Занятие в творческом объединении эколого-биологического направления на тему: "Научно-организационные основы содержания рептилий в террариумах"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия:

Углубление и усовершенствование знания об экологических особенностях содержания животных в живом уголке и домашних условиях.

Задачи:

  • развить познавательный интерес к дальнейшему самостоятельному изучению содержания животных в живых уголках и домашних условиях.
  • выработать практические навыки по оборудованию террариумов для содержания в них животных;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

  1. Террариумы уголка живой природы, самостоятельно изготовленные учащимися творческого объединения на прошлых занятиях;
  2. Инструменты и материал для оборудования террариумов:
  • Люминесцентные лампы типа ЛД мощностью 20-40 Вт. – 6 шт;
  • Терморегуляторы РТ – 1;
  • Воздушные компрессоры – 2шт;
  • Лампы накаливания;
  • Вентиляторы;
  • Природный материал – сфагновый мох, куски туфа, черепки глиняных цветочных горшков, керамических дренажных труб, красного кирпич;
  • Комнатные растения;
  • Термометры.

Дидактический материал:

  1. Планшет “Типы террариумов”.
  2. Схема подачи подогретого воздуха в террариум.
  3. Схема озеленения террариумов.
  4. Положение о правилах работы в живом уголке и правилах личной гигиены.

План:

  1. Роль и значение для человека общения с животными.
  2. Общее требование к устройству террариумов.
  3. Типы террариумов.
  4. Факторы, обеспечивающие успешное содержание животных в террариумах: освещение, обогрев, вентиляция, укрытия, источник ультрафиолетового облучения, декорация.
  5. Практическая работа по обустройству террариумов для животных живого уголка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Назначение этого элемента занятия – привлечение внимания учащихся к началу работы.

2. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы, связь с предыдущей темой.

Педагог обращает внимание учащихся на важность изучаемого вопроса, на единство живой природы и человека, на необходимость знания по экологии для сохранения жизни животных в неволи и обоснования изучаемой темы.

В эпоху научно-технического прогресса, интенсификации всех сфер человеческой деятельности, как на производстве, так и в быту, в эпоху информационного бума у человека остается все меньше и меньше времени на общение с природой. Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и эмоциональное влияние, которое оказывает на человека общение с животными. Замена непосредственного общения с живой природой чтением книг о ней или просмотром специальных телевизионных программ, конечно же, не решает проблемы. И этот недостаток контакта с природой человек пытается возместить переносом ее частицы в свой дом. Сейчас люди содержат в домах самых различных животных — от древнейших спутников человека, кошек и собак, до лягушек, пауков и змей.

Итак, если есть животное, которое хотелось бы держать в уголке живой природы, то для него нужен террариум. В первую очередь необходимо определить, какого он будет типа, размера и где будет стоять. Тип и размер террариума зависят от особенностей животного. Однако сейчас есть все возможности говорить о месте террариума в помещении не только с точки зрения обеспечения наиболее благоприятных условий для его обитателей, но и как о ярком элементе интерьера жилища. Теперь уже трудно представить себе любителя, который будет удовлетворен технически совершенным, но уродующим внешний вид помещения террариумом. Удачно расположенный и хорошо декорированный террариум может стать не только местом для содержания любимого животного, органично вписывающимся в интерьер помещения, но и ее украшением — приятным местом для отдыха.

3. Информация об общих требованиях к устройству террариумов, о типах террариумов и факторах, обеспечивающие успешное содержание животных в террариумах: освещение, обогрев, вентиляция, укрытия, источник ультрафиолетового облучения, декорация сообщается учащимися, которая отбирается учащимися самостоятельно.

Функция преподавателя заключается в том, чтобы дать учащимся список рекомендуемой литературы, помочь подобрать иллюстрации к сообщениям и довести до их сведения, каким количеством времени располагает каждый учащийся. Предварительного прослушивания докладов не проводилось. Учащимся были даны рекомендации, как готовиться к выступлению, и оказана помощь в подборе иллюстраций к сообщениям. Иллюстрации были подобраны из рекомендуемой литературы и, кроме того, были сканированы те рисунки и фотографии, которые подобрали сами учащиеся. При реализации этого элемента занятия, педагог демонстрирует подобранные учащимися картинки с помощью компьютера, а учащиеся сами, распределяя время, делают сообщения.

Сообщения учащихся:

Общая схема террариумов.

Независимо от того, какое животное содержится в террариуме, он должен иметь: источник света; системы поддержания температуры вентиляции, обеспечения водой и поддержания влажности; укрытие и источник ультрафиолетовых лучей. Все техническое оснащение в террариуме должно располагаться так, чтобы наиболее полно соответствовать своему назначению, быть безопасным для человека и животных, легко доступным для замены и ремонта и не мешать уходу за животными. (Общая схема террариумов №1 прилагается)

Типы аквариумов.

В зависимости от содержащегося животного используются различные типы террариумов. По форме их можно разделить на три основных типа: горизонтальный, кубический и вертикальный. Горизонтальный тип террариума рекомендуется для содержания наземных амфибий и рептилий, в основном обитающих на открытых пространствах степей, пустынь и т. д. Кубический террариум — для содержания животных, одинаково использующих как горизонтальную, так и вертикальную поверхности, а также для роющих видов, обитающих в толще грунта. Вертикальный тип террариума необходим при содержании животных, обитающих на вертикальных плоскостях, – кроне деревьев или на стволах, на стенах построек и т. п.

Для изготовления террариумов используют различные материалы: дерево, стекло, оргстекло, твердый полихлорвинил и т. д.

Террариумы можно делать каркасными и бескаркасными.

Независимо от типа террариума и материалов, использованных при его изготовлении, необходимо, чтобы все его части были плотно подогнаны друг к другу, чтобы ни где не осталось щелей или зазоров. (Рис №2 прилагается)

Освещение террариумов.

Это — один из наиболее важных факторов, обеспечивающих успешность содержания террариумных животных. Освещение влияет на животных двояко — интенсивностью и длительностью. Интенсивность освещения очень важна для дневных видов животных и находящихся в террариуме растений. При подборе мощности осветителя надо исходить из того, что в средней полосе России естественная освещенность открытого участка в солнечный день равна 100 000 лк, в тени — 10 000, в комнате у окна — уже около 2000, а всего в нескольких метрах от него — только 300 лк. Нужно всегда помнить, что переосветить террариум практически нельзя и экономить на освещении недопустимо! Для комнатного террариума средних размеров следует монтировать осветительный блок из 4—-6 люминесцентных ламп типа ЛД или ЛБ мощностью 20—40 Вт. Полезно знать, что одна 40-ваттная люминесцентная лампа, расположенная на высоте 50 см от грунта, дает на нем освещенность без специального отражателя около 200 лк, а с рефлектором — 300 лк. Для солнцелюбивых животных необходимы значительно более мощные осветительные лампы типа ДРЛ-125, 200, 400 Вт. Однако лампы этого типа имеют один существенный недостаток — они не сбалансированы по цвету и дают преимущественно синюю гамму цветов. Поэтому их приходится комбинировать.

Обогрев террариумов.

В террариумах обогрев необходим для многих амфибий и большинства видов рептилий.

Источник тепла в террариуме должен располагаться в одной из его сторон, чтобы создать разницу температур и дать возможность животному самому выбирать нужную для него в данный момент температуру. Излучатель, особенно мощный, должен обязательно находиться в сетчатой коробке, причем сетка не должна сильно нагреваться, во избежание ожогов у животных. Для обогрева можно использовать бытовые лампы накаливания (лучше с зеркальным покрытием), что обеспечивает более глубокий, локальный прогрев. Используются лампы различной мощности, инфракрасные лампы типа ИКЗК-220-250, надежно изолированные гибкие термоэлементы типа ЭНГЛ-180. В больших террариумах для обогрева используются электрокамины, блоки из ламп ИКЗК или мощные лампы типа КГ-220-1000-1. Источники тепла, если они не имеют собственных зеркальных покрытий, должны быть оснащены отражателем, чтобы создать под ними обогреваемый участок. Для ламповых обогревателей лучше использовать керамические патроны. Регуляцию обогрева следует осуществлять автоматически при помощи аквариумных терморегуляторов, например РТ-1 или РТА-3.

Вентиляция в террариумах.

Каждый террариум обязательно должен иметь хорошую вентиляцию. Застойный воздух — враг незаметный и сразу не проявляющийся, и тем еще более опасный. Отсутствие вентиляции гарантирует вам дополнительные трудности при размножении многих террариумных животных, а в отношении некоторых видов (особенно древесных) — медленную и неотвратимую гибель их. Подача свежего воздуха в террариум осуществляется двумя путями — за счет тепловой конвекции и принудительно, вытяжным вентилятором.

Первый вариант используется в небольших террариумах, второй — в террариумах, объемом более 2 м3. в больших террариумах, где содержатся древесные виды животных, кроме того, необходимо устанавливать еще один, дополнительный, вентилятор, для активного перемешивания воздуха внутри террариума.

Схема конвекционной вентиляции проста. Воздух, нагреваясь около осветительных или нагревательных приборов, поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух снизу. Конвекционную вентиляцию необходимо организовать так, чтобы холодный воздух, приходящий на место теплого воздуха, не оказался тем же самым отработанным воздухом, только слегка остывшим. (Схема №3)

Укрытия в террариумах.

Укрытия в той или иной степени нужны всем животным. Характер укрытия определяется особенностями биологии вида животного, содержащегося в вашем террариуме. Условно укрытия могут быть разделены на естественные и искусственные. Естественные укрытия в террариуме аналогичны таковым для животных в природе. В качестве примера естественных укрытий можно привести: пустотелые стволы деревьев, норы в грунте, вырываемые животными самостоятельно, пазухи листьев и т. д. Искусственные укрытия в отличие от естественных полностью изготавливаются человеком. Это упомянутые ранее камеры влажности, дуплянки, искусственные норы, специально сконструированные горки из облицовочных плиток, керамических горшков и т. п.

В зависимости от экологических потребностей вида те или иные укрытия нужно располагать в разных местах террариума. Для наземных видов это лежащие на грунте куски коры, коряги, дерновины мха. Для древесных животных— щели под отставшей корой на ветвях, дуплянки, подвешенные к потолку террариума или к его боковым стенкам. Водные виды в качестве укрытий часто используют плотные кусты растений, перевернутые половинки цветочных горшков. (Рис №4)

Источник ультрафиолетового облучения.

Для нормального роста и развития амфибиям и рептилиям, как и всем другим животным, необходимы ультрафиолетовые лучи, источником которых в природе является Солнце. В качестве источников этих лучей в террариуме используют различные кварцевые или эритемные лампы. И те, и другие можно устанавливать в террариуме стационарно, а, подключив их к реле времени, вы можете автоматизировать процесс облучения. Расстояние от лампы до облучаемого объекта, частоту облучений и время экспозиции в большинстве случаев определяют индивидуально, и более подробно мы остановимся на этом в главе “Болезни и их лечение”. При работе с кварцевыми источниками ультрафиолетовых лучей необходимо помнить, что при увеличении времени экспозиции возможно возникновение ожогов роговицы глаз и кожи у человека, во избежание чего необходимо пользоваться темными солнцезащитными очками или установить дополнительный экран, исключающий попадание прямых лучей от излучателя на человека.

Декорация в террариумах.

Декорация дает возможность превратить террариум в помещении в приятное дополнение к интерьеру. Использование различных декоративных элементов и материалов, способов их обработки позволяет придать более привлекательный вид террариуму в целом. Для отделки, как лицевой панели, так и внутренних поверхностей террариума можно использовать самые различные декоративные материалы:

  • различные пластмассы, бамбук, тростниковые циновки,
  • ротанговые сетки, маты, плетенки, тонкие туфовые плиты, оструганные доски, обработанные морилкой и покрытые лаком, горбыль и т. п.

Замечательные пластические качества таит в себе пенопласт, обработка которого режущими инструментами, электропаяльником или открытым огнем с помощью паяльной лампы с последующим покрытием эпоксидной смолой дает возможность создавать в террариуме самые причудливые искусственные рельефы.

Кроме того, декорирование позволяет скрыть бросающиеся в глаза элементы технического оснащения террариума — нагреватели, облучатели, терморегуляторы и т. д. Независимо от того, какие материалы используются при декорации, необходимо, чтобы они были удобны в работе, достаточно легки, не имели острых краев и углов, представляющих опасность для животных и человека, работающего с ними. Также недопустимо наличие мелких отверстий и узких щелей, снижающих эффективность дезинфекции и затрудняющих борьбу с клещами. По этой же причине важно, чтобы все декоративные элементы легко демонтировались и были устойчивы к воздействию горячей воды и дезинфицирующих растворов.

(Схема озеленения террариума №5)

4. Конспектирование изученного материала учащимися.

Следующий элемент занятия связан с фиксацией учащимися приобретённых на занятии знаний. Учащиеся работали в соответствии со списком вопросов предложенных им ранее. В распоряжение учащимся предоставляются текстовые материалы в соответствии с изучаемой темой. Учащиеся могут выбрать себе для работы нужный фрагмент текста и работать с ним. В результате этой работы учащиеся делают короткие записи в своих тетрадях.

5. Тестирование учащихся.

По завершении этой работы, учащимся предлагается тест, ответы, на вопросы которого они должны были дать в специальных бланках, которые были предназначены для быстрой проверки, бланки имели одинаковый размер и были разграфлены так, что, пользуясь эталоном их можно проверить сразу и получить результаты проверки теста в течение короткого времени. Подобные бланки, как и сами тесты, были изготовлены помощью компьютера. Цель в том, чтобы учащиеся ещё раз пропустили через своё сознание тот материал, который они изучали на занятии, оценка по этому тесту выставлялась, как подтверждение умения учащегося работать на занятии.

Вопросы:

1. Тип и размер террариума зависят от:

А – от особенностей животного;
Б – от его места расположения;
В – от наличия материала для его изготовления.

2. Какие по форме бывают террариумы?

А – вертикальные;
Б – параллельные;
В – горизонтальные.

3. Террариум должен иметь:

А – источник света;
Б – систему поддержания температуры и контроля за ней;
В- но не иметь укрытий.

4. Как должно располагаться техническое оснащение в террариумах?

А – быть безопасным для человека и животным;
Б – наиболее полно соответствовать своему назначению;
В – быть ярко окрашенным.

5. . Каким образом освещение влияет на животное в террариуме?

А – никак не воздействует;
Б – интенсивностью воздействия;
В – длительностью воздействия.

6. Как осуществляется подача свежего воздуха в террариум?

А. – за счет тепловой конвенции;
Б – он там не нужен.
В – принудительно, вытяжным вентилятором.

7. Что должна обеспечивать конструкция укрытия в террариумах?

А – легкость извлечения из него животного;
Б – легкость демонтажа самого укрытия;
В – эстетический вид.

8. Каким требованиям должен отвечать материал, используемый при декорации террариума?

А – они должны быть удобны в работе;
Б – громоздкие и тяжелые;
В – не иметь острых углов и краев.

9. Какие лампы используются для ультрафиолетовых лучей?

А – кварцевые лампы;
Б – лампы накаливания;
В – эритемные лампы.

10. Где должен в террариуме располагаться источник тепла?

А – в одной из его сторон;
Б –в сетчатой коробке;
В – в произвольном месте

6. Практическая работа по обустройству террариумов для животных живого уголка.

Перед проведение практической работы педагог проводит инструктаж по правилам техники безопасности и соблюдении правил личной гигиены.

После изложения и закрепления учебного материала учащимся предлагается практическая работа по оформлению имеющихся террариумов в живом уголке.

Им предоставляется ранее самостоятельно изготовленный террариум, материалы, инструменты и оборудование.

Работают бригадами – 2, 3 учащихся.

Предлагается определенный вид животного. Необходимо, учитывая его экологические особенности, оборудовать террариум, согласно научно обоснованных требований по его оборудованию и создания оптимальных условий содержания этого животного.

По окончании оборудования, группа учащихся представляет террариум и обосновывает его назначение.

После выполнения практической работы, учащиеся убирают свое рабочее место и моют руки.

Учащимся предлагается приобретенные навыки в оборудовании террариумов использовать в своей дальнейшей практике не только в уголке живой природы, но и в домашних условиях.

Использованная литература:

  1. Красная книга – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений . – М. 1983.
  2. Банников А. Г. Флинт В. Е. Мы должны их спасти. – М. 1982.
  3. Земноводные и пресмыкающиеся //Жизнь животных. Т. 5/ под ред. Доктора биологических наук А. Г. Банникова. – М. 1985.
  4. Карр А. Рептилии -М. 1976.
  5. Киселев Г. Е . Цветоводство. –М. 1952. Сааков С. Г. Оранжерейные и комнатные растения. –Л. 1983.
  6. Кудрявцев С. В. Фролов В. Е. Террариум и его обитатели. – М : Лесная