Урок-игра по теме: "Население Ханты-Мансийского автономного округа"

Разделы: География


Цели урока:

  • выявление особенностей населения, демографической ситуации, расселения ХМАО;
  • продолжение формирования навыков работы с различными источниками географической информации,
  • воспитание любви и уважения к родной стране.

Оборудование:

  • политико-административная карта Тюменской области,
  • политико-административная карта России,
  • карта народов России,
  • фотографии с изображением коренного населения и жилищ.

Ход урока

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами завершили прохождение раздела географии “Населения ХМАО”. И прежде чем приступить к изучению “Экономики Ханты-Мансийского округа”, мы вспомним основные характеристики населения нашего края. Урок обобщающего повторения мы проведем в форме интеллектуальной игры.

Учитель объясняет структуру проведения урока.

Класс делится на 3 команды по 5 человек. Выбирается жюри из 3 человек. Выбирается ведущий из числа консультантов. Выбираются групповоды в командах. Ведущий предварительно знакомится с ходом проведения урока-игры. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неточный в 1 балл, отсутствие ответа 0 баллов.

1 гейм. “Разминка”.

Ведущий задаёт команде по одному вопросу.

Вопросы для 1-й команды:

  • назовите, какие народы сформировались на территории ХМАО? (ханты (остяки), манси (вогулы), ненцы (самоеды));
  • к каким языковым группам относятся ханты и манси, ненцы? /финно-угорской и самодийской/;
  • чем отличаются коренные народы от коренного населения ХМАО?
  • Что из себя представляет одежда из оленьих шкур – малица, парка, совик или гусь?
  • Назовите традиционные виды деятельности угорских пародов.

Вопросы для 2-й команды:

  • Что обозначает слово “Юрга”?
    (“Егра” – коми-зыряне зовут хантов и манси.)
  • Когда русские промышленники и торговые люди узнали о существовании северных народов под названием “югра”?
    (“Повести временных лет” за 1096 г., т.е. в XI в.)
  • Чем отличаются женская шуба “Сах” и мужская куртка “Колек” от другой одежды из оленьих шкур?
  • Где расселяли ханты в X веке н.э.?
    (На огромной территории всей Западной Сибири.)
  • Когда началось быстрое экономическое развитие округа и что послужило толчком к этому?

Вопросы для 3-ей команды:

  • Где обитали манси в X в. н.э.?
    (На Урале и его западных склонах.)
  • Какое государство образовал хан Батый в XIII в. на территории Обь-Иртышского междуречья?
    (Золотоордынское.)
  • Какой современный город стоит на месте монголо-татарского центра Чимга-Тура?
    (г. Тюмень.)
  • Когда была проведена первая перепись коренных народов?
    (Манифест Екатерины II в 1763г.)
  • Когда были открыты первые месторождения нефти и газа в ХМАО?
    (21 сентября 1953 г. – газовое месторождение в п. Березово, июнь 1960 г. – нефти Шаимское.)

Жюри объявляет результаты, количество набранных баллов командам.

Второй гейм. “Заморочки из бочки”.

Участники команд достают из бочки билетики-вопросы и отвечают па них, посовещавшись (1–2 минуты).

  • Что включает в себя материальная культура ханты и манси? Чем она обусловлена?
    (Включает предметы быта, охотничьего промысла, одежду, игрушки, украшения, музыкальные инструменты, жилища.)
  • Жильё-чум предназначен для кочующих оленеводов. Как он устроен? Какие виды жилища вы знаете? Что у них общее?
    (Чум, юрта, земляная, берестяное, бревенчатое жильё. Пет окоп в сторону реки.)
  • Назовите орудие рыбной ловли, охоты и другие изделия традиционных промыслов.
    (Облас, острога, удочка, запоры; нарты, лыжи, лук, пальму, слопцы, плашки, кулемы, туеса, коробы, набирки, посуда из капа.)

Третий гейм: “Физкультминутка”.

Групповодам предлагается посовещавшись с участниками своих команд, придумать пантомиму-танец “оленья упряжка”. Все дети, сидя, подняв руки скрестно над головой, растопырив пальцы-“рога”, под музыку

“Мы поедем, мы помчимся
На оленях утром ранним
И отчаянно ворвемся прямо
В снежную зарю
Ты увидишь, что напрасно называют
Север крайним,
Ты увидишь, он бескрайний, я
Тебе его дарю!

  • Для охотников любимой игрой является борьба.

Борьба, сидя, упёршись ступнями друг о друга. Оба игрока держаться за палку, кто кого перетянет на свою сторону.

  • Очень почитается у народов ханты и манси медведь. Его имя боялись даже вслух произносить, а если когда приходилось его убить, то из медвежьей головы делали чучело, украшали её бусами, лентами, серьгами, ставили на стол, вокруг неё разные кушанья, а сами пускались в пляс. (Группа детей исполняет хантыйский танец.)

Жюри оценивает в баллах оригинальность физкультминутки, умение организовать участников игры.

Четвертый гейм: “Домашнее задание”.

Команды, используя дополнительную литературу, предлагают соперникам кроссворды по населению ХМАО.

Жюри подводят итоги.

Пятый гейм: “Ты мне я тебе”.

Групповоды всех команд на основе иллюстративного материала задают по одному вопросу групповодам команд соперников.

Жюри подводят итоги.

Шестой гейм: “Блиц-турнир”.

Ведущие задают вопросы всем командам одновременно. Баллы получает тот, кто быстрее даст правильный ответ. Баллы суммируются.

Вопросы:

  • с целью укрепления своих позиций русская администрация последовательно возводила опорные пункты (крепости и остроги). В каком году возникли:
  • Тюмень (1586 г.)
  • Тобольск (1587 г.)
  • Пелым (1593 г.)
  • Берёзов (1593 г.)
  • Сургут (1594 г.)
  • Сколько лет Сургуту? (402 г.)
  • Кто написал трехтомный труд “Тобольский север”? (А.А.Дунин-Горкавич.)
  • Когда образовалась Тюменская область? (Август 1944 г.)
  • Когда коренные народы получили свою письменность? (Ханты – 1930 г., манси – 1931 г.)
  • Когда была образованна Тюменская нефтеразведочная экспедиция? (1948 г.)
  • Когда Истру I были доставлены образцы Югорской нефти? (В 1703 г.)
  • Как называется “этнозкологические резерваты”? (Родовые угодья.)
  • Как называются три вида родовых угодьев? (Угодья отдельных граждан, семейные угодья, общинные угодья.)
  • Назовите численность населения ХМАО. (1330,8 тыс. человек.)
  • Знаете ли вы сколько коренных народов проживает в округе? (Хантов – 12222, манси – 6684, ненцы – 940, всего – 19846 человек.)
  • Каков средний возраст жителей ХМАО? (29 лет.)
  • Кого больше детей или пенсионеров в ХМАО? (Детей – 29%, пенсионеров – 6%.)
  • Сколько людей разных национальностей проживает в ХМАО? (100.)
  • Какие народы преобладают в ХМАО? (Русские, украинцы, татары.)
  • Как переводятся слова ханты, манси? (Человек.)
  • Назовите известных писателей ханты. (Е.Айпин, Р.Рупии, ненец Ю.Велла.)
  • Чему равна рождаемость ХМАО? (10,9 человека на 1000 жителей.)
  • Чему равна смертность в ХМАО? (7,5 человек на 1000 жителей.)
  • Чему равен ежемесячный прирост населения? (3,4 человека на 1000 жителей.)
  • Чему равно трудоспособное население? (65%.)
  • Кого больше мужчин или женщин проживает в ХМАО? (Мужчин – 51%.)
  • Какие факторы способствуют формированию “молодежной” структуры в округе?
  • Назовите среднюю плотность населения ХМАО? (2,5 чел. на 1 км2.)
  • Назовите долю городского населения в округе. (91,4%.)
  • Назовите количество городов в ХМАО. (15.)
  • Назовите долю занятых в промышленности, строительстве, транспорте? (58%.)
  • Долю занятых в непроизводственной сфере? (22%.)
  • Уровень безработицы В ХМАО? (0,4% от трудоспособного населения.)
  • Когда образован г. Ханты-Мансийск? (10 декабря 1930 г.)
  • Число административно-территориальных единиц в ХМАО? (22.)
  • Число районов? (9.)
  • Городов окружного подчинения? (13.)
  • Городов районного подчинения? (2.)
  • Когда был совершен первый поход новгородцев на Югорскую землю? (В 1446г. 3 тыс. человек предприняли поход на Югру.)
  • Когда Югорская земля была присоединена к Московскому государству? (1501 г.)
  • Когда и кем из государей была запрещена покупка и вывоз в рабство ханты и манси? (Петром I в 1791 г.)
  • Когда на территории округа было открыто движение первых
    пароходов? (В 1844 г.)
  • Когда округ вошел в состав Тюменской области? (14 августа 1944 г.)
  • Кто из советских ученых впервые предсказал наличие на территории нефти и газа? (Академик Губкин.)
  • Назовите первый русский город в Сибири. (Тюмень 1586 г.)
  • Какой город 200 лет главенствовал в “дальней заочной государевой вотчине”? (Тобольск.)
  • Какой древний город был центром сибирского соболиного царства? Где он находился? (Мангазея. Он расположен на высоком правоберегу р.Таз, в 300 км от её устья.)
  • Когда в г. Тюмень пришла железная дорога? (1885 г.)
  • В каком городе создан первый музей памяти декабристов? (Ялуторовск.)
  • Объясните происхождение названия г. Лянтор? (Лёнт-снежный, тор-озеро.)

Заключение.

Подведение итогов.

Рефлексия:

  • Что понравилось?
  • Что не понравилось в уроке?

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Стр. 126–128.

Построить круговую диаграмму “отраслевая структура промышленности ХМАО”.

Проанализировать диаграмму стр.127 учебника.

Литература

  1. 1. Орлова Т.К. “География ХМАО”.
  2. 2. Энциклопедия для детей “Аванта+”. 1997 г. Т. 3.
  3. 3. Энциклопедия для детей “Аванта+”. 1998 г. Т. 12.