Конференция "Роль и значение в письменной речи пунктуации" (внеклассное занятие по развитию устной и письменной речи)

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


После ряда уроков, на которых проводится повторение по нескольким разделам пунктуации, и уроков по закреплению знаний и навыков пунктуации хорошо провести заключительное повторение в форме внеклассной работы.

Я провожу конференцию, цель которой – повторение обобщающего характера.

За два месяца до времени, намеченного для проведения конференции, предлагаю учащимся подготовиться к занятию по повторению пунктуации.

Объяснив задачи предстоящей конференции, рассказываю учащимся, что к ней следует подготовить доклады, викторину, специальные номера газеты и организовать выставку лучших письменных работ учащихся.

Я распределяю между учащимися примерно следующие темы для докладов.

  • “Пунктуация, связь между пунктуацией и интонацией и роль их в языке”
  • “Вопросительный и восклицательный знаки, их сочетание, многоточие и правила их употребления в письменной речи”
  • “Запятая, её значение и правила употребления в письменной речи”
  • “Точка с запятой, её значение и правила употребления в письменной речи”
  • “Двоеточие, его значение и правила употребления в письменной речи”
  • “Тире, его значение и правила употребления в письменной речи”

При распределении тем докладов назначаются оппоненты. Они тоже готовятся по теме и выступают на конференции. Консультации я даю по каждой теме одновременно и докладчику, и оппоненту.

Советую, какой материал использовать в докладе и как его построить. Каждый доклад должен отличаться краткостью, точностью и ясностью изложения.

Я рекомендую использовать примеры для иллюстрации правил главным образом из изученных литературных произведений.

Связные тексты, иллюстрирующие излагаемые докладчиком правила, читаются другими учениками, которые заранее готовятся к выразительному чтению.

Это придаёт конференции более живой, интересный характер и способствует повторению, закреплению и более осмысленному усвоению литературного программного материала.

Учащиеся предупреждаются, что на конференции будет проведена небольшая пунктуационная викторина. Разъясняются условия её проведения. Это обычно заинтересовывает учащихся, и они с большим интересом готовятся к викторине.

После первой консультации докладчики самостоятельно набрасывают проект своего будущего выступления и через несколько дней я провожу повторную консультацию. После новых указаний доклады переписываются и докладчики готовятся для выступления на конференции.

Когда основная часть конференции подготовлена окончательно, я с другой группой учащихся за несколько дней до проведения её готовлю специальный выпуск газеты, посвящённый конференции. В газету помещаются небольшая передовая статья на тему “Роль и значение в письменной речи пунктуации”, выдержки из лучших докладов учащихся.

Я подбираю примеры для викторины и материал для выставки.

В день конференции в зале висят плакаты, номер газеты, стоит большой стол-выставка с лучшими работами учащихся.

Ребята представляют свои работы в виде компьютерных презентаций.

После докладов минут 15 занимают вопросы, ответы и высказывания. После десятиминутного перерыва начинается пунктуационная викторина.

Все уроки, предшествовавшие конференции, подготовили учащихся к викторине, особенно упражнения, которые касались непосредственно пунктуационного разбора и расстановки пропущенных в тексте знаков препинания.

Подбираются предложения главным образом из изученных литературных произведений. Примеры эти в основном должны охватывать разные пунктуационные правила; они не должны быть лёгкими и соответствовать знаниям учащихся.

Все эти примеры с сохранением авторских знаков препинания и с приготовленными над примерами конкретными заданиями я готовлю в виде карточек.

1

Из какого произведения взят пример? Расставьте и объясните знаки препинания.

На берегу пустынных волн стоял он дум великих полн и вдаль глядел.

2

По следующему предложению составьте соответствующую схему и расставьте пропущенные знаки препинания.

Улыбку смех и радость и покой я всё забыл. (А.С.Пушкин)

3

“Ещё в Древней Греции был известен рассказ о завещании, в котором наследники обязывались поставить в память завещателя статую золотую пику держащую. Завещание вызвало долгие споры. Одни полагали, что в нём требуется поставить статую золотую, пику держащую. Такое толкование завещания разорило бы наследников. Другие доказывали, что в завещании требуется поставить статую, золотую пику держащую. Выполнение такого требования было бы вполне посильно для наследников”.

Объясните, почему завещание разорило бы наследников, если бы в нём запятая была поставлена после слова золотую.

Как изменяется смысл предложения, если запятая стоит перед словом золотую?

4

Выразительно прочитайте все три варианта предложения и объясните их смысловое различие в зависимости от различной постановки знаков препинания в них.

Приготовлю уроки, уберу в комнате – схожу погулять.

Приготовлю уроки – уберу в комнате, схожу погулять.

Приготовлю уроки, уберу в комнате, схожу погулять.

5

Расставьте и объясните знаки препинания.

Ветер выл с такой свирепой выразительностью что казался одушевлённым снег засыпал меня и Савельича лошади шли шагом и скоро стали.

6

Расставьте и объясните знаки препинания.

Но к великой моей досаде Швабрин обыкновенно снисходительный решительно объявил что песня моя нехороша.

7

Выразительно прочитайте оба варианта предложения и объясните различие в смысловых оттенках этих вариантов в зависимости от различия в постановке знаков препинания в них.

а) Свободная от дежурства команда давно спала.
б) Свободная от дежурства, команда давно спала.

Когда участники викторины ответят на все вопросы без помощи учителя, каждому из них подсчитываются очки, за лучшие результаты выдаются призы.

Чем же полезна описанная конференция? Она способствует заключительному повторению пунктуации.

Конференция даёт возможность учащимся повторить знание правил пунктуации, проверить пунктуационные навыки. Этому содействует и викторина.

Конференция полезна тем, что она привлекает к активной работе почти каждого учащегося: учащиеся готовят доклады, готовятся к выступлению в качестве оппонентов; читают материал, иллюстрирующий доклады, пишут статьи для газеты, принимают активное участие в викторине и т.д.

Все эти разнообразные виды работ всегда заинтересовывают учащихся, и удачно проведённая конференция производит большое впечатление на детей, поднимает их интерес к предмету.