жизни и порадоваться ему.

Дети высказали свое мнение и не беда, что в этот раз оно получилось единодушным, другого мы и не ожидали. Главное то, что они проговорили это в своей маленькой группке (5–6 человек), услышали не только товарищей, а еще и себя.

Урок продолжается и еще не на все вопросы получены ответы…

Учитель: Мы внимательно выслушали рассуждение ребят. Оказывается, эта сказка имеет продолжение, в котором жучок сам говорит о своем счастье. Прочтите его и сопоставьте с прозвучавшими здесь ответами.

Дети переворачивают следующую карточку с текстом и читают самостоятельно, про себя, чтобы каждый мог остаться с произведением наедине и уловить что-то важное.

Учитель: “- А мне и так хорошо… Больше мне от тебя ничего не нужно”. Ваше мнение? Кто, по-вашему, счастливее?

Дети высказывали разные мнения.

Учитель: “- Вот и Весна подумала и поняла: да ведь он-то и есть самый счастливый. Он радуется не за себя одного, а за всех, радуется и живет одним общим счастьем. И подарила ему Весна крохотный голубой фонарик. Пусть он горит, как яркая звездочка в темной ночной траве”.

Пауза (секунд 30). Учитель дает детям время на осмысление всего, что они сегодня узнали, услышали, время на то, чтобы привести свои мысли и чувства в порядок.

Учитель: А мы все вместе прочитаем следующие слова, которые написаны в карточке и продолжим их: Я любовался яркими бабочками, я ощущал их счастье, но я прочитал о невзрачном ивановом жучке, и тогда я понял …

Ученики:

  • что счастье заключается в умении радоваться за других;
  • счастлив бываешь тогда, когда вокруг все счастливы;
  • счастье в красоте, окружающей тебя;
  • радоваться за других очень хорошо, но быть красивым самому тоже не плохо;
  • нужно просто любить жизнь и тогда она подарит тебе “маленький фонарик счастья” и т. д.

Учитель: “- А там, за рекой, над синим простором лугов, уже загорались первые звезды”. И очень важно, ребята, вовремя задуматься над тем, как хорошо уметь в жизни радоваться за других, радоваться и знать, что твоя звездочка освещает не только твое, но и чужое счастье!

Урок подошел к концу. Каждый ребенок ушел с него эмоционально обогащенным. Именно эмоционально-нравственное развитие ребенка является столь важным в процессе становления коммуникативной компетентности младших школьников.

Подводя итог выше сказанному, мы считаем, в младшем школьном возрасте психическое развитие тесно связано с общением детей, непосредственно с общением в ходе учебной деятельности, организованного в рамках учебного сотрудничества. Поэтому коммуникативная компетентность рассматривается нами как ключевые способы взаимодействия в учебной деятельности.

Таким образом, мы показали, что в младшем школьном возрасте происходит становление ключевой компетентности — коммуникативной. Но сама собой эта компетентность не формируется, необходимы специальные условия, которые организуются на принципах сотрудничества. Среди них уроки-диалоги, направленные на обогащение эмоционально-нравственного компонента коммуникативной компетентности младших школьников.