Интегрированный урок декоративно-прикладного искусства и информатики по теме: "Хохломская роспись"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Задачи урока:

  • помочь студентам освоить особенности Хохломской росписи, как одного из видов декоративно прикладного искусства и возможности компьютера в декоративной графике;
  • создать условия для получения практических навыков в рисовании кистью красками на бумаге и в работе с графическим редактором Paint;
  • создать условия для воспитания у студентов чувство гордости за свой народ, свои традиции, чувство радости от сопричастности к красоте.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • таблицы клавиатурных комбинаций,
  • предметы хохломской росписи,
  • поделки студентов,
  • учебные таблицы элементов росписи, рисунки-образцы.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Изложение нового материала:

а) Пищулина Г. М. “Хохломская роспись. Её история и особенность выполнения”
б) Бухтияров Ю. Н. “Возможности компьютера в декоративной графике”

4. Техника исполнения элементов Хохломы

а) Пищулина Г. М. “Выполнение элементов Хохломской росписи кистью”
б) Бухтияров Ю. Н. Упражнения в рисовании элементов на компьютере.

5. Цветовая гамма хохломской росписи.

а) Пищулина Г. М. “Работа с красками”.
б) Бухтияров Ю. Н. “Возможности компьютера в работе с цветом”.

6. Подведение итогов занятия.

Ход урока

Занятие наше сегодня несколько необычно. Его необычность в том, что оно, объединяет декоративно-прикладное искусство и компьютерную графику. Это интегрированное занятие мы проводим для вас, я, Пищулина Г. М., преподаватель ДПИ и Бухтияров Ю. Н., - преподаватель информатики и вычислительной техники.

Тема занятия: “Хохломская роспись”. Вы узнаете сегодня об особенностях Хохломской росписи, о том какую роль и место занимает она в декоративном искусстве и о возможностях компьютера в декоративной графике.

Я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять, а вы впервые без кисточки и красок, с помощью Юрия Николаевича, нарисуете их на компьютере.

И так, я ещё раз хочу напомнить вам, что в общем, ряду пластических искусств ДПИ наиболее приближено к человеку. Оно тесно связано с его жизнедеятельностью. Мебель, одежда, посуда. Каждая вещь занимает определённое место не только в созданной человеком пространственной среде, но и в его духовном мире.

Народное искусство во всём многообразии его проявлений - это великая память народа” это “духовный мост” между днем сегодняшним и днём вчерашним, между прошлым и настоящим.

Человек без памяти прошлого, лишенный исторических корней, не способен осмыслить себя, своё место в жизни.

Сегодня всё чаще можно услышать фразу “Возрождение России начинается с русской провинции”. Культуре российской провинции посвящаются научные статьи, конференции. Это не случайно. Старинные русские города - Тверь, Суздаль, Владимир, Новгород и многие другие являются энергетическими центрами преображения России на основе восстановления памяти народной о многовековом опыте предков. В ряду этих городов достойное место занимает наш Белгород.

Образовательные учреждения нашего города Строитель, такие как детские сады, школы, ЯПУ накапливают бережного отношения к традициям народной культуры, использования этих традиций в современном учебно-воспитательном процессе. Потому как понимают, что дети, молодёжь, должны принимать и возражать те традиции, которые веками создавал наш народ. Тогда эти традиции будут жить вечно.

Итак, мы сегодня поведём разговор об одном из самых ярких направлений в области декоративного народного творчества, о Хохломской росписи. Возникла и развивалась она в Нижегородском Заволжье, где обработка древесины издавна достигла высокого художественного уровня. Хохлома - старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства - хохломской росписи, родоначальниками которой были иконописцы и мастера рукописной книги. Это у них мы находим впервые элементы Хохломской росписи в оформлении окладов икон и книг.

Начало производства различных изделий заволжских крестьян уходит в далёкое прошлое. Ещё в XI-XII веке их предки умели ковать железо, ткать полотна, обрабатывать дерево к XVII-XVIII веку весь заволжский край занимался промысловой деятельностью. Не было здесь ни одной деревни, ни одного дома, где жители всей семьёй от мала до велика, не занимались бы каким либо ремеслом. Больше всего занимались обработкой дерева. Из дерева делали телеги, сани, вёдра. Но уже тогда, даже самая простая бытовая вещь радовала глаз своей формой и орнаментом.

Особенность хохломской росписи, заключается в том, что поверхность деревянных вещей после огневой закалки приобретает неповторимый золотистый цвет. Произведения Хохломы украшают выставки декоративно-прикладного искусства, они живут и в быту современных людей, принося в дом радость.

Называется хохломская роспись именем старинного торгового центра Нижегородской области. Деревянные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом чёрной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё больше пламенеют на золотом и чёрном фоне, поэтому Хохлому называют “золотой”.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых “травка”, “ягодка”, “листок”, “кудрина” и т. д.

Выделяется два главных вида росписи: “травка” и “кудрина”.

В основе травки лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине усеяны большими и малыми завитками, напоминающие узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму, между завитками и волной расположились кустики - это целый букет листочков больших и маленьких, толстых и тонких Движение всех стебельков подчинено плавному движению самого стебля.

Кудрина - цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, крупными цветочными головками и завитками. Пышные декоративные элементы, как правило, золотого цвета, обводятся по контуру и украшаются лёгкой штриховкой. “Кудрина” обычно пишется по фону. Фоновое письмо отличается тем, что сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон закрывают черной или красной краской оставляя нарисованный узор не закрашенным. После сушки, частично сделанную роспись дополняют мелкими элементами, главным образом, мазками и завитками разных цветов, наносимых густой краской на чёрный или красный фон.

Современную хохломскую роспись представляют мастера Ковернинского района, живущие в деревнях Ново-Покровское, Сёмене, Куличино, а также мастера города Семёнова

Ковернинские мастера отдают предпочтение травной росписи. Семёновские же - “кудрине”, основы, которой составляют сказочные цветы, листья, образованные мелкими и крупными завитками.

Это было время, когда мастер работал при лучине, создавая уникальные произведения искусств, чем мы гордимся и в сегодняшнее время

Но далеко не случайно мы на этом уроке оказались в компьютерном классе, и, перекинув мостик из того далёкого прошлого в сегодняшний день давайте посмотрим возможности техники. Чем сможет компьютер помочь нам в отработке рисования Хохломских узоров.

Возможности компьютеров в оформлении картин, открыток, приглашений.

Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персональных компьютеров, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры

Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Работа над графикой занимает до 90% рабочего времени программистских коллективов выпускающих программы массового применения.

Широкое применение компьютерная графика нашла в оформлении открыток, приглашений, буклетов, а также репродукций картин известных художников. Для этих целей можно обойтись собственными силами и доступными программными средствами.

Различают три вида компьютерной графики:

1. растровая
2. векторная
3. фрактальная

Они отличаются принципами формирования изображения. При отображении на экране монитора или печати на бумаге.

Растровая графика применяется при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий. Иллюстрации, выполненные средствами растровой графики, редко создают вручную с помощью компьютерных программ. Чаще для этой цели сканируют изображения картин или иллюстрации подготовленные художниками на бумаге или фотографии. В последнее время находят применение цифровые фото и видео камеры Большинство графических редакторов, предназначенных для работы с растровыми иллюстрациями, ориентированы на обработку готовых изображений. Основным элементом растровой графики является точка (пиксел), при работе с ней используются большие объёмы данных, которые требуют больших объёмов оперативной памяти и высокой производительности процессора

Векторная графика предназначена в большей мере для создания иллюстраций и в меньшей мере для их обработки. Оформительские работы, основанные на применении шрифтов и простейших геометрических элементов, решаются средствами векторной графики намного проще. Художественная подготовка изображений средствами векторной графики чрезвычайно сложна. Основной элемент векторной графики - линия.

Фрактальная графика предназначена для автоматической генерации изображений, путём математических расчётов. Создание художественной фрактальной композиции состоит не в рисовании или оформлении, а в программировании. В основном фрактальная графика применяется в развлекательных программах Основной элемент фрактальной графики - формула

Хохломские мастера выполняют роспись кистью от руки, без предварительного рисунка. При этом кисть обхватывается у самого основания тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к рисуемой поверхности и концом с лёгким нажимом выполняется рисунок.

Каждый мастер создает уникальную композицию, такую, которую может сделать только он, но каждый из мастеров знает, что если он работает в стиле “травка”, в росписи должны присутствовать три основных элемента:

1. Волна 2. Завиток 3. Кустик

Волна рисуется одним нажатием на всём своём протяжении, соблюдая одинаковые интервалы изгибов. Преподаватель рисует на доске, студенты на своих листах бумаги. Завиток помещается на каждом этапе волны, заворачиваясь вправо и влево поочерёдно. Выполняются завитки. Кустик состоит из отдельных травинок разных по размеру и конфигурации. Располагается он между волной и завитком. Выполняется кустик.

Ну а теперь я передаю вас в руки Юрия Николаевича. Он научит вас рисовать эти элементы с помощью компьютера.

Сегодня на занятии мы с вами научимся работать графическим редактором Paint, он предназначен для создания изображения в растровой графике. Созданные рисунки можно распечатать на принтере или вставлять в другие документы в качестве графических объектов.

Программа запускается командой ПУСК—>ПРОГРАМЫ—>СТАНДАРТНЫЕ—>ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР Paint.

В открывшемся окне программы в верхней части имеются заголовок окна, под заголовком располагается строка меню, в центре расположена рабочая область, в виде белого листа бумаги, слева имеется панель инструментов и внизу располагается палитра красок. Изначально необходимо выбрать на панели инструментов инструмент “кисть” и установить для неё необходимую толщину. Затем выбрать в палитре красок нужный цвет. Для изображения волны используется черный цвет. После этого курсор мыши устанавливается у левого края рабочей области, фиксируется левая клавиша мыши, перемещая курсор к правому краю рабочей области, плавно рисуется волна, в конце линии необходимо клавишу отпустить.

Завиток помешается на каждом этапе волны, заворачиваясь вправо и влево поочередно, он рисуется аналогичным образом, т. е. также как и волна, но только курсор мыши устанавливается не в начале рабочей области, а в начале изгиба каждой волны.

Кустик состоит из отдельных травинок разных по размеру и по конфигурации, и располагается он между волной и завитком. Кустик рисуется между каждой волной и завитком у этой волны. Рекомендуется на панели инструментов установить тоньше толщину кисти, но цвет не изменять. В исходном месте устанавливают курсор мыши, нажимается левая клавиша, и мышь аккуратно перемещается по коврику, при этом вырисовываются нужные элементы рисунка

Для Хохломской росписи определены не только этапы рисования, но очень важно и то, что цвет её позволяет называть это чудо “золотым”. А это сочетание желтого, красного и чёрного. По желанию автора может быть введён и зелёный цвет. Один из трёх основных цветов всегда является фоном.

Продолжим работу на бумаге кистью. Зальём фон и добавим к трём основным элементам отдельные мотивы “ягодка”, “листик” и другие.

Законченные работы выставляем на доске и подходим к компьютеру.

Аналогичную работу вы выполните при помощи графического редактора Paint.

Для получения нужного цвета фона на экране необходимо вначале ограничить область закраски линией. Для этого на панели инструментов выбирается инструмент "линия", а затем мышью проводится линия с левого до правого края рабочей области. После этого на панели инструментов выбирается инструмент ''заливка" и в палитре устанавливается необходимый цвет заливки. Курсор мыши в виде чернильницы подгоняется в область заливки и нажимается левая клавиша мыши. После этих манипуляций область, ограниченная линиями окажется закрашена одним выбранным цветом. При выполнении этих работ необходимо учитывать, что если в линиях ограничивающих область заливки будет хотя бы небольшой разрыв, тогда заливка цветом перейдёт и на основную область рисунка, которая не должна была бы заливаться. Студенты выполняют образец Хохломского узора на компьютере, полученные изображения распечатываются на принтере и помещаются на выставке.

Перед вами результаты сегодняшнего урока <Рисунок>. Вы не просто познакомились с историей Хохломской росписи и узнали, как выполняются её элементы, вы не просто узнали возможности компьютерной графики, но вы сделали это всё своими руками.

Вы рисовали кистью и “мышкой”, вы соприкоснулись с тайной древнего искусства и “перекинув” мостик в сегодняшний день, осуществили аналогичную работу при помощи компьютерной техники. Кому-то понравилось больше рисовать кистью, кому-то при помощи компьютера.

А сейчас выберите любую пару упражнений (кроме своих) и оцените их.

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопросы:

а) Что запомнилось из сегодняшнего урока?
б) Что удивило и что поразило?
в) Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?
г) Пригодятся ли вам эти знания в жизни?