Тема урока: "Перенос слов с двойными согласными"

Разделы: Начальная школа


Тема: Перенос слов с двойными согласными.

Цели:

Образовательная

  • закрепить правописание слов с двойными согласными и умение их переносить;

Развивающая

  • совершенствовать умение правильно писать и переносить слова с двойными согласными; развивать речь, словесно - логическое мышление; внимание; развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная

  • воспитывать интерес и любовь к своему Отечеству; воспитывать трудолюбие.

Оборудование:

  • доска,
  • таблицы,
  • домик с окошком,
  • магнитофон,
  • карточки сигнальные,
  • карточки с печатным текстом по вариантам,
  • шапочки Оленя, Сороки, Медведя,
  • учебники,
  • тетради,
  • энциклопедия,
  • моноблок,
  • кассета с фильмом “Незнайка на Луне”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мобилизующий этап. (входят Сорока и Медведь)

С: - Миша - Медведь на вопрос ответь.

М: - На какой, Стрекотуха?

С: - Сколько лет исполняется Сургутскому району?

М: - А, что такое Сургутский район, Стрекотуха?

С: - Миша, это то место, где мы с тобой живем.

М: - Не -е. Я живу в берлоге.

С: - Так, а берлога твоя, где находится?

М: - В Лянторе.

С: - Правильно! А Лянтор Миша, находится в Сургутском районе, Ханты -

Мансийском округе - Югра.

М: - Вон оно что! Стрекотуха, а Югра, где находится? Сама-то знаешь?

С: - А мы сейчас у оленя спросим. Олень помоги нам.

О: - Югра находится на территории (показывает по карте) нашего государства - Российской Федерации или России! Наша страна очень большая, красивая. В ней живут прекрасные люди. Я горжусь тем, что живу в такой прекрасной стране.

С: - Россия! Красиво звучит.

Учитель: - А вы хотели бы научиться писать название страны, в которой живете?

С: - А где, где этому можно научиться?

О: - На уроке русского языка.

Учитель: - Проходите, садитесь. Будьте внимательны и трудолюбивы, как ребята.

(Девочка читает стихотворение.)

Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам
Пас-сажир, шос-се, пер-рон
Ин-на, Рим-ма, кас-са и конечно мас-са.

(Уч-ся формируют тему урока)

2. Минутка чистописания.

а) Внимательно прочитайте слова, написанные в домике;

Какой долгий согласный звук встречается чаще? Сформулируйте тему.

б) Определите порядок написания букв. (Уч-ся объясняют) Заглавная буква, С, строчная с чередуются с гласными, которые придают твердость согласному звуку. Сса Ссо Ссу Ссы Ссэ

в) Сорока делает вывод: Мы писали заглавную букву С, строчную с и гласные, которые придают твердость согласному.

3. Словарно-орфографическая работа.

а) фронтально-индивидуальная проверка слов с непроверяемыми безударными гласными (сигнальные карточки).

вет..р д..ревня за..ц М.сква
к..ньки с..пог м..дведь с..рока

Почему слово Москва написали с большой буквы.

б) Изучение нового слова.

Миша - Медведь, Москва столица какой страны? (России).

Давайте произнесем слово Россия. Определите ударный слог.

Россия.

Прочитайте слово. Запомните и запишите. А какую еще вы

видите орфограмму в этом слове. (Двойные согласные).

в) Составьте предложения со словом Россия.

Об истории России, которая начинается с Киевской Руси, вы можете узнать из энциклопедии по истории, о современном нашем государстве из энциклопедии “Что такое? Кто такой?”

4. Работа по теме урока.

а) Сообщение темы.

Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? (Ученик рассказывает правило)

б) Практическая работа.

1) напишите слова отгадки, разделяя их для переноса.

  • шестой день недели (суббота)
  • дорога с твердым покрытием (шоссе)
  • спортивная игра с мячом и шайбой (хоккей)
  • место, где продают билеты (касса)
  • комната для занятий (класс).

Проверяем..

2) Восстановить деформированное предложение. Закрепить разбор по
членам предложения.

Медведи, хоккей, играли, в, на арене, цирка.

3) Физминутка. Индивидуальная работа по карточкам.

4) Отрывок из мультфильма “Незнайка на Луне”.
Игра “Помоги Незнайке”

ка - сса, Анн - а, мал - ьчик, за - йка, грип - п, ле - йка.

5) Работа по учебнику №222 стр. 115
Чтение и отгадывание загадок.

5. Подведение итога.

Над какой темой работали на уроке?

Сорока, Медведь, чему вы научились на уроке? Делить слова на слоги с удвоенными согласными.

6. Домашнее задание.

Работа в творческих тетрадях. (Выписать слова с двойными согласными и разделить на слоги)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

ПАМЯТКА

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.

1. Нельзя отрывать И от предшествующей гласной.

зай-ка

лай-ка

2. Нельзя отрывать буквы Ь и Ъ от предшествующей согласной:

подъ-езд

конь-ки

3. Нельзя оставлять на конце строки или переносить на другую строку одну
букву:

ака-ция

4. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начале следующей две
одинаковые согласные буквы:

жуж-жать

кол-лекция

5. Некоторые слова не подлежат переносу:

огонь, фойе, Азия, Алия, страх.

6. Многие слова можно переносить различными способами:

уче-ники би-тва лов-кий детс-кий
учени-ки бит-ва ло-вкий дет-ский

1 вариант

1. Выпишите слова с двойными согласными, разделяя для переноса.

Календарь, касса, зайка, ванна, Алла, ручка, русский, листья.

2 вариант.

1, Выпишите слова с двойными согласными, разделяя для переноса.

Комиссия, коньки, Римма, грамм, весенний, лайка, лесной, Россия, шоссе, аллея, группа, деревья.

3 вариант.

1. Вставьте пропущенные буквы:

У А…ы есть а....уратная ко….екция насекомых.

2. Выпишите слова с двойными согласными, разделяя для переноса.

Весенний, лимонный, Эмма, мальчик, метро, метро, класс, коллекция, Анна, речка, Россия, аллея.