Устный журнал (классный час): "Пылайте сердцами, творите любовью!"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель и задачи: Пробуждение чувства любви к себе и окружающему миру.

Зрительный ряд:

1) “Дерево настроения” (внутреннее состояние)

2) Портреты мам.

3) Лозунги:

а) “Любовь”.
б) “Пылайте сердцами, творите любовью”.

4) Солнце – лучи.

5) Свеча.

6) Портрет Д. Привалова (ученика школы, погибшего на Чеченской войне).

7) Живые цветы.

8) Бумажные человечки.

9) Шкатулка с зеркалом.

Музыкальный ряд:

1) Шедевры инструментальной музыки.

2) Видеокассета. (по маршрутам экспедиций Н.К. Рериха)

I

“Каменная летопись России”

Слайды природы.

Л. Толстой писал: “ Любовь есть сила жизни. Любовь это правило для исполнения всех правил.” С этим трудно не согласится. Действительно, это творящая сила жизни и мироздания формирует положительное отношение человека к себе самому, к окружающему миру, к Высшему, рождает гармонию, является средством достижения физического и духовного здоровья.

“Дерево настроение” – 5цветов.

1) Красный – ассоциируется с огнём, кровью, власть, ему приписывают (агрессия) целительные свойства способность противостоять колдовству.

2) Жёлтый – цвет золота и осени. Человек, выбравший этот цвет-(радость) властный, целеустремлённый.

3) Зелёный – цвет травы и листьев. Он действует успокаивающе. (лидер) Надежда, веселье, натура скрытая и упрямая.

4) Синий – цвет моря и неба. Доброта, постоянство, честность, (усталость) верность, чувство мира невидимого.

5) Коричневый – (не предрасположенность к другим)

(Закрываем листики – настроение на деревце)

Тему классного часа вы узнаете, если вслушаетесь в стихотворные строки, музыку, всмотритесь в слайды.

II

(Звучит фонограмма – “Инструментальная музыка”)

В стихотворении М. Скребцовой заменим два слова “ЛЮБОВЬ” местоимением “ОНА”:

Глаза в глаза увидевшие чудо,
Душа, души вернувшая покой,
Свой вещий свет (любовь) разбудит всюду,
Она во всём и всех завёт с собой.

Она одна божественно целебна,
Она одна все души утолит
Своим прикосновением волшебным
Она мгновенно землю озарит.

И серый мир с ней станет совершенным,
Осмысленным, таинственно иным,
Она своим дыханием волшебным
Наполнит души, суть откроет им.

Она ворвётся в звуки старых песен,
Она слова сияньем растворит.
Мир лишь тогда божественно чудесен.
Когда (любовь) глазами говорит.

- Как вы думаете, что же обладает таким волшебным могуществом, говорит глазами, и при этом мир становится божественно чудесен?

- Возможно, это любовь.

- Давайте проверим, как соответствует наши мысли теме классного часа.

III

(До этой минуты на доске закрывают слово “ЛЮБОВЬ”)

- Вы правы. Что вы чувствуете, когда слышите это слово? Какие мысли возникают?

- Становится тепло в груди.

- Вспоминаю маму.

- Сердце бьётся сильнее.

- Это хорошее чувство.

IV

Сегодня мы будем размышлять о любви. Начнём со шкатулки. В ней находится самое дорогое, что есть на свете. Загляните неё, и вы увидите, что является самым ценным.

(В шкатулке лежит зеркало. Каждый ребёнок по очереди заглядывает в неё.)

Простой приём помогает выявить отношение ребёнка к самому себе. От этого зависят многие жизненные ситуации, с которыми он столкнётся, и даже больше его судьба! До сей поры никто не говорил ему, что главная ценность он сам.

Поэтому, человек начинает искать ценности везде, и только не в себе.

- Там зеркало.

- Отражение.

- Человек.

- Я.

- Кто удивлён тем, что увидел? Почему?

(Дети отвечают)

- Я не ожидал увидеть там зеркало.

- Там могло быть что-нибудь другое, ценное.

- Цепочки, кольца всякие.

- Что-нибудь необычное.

- Только не зеркало.

- Драгоценности.

- Призы какие-нибудь.

- Сердечко, как не День Святого Валентина.

- Не ужели я дороже всех на свете?

М. Лазарев.

Свет мой зеркальца скажи,
Правды путь мне укажи.
Кто на свете всех дороже,
Кто милее и пригоже.
Вижу в зеркальце ответ:
Пред тобою меркнет свет!
Каждый встречный и прохожий -
Для себя он всех дороже!!
Любим мы и пап и мам,
Но дороже всех я сам,
Я сам!

(Раздаются детям зеркала и, глядя в них, они читают текст, написанный на плакате и закреплённый на доске).

- У кого изменилось ощущения после песни?

- Стало как-то спокойнее.

- Мы говорим о любви. Кого легче любить себя или другого?

(ответы.)

Пока мы не научим детей любить себя такими, как они есть, им не суждено любить других людей. Любовь к Высшему, к миру начинается с любви к себе. Поможем ребёнку открыть в себе любовь, понимать это чувство на поверхность, наполнит им сердце, ум сознание, всё существо.

V

Любовь начинается в сердце человека, светит в его глазах.

(Раздаются бумажные детские фигурки. Предлагают детям мысленно повторять мои слова и рисовать то, о чём мы будем говорить. Включаем музыкальный фон).

- Нарисуйте человеку свои глаза и повторяйте за мной.

Мне нравятся мои глаза.

У меня прекрасное зрение.

Я вижу всё ясно и отчётливо.

С любовью я смотрю на свою прошлую, настоящую и будущую жизнь.

Я вижу хорошее в каждом человеке.

Я вижу это всегда и везде.

Я люблю и ценю мои прекрасные глаза.

- Нарисуйте своё сердце. Повторяйте:

Мне нравится моё сердце

Моё сердце разносит радость по всему телу.

От меня во все стороны исходит любовь, вся моя жизнь радость.

Я люблю сердце.

Я люблю и ценю моё сердце.

Нарисуйте всё лицо и повторяйте за мной.

Мне нравится моё лицо.

Мне нравится моё тело.

Моё тело – прекрасный дом для жизни.

Оно служит мне так хорошо

У меня искренние, светлые мысли, которые приносят мне хорошее самочувствие.

Я люблю и ценю моё тело.

(Закончив работы, прикрепляем их на доске, располагая группой).

- Что видят человечки в нас? Отвечайте на этот вопрос, помня, что они смотрят на мир нашими глазами и видят во всех нас всегда хорошее.

- Доброту.

- Любовь.

- Себя.

- Спокойствие

- Радость

- Смелость

-Что объединяет фигурки?

-Это мы.

- Наши отражения

- Это дети

- Все они люди

- Каждый из человек

- Что общего есть у всех людей?

- Сердце

- Лицо

- Глаза

- Руки, ноги, тело.

VI

(Предлагаю прочитать высказывания философов и писателей о любви. Выбрать то, которое больше понравилось, и объяснить свой выбор. Лист с ……. предложить один на двоих.)

Работа в паре помогает лучше чувствовать соседа.

Тот, кто любит по-настоящему какого-то одного человека, любит весь мир. Э. Фремм.

Любовь есть склонность находить удовольствие во благе другого человека. Г. Лейбниц.

Любовь это невидимая страна, и мы, все плывём туда, каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт свой корабль своим собственным путём. М. Пришвин.

Сад цветёт, и каждый наслаждается в нём ароматом. Так и человек бывает, как цветущей сад: любит всех, и каждый в любовь его входит. М. Пришвин.

Любовь – ключ входа. Любовь – мощь преодоления. Любовь – целебный родник не иссекающий. Не может полюбить сердце, в котором живут злоба и жестокость. Живая этика.

– Какое высказывание произвело на вас большое впечатление? Почему?

VII

Немного найдётся в жизни понятий более сложных для постижения, чем любовь. В греческом языке есть четыре различных слова, каждое из которых соответствует понятием любви:

1) к единственному человеку

2) любви к родителям

3) любви к Родине

4) Высшей любви

В русском языке слово “ ЛЮБОВЬ” имеет широкий круг значений от “ Я ЛЮБЛЮ

МОРОЖЕНОЕ ” до “ Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ВСЕМ СЕРДЦЕМ”.

Любовь к единственному человеку.

Для этого я хочу прочитать небольшой рассказ о светлой и печальной любви, для которой день Бородинской битвы стал последним днём счастья.

“ Она была из старинного рода Нарышкиных, и породнились в браке тоже со знаменитой в Москве фамилией Тучковыми. Недаром её супругу Александру Алексеевичу важно было на военной службе именоваться Тучковым – четвёртым, дабы быть отличным от старших братьев генералов, а в 30 – генерал-майор.

Портрет генерала Тучкова – четвёртого, воспроизведённый в юбилейном 1912 г. На почтовой открытке, даёт нам теперь счастливую возможность представить себе этого человека, любимца Москвы, которого впрочем, трудно было увидеть без супруги его Маргариты. Она старалась всегда быть вместе, и даже на учении, а то и в заграничный поход отправлялась вслед за мужем.

……..На поле Бородино он командовал Ревельским пехотным полком. Увидев, что полк его дрогнул под градом ядер, картечи и взрывов земли, схватил знамя, бросился вперёд и был убит.

Верная своему обычаю Маргарита Михайловна вместе с годовалым сыном в тот день находилась в нескольких верстах от поля сражения. И когда битва отгремела, она, не смотря на все уговоры, в сопровождении лишь духовника пошла туда, где несколько десятков тысяч человек лежали мёртвыми.

По преданию глубокой ночью при свете фонаря нашла она палец с кольцом мужа. Об этом картина Н.С.Матвеева “Вдова генерала Тучкова”, неоднократно воспроизводилась на почтовых открытках.

На месте гибели мужа его вдова, продав семейные драгоценности, поставили первый на Бородинском поле памятник. В одном из старинных путеводителей указывалось, что долгое время на этом месте была прибита к чудом уцелевшей берёзе доска с надписью:

“На сей батарее убит, Александр Александрович Тучков, 1812 г., 26 августа”.

Маргарита Михайловна поселилась в маленьком домике, неподалеку от Багратионовых фамилий. Позже, в конце 20 х годов, на деньги вдов и родственников погибших на Бородинском поле старанием Тучковой был возведён Спасо-Бородинский монастырь, пережив мужа на 40 лет.

“Твоё рождение, – писала Тучкова сыну в день именин, – было последним пределом нашего счастья …… Твой отец! Я научилась покорности судьбе, но рана моя не заживала никогда……она свежа”.

Судьбе угодно было нанести ей новую ей незаживающую рану. Сын умер в 14 лет.

Похоронили его в часовне на Бородинском поле.

Окрестные жители долго хранили память о “ бородинском затворнице.”Рассказывали о её доброте. Её здесь называли матерью – не по монашескому сыну, а по душевной потребности. В воспоминаниях, о ней записанных со слов стариков, встречается ещё одно определение: “болезненная душа” – старое, богатое смыслом русское слово.

Давайте вспомним стихи, разученные ко Дню Святого Валентина в 5 классе

Прекрасный день, счастливый день:
И солнце и любовь!
С наших полей сбежала тень,
Светлеет сердце вновь.
Проснитесь рощи и поля,
Пусть жизнью всё кипит:
Она моя, она моя!
Мне сердце говорит.
Девчонки, думайте о принцах,
О неоткрытых полюсах.
Пускай она вам сладко снится,
Шаланда в алых парусах!
Уходит женщина. Уходит,
Как солнце с неба, как река.
За горизонт по шатким сходням.
Круги, кувшинок, тростника,
Уходит женщина и так просто,
Без слов, без слов, без жалоб прочь,
Как в океане синий остров,
Естественно обычно вечно
Уходит женщина: Не тронь.
Так уходя, идёт на встречу
Кому-то ветер и огонь.
Всегда найдётся женская рука,
Чтобы она прохладна и легка,
Жалея и немножечко любя,
Как брата успокоила тебя.
Всегда найдётся женское плечо
Чтобы в него дышал ты горячо,
Припав к нему беспутной головой
Ему, доверив сон мятежный свой.
Всегда найдутся женские глаза,
Чтобы они всю боль твою глуша,
А если и не всю, то часть её,
Увидели страдание твоё.

VIII

Любовь к родителям

- Я думаю, вы догадались о ком же сейчас мы поведём диалог?

- О маме!

(На доску закрепляется солнечный круг, внутри которого закреплены портреты мам).

Мама! Самое дорогое на свете слово. С ним связано всё самое доброе, самое близкое.

Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,
Наверно, за то, что дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу, и светлому дню –
За это тебя родная люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг…..
Люблю тебя, мама. Ты лучший мой друг.
Ни усталости не зная, ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама, всё тревожится о нас.
Нас кормила, баюкала, у кроватки пеленала
Первой нас она учила, добрым, радостным словам.

Сколько ночек не спалось ей, если вдруг болели мы.
Сколько плакать довелось ей, в комнатушке среди тьмы.
Кто кручинится, когда мы опечалены подчас.
Сколько радости у мамы, если кто-то хвалит нас.
Сколько мук ей было с нами, и наград не надо ей,
Об одном мечтают мамы – о любви своих детей.

IX

Любовь к родине

(Включается видеозапись Храмы – Каменной летописи Руси)

Россия! Русь! Куда я не взгляну….
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю на век, до, вечного покоя.
Россия! Русь! Храни себя, храни!
Когда по родному краю иду

И песнями сердце полно,
Берёзок листва и песни слова
Сливаются в чувство одно.
Такие просторы полей и лесов.
И небо такой высоты,
И рек синева, и лугов широта,
И всё это, Родина, ты!
Солнышко глянет иль вьюга завьюжится,
Слушай просторы и вольно дыши,
Есть у России солдатское мужество,
Вечный огонь материнской души.

(На видеозаписи раздаётся колокольный звон).

Звон колокола как набат. Как призыв, как память!

Русскому человеку (российскому человеку) свойственна любовь к родному краю, где он родился и вырос, к своей прекрасной Родине.

Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество.

Несколько минут я хочу посвятить памяти нашего земляка, ученика нашей школы, моего бывшего ученика – Дмитрия Привалова.

(Дети выносят портрет Дмитрия и ставят его на почётное место, возлагают цветы.)

Чеченская война

У этой войны ещё нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно знать. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей.

Война – явление жестокое, страшное. Но пока существует на земле злоба, ненависть, существовать и войны, которые наносят боевые раны молодым, уносят из жизни детей и близких. В русском народе живёт убеждение, что истинный человек и сын отечества есть одно и то же.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремление защитить от врагов, своими делами служить её истинным интересам, чувство великое, необходимое.

М.Пляцковский. “Родина”

“Родина” – мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это всё, что мы завеем судьбой,
Родина! Отечество святое!
Перелески, Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Родина! Земля отцов и предков,
Мы влюбились в эти клевера,
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли -
И на век останется святым….
Землю ту, что Родиной зовётся,
Коль придётся сердцем защищать!

(Читаем письма Дмитрия родителям)

“Жизнь есть любовь, когда она возвышена и благородна, когда она даёт человеку равность в поступках, действиях; раскованность в мыслях, мечтах; основательность в отношениях с друзьями”.

Всё это у него было, всё это осталось нам в его письмах.

(читаем)

(После писем, чтения стиха учеником)

Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил,
Получил и “5” и “2”,
Но я школу 2 любил.
Не спешите, постойте, ребята!
Побеседуйте тихо со мной,
И скажите: “Какой был весёлый!
И кокой он был молодой!”
Подождите, девчонки, смеяться,
Посмотрите на этот портрет,
А меня уже, нет просто нет…
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь не кто не убил!
Мне не бегать на поле футбольном,
И подругу встречать по весне…
Я зимой не вернулся из боя
Я убит на Чеченской войне.

Мне исполнилось 21

Россия…. Как из песни слово. Берёзок юная листва
Кругом листва, поля и реки, раздолье, русская душа!
Люблю тебя моя Россия, за ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей!
Люблю, глубоко понимаю степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют одним широким словом Русь!

Родина наша – это страна,
Очень и очень большая одна.
Родина наша – это наш дом.
Где мы все вместе дружно живём.

Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой мирной тишиной!

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки.
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.

Есть у России Берёзоньки белые,
Кедры забывшие, сколько им лет,
Горы, от вечных снегов поседевшие,
Реки, которым названия нет.
Есть соловьиные песни бессвязные,
Зори полей и огни городов,
Есть у России сердце безотказное,
Мудрые руки её мастеров.

X

(Минута молчания)

 XI

Создание коллективного панно.

(На столах полоски жёлтой бумаги. Прошу детей написать на них то, что они хотели бы отдать людям).

(На доску закрепляется плакат – “ Пылайте сердцем, творите любовью”)

- Что получится, если прикрепить полоски к доске?

- Солнце!

- Кто закончит работу, закрепите лучи так, что бы они освещали не только наших человечков, но и весь мир.

“Любовь”, “Доброта”, “Радость”, “Счастье”, “Жизнь”, “Дружба”, “Верность”, “Уважение”, “Силы”, “Храбрость”, “Тепло души”, “То, чего не было”, “Каждому много лет”.

XII

Зажигается свеча, которая является символом огня, единства с природой, гармонии духа и тела, веры в человека. (Свечи раздаются детям)

- Любовь сравнивается с огнём, который горит в сердце. Представьте себе, что любовь в вашем сердце подобна свече… Огонь свечи становится ярче… И вот это уже солнце. Мы все залиты солнцами нашей любви. Солнце светит всем. И мы, как солнышки, дарим свою любовь всем….

Вы – это любовь….

1) Заливаем своей любовью весь мир… Пусть будет миру хорошо. Мир и добро людям!

2) Пусть будет хорошо нашему городу. Мир и добро нашему городу!

3) Пусть будет хорошо России нашей. Мир и добро России!

(Встаём в круг. Держим в одной руке свечу, другой – плечо друга)

XIII

“Дерево настроения”

Наше дерево показало, что вы чувствуете себя хорошо, радостно, спокойно.

Помните, до тех пор, пока в сердце горит огонь любви, человек живёт, творит, постигает мир.