интегрированный урок: изобразительное искусство + региональный учебный курс "Урал. Человек. Истоки" по теме "Древние соборы"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  1. Дать представление о культуре России, помогая ученикам прикоснуться к истокам культуры своего народа.
  2. Знакомство с архитектурой древнерусского храма.
  3. Приобретение социокультурного опыта.
  4. Развитие внутреннего мира ученика через духовное взаимодействие с окружающей средой.

Социокультурный ряд: вера, надежда, любовь.

Обеспечение занятия:

  1. Слайды " Соборы Москвы", "Соборы русских городов".
  2. Карточки с опорными словами (глава, закомары, арка, свод, купол).
  3. Карточка с заданием " Построй свой храм", конверт с архитектурными элементами храма, геометрическими фигурами разной величины и разного цвета, фломастеры, клей, лист А4.
  4. Учебное пособие " Каждый народ – художник" Л. А. Неменская. 4 класс.
  5. Стихотворение Романов К. " Молитва".

Музыкальный ряд:

1. Колокольный звон " Ростовские колокола".

I. Присоединение

Учитель: Добрый день! Я очень рада вас видеть. Сегодняшнее занятие посвятим важнейшему творению мастеров. Мы увидим величественные храмы, услышим перезвон их колоколов и почувствуем, как любовь, вера и надежда поселяются в наших сердцах.

Фонограмма колокольного звона " Ростовские колокола".

Учитель:

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришли искупить
Ты своею Пречистою Кровью
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!

Показ слайдов " Соборы русских городов".

Учитель: Ребята! Вы прослушали прекрасное стихотворение, а сейчас посмотрите на эти великие памятники русского искусства. Люди приходят сюда, чтобы возвысить свои сердца, чтобы научиться жить по законам божьим.

II. Ресурсный круг

Учитель: Наш разговор мы начинаем с общения в круге. Какие чувства вызывают у вас эти великолепные храмы?

Дети: Светлое чувство, они очень красивые, чувство спокойствия…

Учитель: Молодцы! Как эмоционально и интересно вы высказываете свои впечатления. Эти храмы вызывают чувство гордости за наш народ, потому что идет возрождение России: реставрируются старые и возводятся новые храмы, как символ веры, надежды, любви.

III. Основной этап

Учитель: Собор всегда одухотворял сельский или городской пейзаж. Это святыня города. Его строили в центре города на самом высоком и красивом месте.

Жители всей округи собирались (отсюда слово "собор") на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.

Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далёкими потомками.

Представь себе, какое впечатление производил на современников каменный храм, его размеры, парадный вид среди потемневших приземистых деревянных изб. Он стоял, возвышаясь и сияя золотом шлемовидного купола. Присмотрись, как напоминает он образ богатыря. Словно упёрся крепкими руками в родную землю – выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нём ничего устрашающего, это здание внушает ощущение величавой простоты, сдержанной и уверенной в себе силы.

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Внутри здания сводчатые стены заменили толстые столбы, а наружу здания своды выходят полукружиями это закомары.

Стены, арка и свод стали основой каменных сооружений и храмов, и дворцов-теремов.

Над стенами храма высится глава. Её составляют купол, похожий на богатырский шлем, и барабан, в котором расположены окна. Стены собора имеют очень мало окошек, похожих на узкие щели. Зато внутри помещения свет льётся из-под купола – сверху, то есть это свет, идущий с неба!

Всё в храме не случайно, имеет особый смысл. Ставят здания алтарной частью на восток – навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь – самая главная и сокровенная часть храма.

Устройство храма – это строго определённый порядок. И тем не менее каждый собор имеет своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем.

В городе, кроме главного собора, почти на каждой улице строили свою церковь. К ней обращались в радости и в горе. В её облике долго сохранялись женские черты деревенской церкви с головкой-луковкой, с тонкой шейкой над двускатной кровлей, которая затем превратилась в высокий шатёр с нарядными кокошниками.

IV. Работа в четвёрках с постоянным лидером

Учитель: Ребята! Положите перед собой карточку с заданием и внимательно прочтите. Вам выданы конверты с набором геометрических фигур и архитектурными элементами храма. Фломастерами можете что-то дорисовать.

Самостоятельно

Каждый из вас сейчас смоделирует свой храм из отдельных элементов.

Обсудите свой выбор в группе, придите к общему решению и постройте общий храм.

Лидеры каждой группы защищают свой проект у доски.

Учитель: Молодцы! Задание выполнили творчески, выразительно. Точно передали образы соборов, которые воплощают могущество и силу государства.

V. Рефлексия

Учитель: Что дало вам это занятие?

О чём ты задумался сейчас?

(ответы детей)

В возведении храма ум, чувства и душа мастера соединяются с действием его рук, значит храм – это единение труда земного и труда души. И пусть всегда в ваших сердцах живёт любовь, вера во всё доброе и светлое и пусть надежда никогда не покинет вас.