Урок по теме: "Письмо". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с правилами заполнения конверта, написанию писем разных видов,
  2. рассказать об истории письма,
  3. умение излагать собственную мысль,
  4. повысить культуру человеческого общения.

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.

Н. Кузовлёва.

Ход урока

I. Организационный момент.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

- Дорогие пятиклассники! К нам на почту пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать.

Адрес на конверте не указан, фамилия человека неизвестна, которому оно адресовано. Вот что написано на конверте: “На деревню дедушке”. Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста.

Мы с ребятами постараемся вам помочь. Скажите, ребята, что нужно знать, чтобы правильно написать письмо и заполнить конверт? Всё ли вы знаете о письме?

Сегодня вы познакомитесь с разными видами писем, научитесь заполнять конверт, узнаете о правилах написания письма. А почтальон Печкин побудет у нас в гостях и поможет отправить ваши письма по адресу.

Слово учителя.

В красную книгу отечественной культуры запишут скоро некогда процветавшее в России эпистолярное искусство, то есть умение писать письма. Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…” Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: “Я, знаете ли, прочитать этого не сумею: грамоты не одолел…” Это факт: утрачено искусство писать письма, никто не занят обучением этому искусству. Писание писем, к которому человек приобщается с детства – прекрасная школа грамотности. Да и не только грамотности, но и драгоценного умения человеческого общения.

Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Многие литературные произведения сохранили нам образцы этого искусства и сам процесс писания письма.

Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. Но письма в некотором роде и создают, формируют характер или, во всяком случае, его шлифуют. Ведь в письмах, как в дневнике, человек сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует и итожит, сам себя познаёт, объясняя себя другому. О том, как письмо формирует человеческую личность, интересно и доказательно рассказал Ф. М. Достоевский в раннем романе “Бедные люди” – романе в письмах. Эпистолярный слог – показатель уровня культуры и самосознания. Герой Достоевского это хорошо понял.

Но ведь русские писатели прошлого писали письма и сами. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались.

Что ни письмо, то маленькое художественное произведение нового жанра: элегическое раздумье, озорной анекдот, сценка, пародия, мистификация.

Экскурсия в прошлое.

- К нам на урок приехали гости из прошлого. Встречайте экскурсовода музея почтовой связи. Рассказ о появлении почтового ящика. (Сообщение ученика).

Информация из энциклопедии.

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала чётко в течение нескольких столетий.

В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVI веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать ещё позднее.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт- Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А. С. Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года.

Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришёл ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

Появляется ученик, переодетый в ямщика. Он рассказывает историю о символе российской почты.

В XVI- XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к селению, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

Пётр I решил сломать эту традицию и сделать всё как в Европе. При нём для подачи сигналов стал вводиться почтовый рожок. Сначала он использовался на линии Петербург-Нарва. Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки.

В XIX веке рожок всё же стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях, но по своему прямому назначению он практически не использовался.

Почтовый рожок и лихая почтовая тройка на бескрайних российских просторах так и не смогли соединиться. Но выход был найден. С 70-х годов XVIII века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

С развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок остался как почтовый символ, а колокольчику с этим не повезло.

Рассказ о том, как был придуман почтовый конверт. (Сообщение ученицы).

В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.

Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной- листок бумаги величиной с визитную карточку.

Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города. Днём и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел тогда ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчётом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.

Владелец магазина стал получать от своих покупателей многочисленные жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем.

Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название “конверт”. Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям.

Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям.

- Спасибо нашим гостям. Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще и чаще по электронной почте.

II. Объяснение нового материала.

- Ребята, как вы думаете, зачем пишут письма? Почему в наше время письма являются ценностью? Какие виды писем вы знаете?

III. Работа в группах.

- Написать интересное письмо- настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы наш класс должен разделиться на 4 группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова- подсказки, правила заполнения конверта. (После написания группы обмениваются работами и проверяют задания).

Темы написания писем “Письмо президенту”, “Письмо моей семье”, “Мой учитель”, “Хочу рассказать тебе о своём родном крае”.

Алгоритм написания письма

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
    Здравствуйте…
  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
    Подпись. Дата.

Правила заполнения конверта

От кого Сидорова И. П.

Откуда ул. Набережная, д. 45, кв. 8, г. Губкинский, ЯНАО

Индекс 629830

Кому Петрову И. Н.
Куда ул. Декабристов, д. 65, г. Москва
Индекс 460010

Слова -подсказки

1. Напишите письмо- поздравление первой учительнице.

Слова-подсказки
Поздравляю
Разрешите поздравить…
Позвольте пожелать…
Дорогая…
Уважаемая…
от всей души…
от всего сердца…
сердечно…

2. Напишите письмо своей семье с благодарностью за присланный подарок.

Слова-подсказки

Сердечно…
От всего сердца…
От всей души…
Я очень благодарен…
Большое (огромное) спасибо…
благодарю вас за то, что

3. Напишите другу письмо-рассказ о своём родном крае.

Слова-подсказки

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…

4. Напишите письмо президенту

Слова-подсказки

Уважаемый…
Хочу спросить Вас о…
Хотелось бы знать Ваше мнение о…
У меня к Вам большая просьба…
Ваше мнение о проблеме…
Я обращаюсь к Вам…
Я не могу сказать…
Я прошу… Согласен с Вами…
Разделяю Вашу точку зрения…

IV. Задание творческого характера.

А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма.

Составить кроссворд по теме “Почта”. Интересные варианты предлагают ребята.

  1. Разносчик почты, корреспонденции по адресам. (Почтальон).
  2. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего- нибудь кому- нибудь. (Письмо).
  3. Знак оплаты почтовых сборов в виде маленькой, обычно четырёхугольной бумажки с изображениями и обозначением цены. (Почтовая марка).
  4. Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма. (Конверт).
  5. Надпись на письме, посылке, указывающая получателя и место назначения. (Адрес).
  6. Цифровое условное обозначение населённого пункта. (Индекс).
  7. Почтовая карточка для открытого письма. (Открытка).

Ученики записывают слова, графически обозначают орфограммы.

Ребята, какие слова употребляются в письме, без которых невозможно обойтись? (Здравствуйте и До свидания).

V. Чтение лучших работ. Отзывы о письмах, написанных учащимися.

VI. Занимательная грамматика. Письма.

Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания. (Текст можно написать на доске).

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

В ответ он получил такое письмо от Маши:

Ваня, здравствуй!

Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чём же его ошибки!

Скажите, к какому виду писем оно принадлежит? (Это письмо личного характера.)

VII. Заключительная часть урока (рефлексия).

Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. Что же объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным.)

Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к нам по ошибке, написал герой рассказа А. П. Чехова – Ванька Жуков. И пока вы учились писать письма, почтальон Печкин его разыскал. Вот он, встречайте (входит переодетый ученик).

Ребята, расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки. (Дети рассказывают правила заполнения конверта, дарят Ване образец заполнения.)

К сожалению, Ване пора возвращаться на страницы рассказа. Конечно, вам интересно будет узнать, о чём написал Ваня дедушке. Прочитайте дома рассказ А. П. Чехова “Ванька Жуков” и определите вид письма. А Ване напишите письмо – рассказ о нашем уроке. Не забудьте правильно заполнить конверт.

Ребята, всё узнать о письме за один урок невозможно. Поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение темы “Письмо”. А сейчас передайте свои письма почтальону Печкину. Урок окончен.