Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 5-м классе

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Тип урока: открытый интегрированный урок.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство и музыка.

Цели и задачи:

  • Обучающая – понимание языка различных видов искусств, их взаимосвязи. Создание художественного образа различными видами искусств.
  • Развивающая – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
  • Воспитательная – формирование нравственного отношения к культурным ценностям. Пробуждение творческой активности, осознание связей различных видов искусств между собой и с жизнью.

Методы и приемы:

  • словесный
  • наглядный
  • практический (рисование).

Оснащение кабинета ИЗО:

  • видеомагнитофон,
  • магнитофон,
  • наглядные пособия,
  • заготовки для работ по изобразительному искусству,
  • репродукции картин известных художников.

Материалы:

  • тонированная бумага,
  • масляная пастель,
  • цветная бумага,
  • клей,
  • кисточка,
  • ножницы.

Зрительный ряд:

  • мультфильм “Снежная королева”,
  • репродукции В.В. Васнецова, М.А. Врубеля.

Литературный ряд: сказка Г.Х. Андерсена “Снежная королева”.

Музыкальный ряд: Вивальди “Времена года” (“Зима”).

Оформление урока на учебной доске:

  1. Тема “Художественный образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке”
  2. Эпиграфы: “Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека”. (Рамис да Пареха).
    “Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому”. (Д.Г. Лихачев).
  3. Репродукции: В.В. Васнецова “Снегурочка”, “Царевна- Несмеяна”, “Три царевны подземного царства”, “Царевна –Лягушка".
  4. М.А. Врубель “Царевна-Лебедь””.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

3. Работа с эпиграфом.

4. Художественный образ в литературе, изобразительном искусстве и музыки.

4.1. Работа с текстом.
4.2. Просмотр репродукций картин.
4.3. Прослушивание музыкального фрагмента.
4.4. Просмотр фрагмента из мультфильма.

5. Практическое задание.

6. Подведение итогов.

7. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Учитель. Ребята, мы не случайно встретились сегодня в кабинете изобразительного искусства, ведь речь сегодня пойдет об искусстве. Здесь вы рисуете, создаете картины.

Вопрос ученикам: Какие ещё виды искусств вы знаете?

Вариант правильного ответа: Музыка, литература.

Учитель. И музыка, и литература – это тоже искусство. А зачем нужно искусство человеку, какую роль оно играет в его жизни?

Посмотрите, как на этот вопрос ответил Рамис да Пареха: (чтение эпиграфа к уроку) “Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека”. Как вы думаете, какие слова здесь главные?

- А что значит “оказывает влияние на душу человека”?

Великий русский историк Д.Г. Лихачев словно помогает нам (чтение его слов) “Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому”. Именно искусство помогает нам не быть такими.

- А как, какими средствами искусство влияет на нашу душу?

Изобразительное искусство отражает действительность в графике и в цвете, музыка открывает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков, литература же воссоздает в нашем сознании образы с помощью слова. Значит, разные виды искусства воплощают действительность разными изобразительно-выразительными средствами.

- Что же объединяет эти виды искусств?

Образная природа. Искусство создает образную картину мира. Сегодня мы увидим, как создается художественный образ в различных видах искусства.

Вопрос ученикам : Как вы думаете, что является главным предметом изображения в искусстве? Может быть, вам помогут ответить на этот вопрос эти репродукции? (просмотр репродукций В.В. Васнецова , М. А. Врубеля.)

Вариант правильного ответа: Человек, его духовный мир.

Учитель. Главным предметом изображения в искусстве является человек, и разные виды искусства создают его портрет.

Вопрос ученикам: Что еще объединяет эти картины?

Вариант правильного ответа: Изображены сказочные персонажи.

Учитель. Здесь изображены сказочные персонажи, значит, сегодня, мы будем говорить о сказочном портрете. (Кстати, Мольер, великий французский писатель, говорил, что портреты сочинять труднее всего, тут требуется глубокий ум).

Откроем сказку Г.Х. Андерсена “Снежная королева” и найдем в 3 главе портрет Герды. Запишем ключевые слова.(ученики записывают в ключевые тетрадь слова).

Во 2 главе найдем портрет Снежной королевы. Запишем в тетрадь эпитеты, характеризующие их. (Записывают эпитеты в тетрадь).

-Что можно сказать об этих портретах? А как столь противоположная внешность героинь сказки позволяет увидеть черты их характера, их внутренний мир? Может быть, нам поможет в этом музыка?

Слушая произведение, созданное талантливым композитором, мы испытываем ощущения, подобные тем, которые возникают, когда к нам обращена умная, интересная, эмоциональная речь собеседника.

Сейчас прозвучит великая музыка Вивальди. (Фрагмент цикла “Времена года”- “Зима”). Не будем глухими к ней.

Вопрос к ученикам: Как вы думаете, музыкальным портретом какой героини можно считать эту мелодию?

Вариант правильного ответа: Эта музыка подходит для образа Снежной королевы. Учитель. Правильно. Обратите внимание на тональность, изменение звучания, развитие мелодии, музыкальные инструменты. (Характеристика музыки: минор – холодная тональность, нарастающее напряжение передает сгущение холода. Мелодия держится на одном звуке, что подчеркивает оцепенение природы. Усиление динамики дает возможность услышать завывание вьюги, ощутить холод. Нет развития мелодии, аккорды повторяются).

Итак, мы прослушали музыкальное произведение, прочитали отрывок из сказки, а теперь посмотрим фрагмент из мультфильма “Снежная королева”. Как художник создает ее образ?

(Просмотр отрывка из мультфильма “Снежная королева”).

Вот, теперь мы имеем полное представление о героине сказки Андерсена. В этом нам помогли писатель, музыкант и художник: писатель – словом, музыкант- звуками, художник- цветом и линией.

Вопрос ученикам: Что помогает людям искусства в творчестве, в работе над образом?

Вариант правильного ответа: Воображение, фантазия.

Теперь вы с помощью фантазии и воображения попробуете создать свой образ Снежной королевы.

Для воплощения вашей фантазии вам помогут художественные материалы: тонированная бумага, мелки, цветная бумага.

Задание: создать портрет Снежной Королевы на тонированной бумаге, используя масляную пастель, линию, штрих и элементы аппликации.(во время практической части звучит музыка Вивальди “Времена года”)

По окончанию выполнения практического задания организуется выставка.

Подведение итогов.

Заключительное слово учителя: Обратите внимание на свои рисунки и рисунки своих одноклассников. Все они разные, по своему интересные и красивые. Каждый из вас создал свой неповторимый художественный образ Снежной королевы. Мы надеемся этот урок вам понравился.