Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: проблема реабилитации

Разделы: Школьная психологическая служба


В ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОПОЛНЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕМ, РАСТВОРЯЕТСЯ В ЛЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ

Цель: расширить понятия о приемах реабилитационной педагогики в создании реабилитационного пространства вокруг ребенка, воспитывающегося вне семьи.

 

В условиях глубоких социальных, экономических, демографических изменений чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Целый ряд фактов повлиял на ослабление внутрисемейных связей: это ухудшение жизни российских семей, падение нравственных устоев, изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.

Где берет начало детское одиночество? Где истоки того ручейка, который со временем превращается в широкую реку обиды, печали и слез, отторжения от семьи, вечного ощущения великой несправедливости?

Статистика констатирует: ведущая причина социального сиротства - лишение родительских прав, отказ от воспитания в семье ребенка, пребывание родителей в тюрьме, родители-инвалиды или умерли.

Современная экономическая и социальная ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью и сказывается на жизни детей. Им живется все хуже и хуже. Детская память, сохранившая непривлекательные стороны супружеских отношений родителей, является благодатной почвой для повторения собственных неудач.

Сегодня совершенно очевидно - нужна государственная политика возрождения лучших традиций и духовных ценностей российской семьи с учетом национальных, демографических и социально-культурных факторов.

Единообразная система интернатных учреждений заменяется многофункциональной для решения острейших проблем выживания, развития, защиты и социализации детей, живущих вне семьи с использованием разнообразных педагогических средств превентивного и реабилитационного характера. Сегодняшняя практика показывает, что в благоприятной человеческой среде в детях пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители.

Решают проблемы и задачи современного сиротства воспитатели-реабилитаторы, дефектологи, психологи, медики. Понятие “реабилитационная педагогика” означает тесные взаимодействия педагогов с медиками.

РЕАБИЛИТАЦИЯ - означает восстановление (от латинского). Восстановление частично утраченных или ослабленных свойств и функций организма, личности ребенка, отдельных ее сторон в целях максимально полного развития его индивидуальных возможностей и адаптации к окружающему миру.

По своей совокупности реабилитация представляет синтез медико-психолого-педагогических приемов специальной коррекции как в обучении, так и в воспитании. Только на основе объективных Знаний особенностей физического, психического, умственного развития возможно профессиональное познание и осуществление психолого-педагогической реабилитации ребенка-сироты.

В процессе реабилитационной работы с детьми необходимо соблюдать ряд требований, обеспечивающих эффективность оказываемой помощи:

  • любые виды помощи не должны прямо или косвенно приносить вред ребенку;
  • отклонения и трудности развития должны устраняться вовремя и обязательно природосообразно;
  • целевая программа развития личности, вписывающаяся в систему всех жизненных отношений, в которых пребывает ребенок или подросток;
  • не должны унижаться честь и достоинство ребенка, его самооценки, отношение к родителям, сверстникам, близким;
  • помощь должна быть комплексной, направлена не только на самого ребенка, но и на все его микросоциальное окружение и, прежде всего, на семью.

Задача воспитателя-реабилитатора - возвратить ребенку, подростку, веру в себя, в свои силы, придать ему чувство полноценности собственной личности, которая должна и может максимально реализовать свои физические и духовные потенции.

ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Основными методами психолого-педагогического исследования являются наблюдение, эксперимент, изучение результатов деятельности, беседа, анкетирование, интервью и др. Все они связаны со сбором и анализом субъективной информации.

Самым распространенным способом психолого-педагогического исследования является наблюдение. Суть метода состоит в систематическом и преднамеренном восприятии ребенка с целью изучения его психических особенностей. Наблюдение - активная форма чувственного познания, оно предполагает ряд этапов деятельности наблюдателя:

  • постановку цели и задач наблюдения;
  • выбор объекта и ситуаций;
  • определение вида наблюдения;
  • фиксацию данных;
  • обработка полученной информации;
  • формулирование выводов исследования.

Итогом целенаправленных наблюдений воспитателя становится характеристика воспитанника.

Основные параметры наблюдения,

  1. Особенности внешнего вида (стиль одежды, прическа; стремление быть как все или выделяться, привлекать внимание; равнодушен к своему внешнему виду или придает ему особое значение).
  2. Пантомимика (осанка, характерные индивидуальные позы, особенности походки, жестикуляция, движения рук (обильные, скудные, быстрые, медленные, резкие, плавные, скованные и напряженные, свободные и естественные).
  3. Мимика (общее выражение лица, глаз, рта).
  4. Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, содержание и культура речи, темп).
  5. Поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к нему, способ установления контакта, характер и стиль общения, наличие противоречий в поведении).
  6. Поведенческие проявления отношения к самому себе, к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.
  7. Поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение сложного задания, ситуация конфликта).

Для фиксации данных наблюдений воспитателю необходимо вести дневник по данной схеме

Число, день недели, время суток. Ситуация, в которой осуществляется наблюдение (фон) Описание фактов поведения воспитанника Психолого-педагогическое истолкование

ПОЗНАНИЕ ЭМОЦИАНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ ДЕФЕКТОВ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ.

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СОСТОЯНИЯ.

Знание особенностей эмоционально-волевой характеристики воспитанника того или иного возраста поможет воспитателю объяснить многие их поступки, которые выражаются перестройкой гормональных и физиологических процессов, увидеть причины затруднений в установлении нормальных отношений между сверстниками и взрослыми. Наиболее выраженная эмоциональная неустойчивость и смена настроения отмечается в возрасте 12-17 лет. В это время наиболее остро начинают проявляться некоторые особенности характера, которые определяют форму поведения. Психологи отмечают, что воля есть функция мозга, которая выражена в способности человека управлять своим поведением, в особенности преодолевать препятствия, стоящие на пути к задуманной цели. Для воспитанника цель должна быть конкретной.

Практика показывает, что отрицательное поведение у подростков в значительной мере связано с эмоциональным состоянием и недостатками волевой регуляции. Воспитателю важно уметь наблюдать за эмоциональным состоянием, правильно определять его, формировать волевые поступки воспитанника.

К числу эмоциональных состояний относятся НАСТРОЕНИЯ. Пребывающий в плохом настроении воспитанник испытывает грусть и раздражение по любому поводу, причем без достаточных к тому оснований, а находящийся в хорошем настроении — весел без особых к тому причин. Можно выделить некоторые причины того или иного настроения: физиологическое состояние организма, складывающиеся отношения с педагогами, товарищами по коллективу. Для воспитателя важно установить: какое настроение преобладает у ребенка и в наших ситуациях.

Следующее эмоциональное состояние, в котором может пребывать воспитанник, - АФФЕКТЫ. Это очень сильное, бурное и кратковременное переживание, проявляющееся в виде вспышки

гнева или радости, чаще при этом ребенок теряет над собой власть и становится неуправляемым. Аффективное состояние воспитанников чаще всего наступает при отрицательной оценке его личности, плохой отметке в школе, несправедливом, по его мнению наказании. Особым видом эмоциональных состояний являются СТРАСТИ. Это длительные и сильные чувства, связанные с каким-либо интересом, стремлением, увлечением, есть страсти, которые положительно влияют на поведение воспитанника (спорт, музыка, коллекционирование). Однако, есть и такие стремления, которые губительно отражаются на психическом и физическом состоянии личности (алкоголь, наркотики, азартные игры).

Эмоциональное состояние воспитанника может проявляться и в виде СТРЕССА. Это состояние психофизического напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий.

Задача воспитателя - научить воспитанников управлять собой, владеть искусством самопомощи на острые раздражители и состояния.

2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

Наиболее характерными для раннего подросткового возраста являются реакции протеста или оппозиции, имитации и компенсации. Эти реакции периодически возникают в школьном микроколлективе (классе, группе) в связи с неблагоприятно сложившейся для подростка ситуацией, имеют четкую направленность против тех лиц, которые, по его мнению, повинны в ее возникновении.

РЕАКЦИЯ ОППОЗИЦИИ.

Может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильной для него учебной или другой нагрузкой. Причиной ее возникновения могут быть также конфликты между взрослыми, несправедливые, по мнению ребенка, наказания, школьная неуспеваемость. Протест может проявляться в активной и пассивной форме.

Активная форма протеста - грубость, агрессивность, жесткие поступки, наговоры, кражи и др. Пассивная форма протеста обычно проявляется в отказе от еды, прогулок, занятий, побегах из школы-интерната, детдома.

Для подростков также характерна реакция ИМИТАЦИИ — подражание поведению окружающих, авторитетных в их глазах. Имитируются формы поведения родителей, родственников, воспитателей, героев книг и кино. Реакция имитации может стать

причиной серьезного нарушения поведения подростков, если в качестве объекта подражания избирается отрицательный “герой”.

РЕАКЦИЯ КОМПЕНСАЦИИ.

Возникает как своеобразная “психологическая защита” личности, восполнение неудач в одной области, успехами в другой. Эта реакция часто возникает у подростков в связи с мучительными переживаниями какого-либо физического или психического дефекта.

РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ.

Стремление высвободиться из-под контроля, руководства и опеки родных, учителей, воспитателей и наставников. Эта реакция связана с борьбой за самоутверждение, может проявляться в желании всегда и во всем поступать по-своему, самостоятельно. В крайних проявлениях это выражается в побегах из дома, школы, бродяжничестве, стремлении почувствовать себя полностью свободным.

РЕАКЦИЯ ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, в ней проявляется инстинктивное тяготение к сплочению. В подростковых группировках устанавливаются определенные отношения с наличием лидерства и распределением мест в группе.

РЕАКЦИЯ УВЛЕЧЕНИЯ - ХОББИ - реакция - это:

  • телесномануальные увлечения, направленные на укрепление силы, выносливости, ловкости;
  • интелектуально-эстетические увлечения, связанные с углубленным интересом к музыке, литературе, рисованию, радиотехнике;
  • лидерские увлечения - стремление предводительствовать;
  • накопительские увлечения - все виды коллекционирования;
  • эгоцентрические увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях и т.п.);
  • азартные увлечения проявляются в тяготении к азартным играм.

Реакции, обусловленные формирующимся СЕКСУАЛЬНЫМ влечением, мало дифференцируются в младшем и среднем подростковом возрасте и бурно представлены “юношеской гиперсексуальностью” в старшем подростковом возрасте. К этим реакциям относятся онанизм, ранняя половая жизнь, гомосексуальные действия.

КОРРЕКЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИИ.

Коррекция - это комплексная программа воздействия на психическую деятельность ребенка, с учетом его индивидуальности, это комплекс особых упражнений и игр, позволяющий детям снимать чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

Применяемые воспитателями методики помогают детям избавиться от таких трудностей, как повышенная возбудимость, усталость, скованность, утомляемость, настраивая на отдых или конкретный вид деятельности.

Эмоции - это резерв возможностей нашего организма, который нужно уметь использовать. Чувствовать эмоциональное состояние воспитанника, мотивы его поведения, тревоги, опасения и при этом обладать умением оказывать необходимую помощь - есть залог профессионального успеха воспитателя,

ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ.

Она проста, доступна каждому и в то же время позволяет долго удерживать себя в диапазоне положительных эмоций, научит снимать отрицательные состояния: гнев, страх, неприязнь, отвращение.

Достаточно ежедневно выделять на эту гимнастику несколько минут.

Упр. 1. Встать и потянуться руками вверх, как можно выше, затем опустить руки. При этом дыхание свободное, произвольное (5-6 раз).

Упр. 2. Представить, что нюхаете цветок. Вдох и выдох в течение минуты.

Упр. 3. Встать прямо с вытянутыми перед собой на уровень плеч руками, ладони рук должны быть обращены вниз, пальцы вытянуты. Нагибать верхнюю часть туловища вперед, руки держать в напряжении и не сгибать колени (5-6 раз).

Упр. 4. Встать прямо, голову держать прямо, плечи отвести назад, руки вдоль туловища. Медленно отделить пятки от пола, поднимать руки, словно крылья. Вдыхать воздух медленно, постоянно опускаясь на пятки и приводя руки в исходное положение (5-6 раз).

Упр. 5. Игра “Холодно-жарко”.

Холодно - сжаться в клубочек, жарко - развернуться (5-6 раз).

Упр.6. Игра “Сосулька”.

У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет
Гвоздь упадет.

1-2 строчка: руки над головой.

3-4 строчка: уронить расслабленные руки и присесть.

Упр. 7. “Качели”.

Стоя на качелях, делать выразительные движения:

1 . Ноги слегка расставить, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед - назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Литература:

А.В.Гордеева, В.В.Морозова “Практическая реабилитационная педагогика”. 1996 г.

Приложение 1

Приложение 2