Тема урока: "Земля – наш дом родной"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: Показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней, показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках, раскрыть экологические проблемы.

Оборудование: Костюмы для инсценировок (Лесовичок, Мотылек, Рыба, Сова); телевизор; видеозапись о природе; плакаты и рисунки о защите природы; деревья и цветы; знаки –внимания о поведении в природе;

Ход классного часа

На доске висят плакаты и рисунки о защите природы. Класс украшен цветами и деревьями. Дети проходят и рассаживаются за парты. Включается видеозапись фильма о природе, который сопровождается музыкой, известных композиторов.

Ученик-1.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной.

Ученик-2.

Себя не видят синие просторы,
И в вечном холоде, светлы, чисты,
Себя не видят снеговые горы,
Цветок своей не видит красоты.
Им сладко знать: идешь ли ты лесами,
Спускаешься ли горною тропой,
Твоими ненасытными глазами
Природа восхищается тобой.

Ученик-3.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Ученик-4.

Доброе дерево, старые ветви.
В листьях запутались шумные ветры,
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя.
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.

Ведущий: Вы посмотрели фильм, который сопровождался музыкой, прослушали стихи. О чем они?

(ответы детей)

Ведущий: А почему и художники, и композиторы, и поэты, и мы с вами любим и восхищаемся природой.

(ответы детей)

Ведущий: А можно все это объединить, что природа -наш дом родной, а можно сказать и храм.

Ученик-1:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руками
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Ведущий: А всегда ли мы относимся к природе, как к святыне. (Кашляет и появляется из-за деревьев Лесовичок)

Лесовичок:

Ходит тропкой лесовик
Я шагать в лесу привык
Здесь совсем, как дома,
Все давным-давно знакомо.
Взгляд Лесовичка остер:
Тут недавно был костер -
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь и – пожар.

Ученик-2:

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

(Вадим Шефнер)

Ведущий: Ой, ребята, а в нашем лесу тоже пожар, что же делать?

(ответы детей)

Ведущий: Заливаем водой огонь, беда миновала. Ребята, какой вред природе приносит пожар?

(ответы ребят)

Ведущий: Лесовичок, а вот наши ребята знают, как правильно разводить костер. Давайте послушаем.

Ученик:

  1. Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.
  2. Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться.
    Нельзя разводить его без надобности.
  3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.
  4. Лучше разводить костер на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дерн (верхний слой почвы вместе с растениями) и разводить костер в образовавшейся ямке.
  5. Уходя, надо обязательно погасить костер: залить водой или засыпать песком. А дерн положить на место.

Ведущий: А, чтобы люди помнили правила поведения в природе, ученики придумали плакаты–внимания:

Чтобы в лес
Не пришла беда,
Будьте с огнем осторожны всегда
Берегите лес от пожара !
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички -невелички
Может лес сгореть
дотла.

Но кроме костра, люди оставляют мусор. Посмотрите,(показываю мешок с мусором) мы с Лесовичком набрали полный мешок. Это и пластиковые бутылки, и одноразовая посуда, и железные банки. Лес потерял свою красоту. Природе потребуется много времени, чтобы переработать этот мусор: например, для железной банки - 100 лет; для пакета – 50 лет, а вот пластиковая бутылка и стаканчик – останутся навечно в лесу. Как же люди должны поступать с мусором?

(ответы детей)

Лесовичок: Вот, молодцы ребята! Вы мои настоящие помощники.

Дальше долог путь
Должен всюду заглянуть,
Все обследовать лесник,

Он бродить в лесу привык.
Знает он, не зря, в лицо
Каждый куст и деревцо.

Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут певчие птицы,
Что только инстинкты у хитрой лисицы,
И пчелы не знают, что говорят.
Попробуйте в роще уединиться,
Укрыться под хвойный густой наряд
Да вникнуть в жизнь, что шумит вокруг.

(входят дети в костюмах: мотылек, рыба, сова)

Мотылек:

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Рыба: Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет там жить. Водоемы загрязняются от хозяйственной деятельности человека, люди сбрасывают мусор в воду, моют машины. А мы от этого гибнем. Река – наш дом, подумайте об этом люди.

Сова: Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Ведь только за лето я уничтожаю 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т зерна.

ХОРОМ: (мотылек, рыба, сова)

Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля !

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!

Лесовичок:

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди –человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!

УЧЕНИК: До появления на Земле человека один вид исчезал в среднем за одну тысячу лет. С 1850 по 1950 гг. этот интервал составил 10 лет, а после 1950 г. – всего один год!

В настоящее время ученые считают, что один вид на Земле исчезает в один день, а к 2000 г. Этот темп может возрасти до 1 вида в 1 час.

Поэтому, начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. В марте 1974 г. была учреждена Красная книга России. В первый ее список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны.

Ведущий: Красная книга – это сигнал: обратите внимание! Значит, в Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Чтобы эта книга меньше пополнялась названиями исчезающих растений и животных, нужно выполнять правила поведения в природе:

  1. Не разоряй птичьи гнезда.
  2. В лесу старайся ходить по тропинкам.
  3. Не лови бабочек, стрекоз и других насекомых.
  4. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  5. Не разоряй муравейники.
  6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  7. Не оставляй мусор в лесу.
  8. Не отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
  9. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения останутся в природе.

(Приложение – 1 Приложение - 2)

Лесовичок: Я думаю, если вы сами и подсказывая другим все правила поведения в природе будете выполнять, то природа вам скажет: “Спасибо” Ну, а я прежде чем попрощаться с вами, хочу загадать несколько загадок.

Смотри, стоит какой-то дом,
Дом без дверей и без окон
Народом дружным заселен
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой.
Все что-то тащат, все снуют.
Стараются, не устают,
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей?

Удивительный портной
Нет катушки ни одной
И машинки швейной нет,
И утюг не разогрет…
Но зато иголки есть.
Сколько? И не перечесть!

Бурый сладкоежка
По лесу идет.
- Где моя малина?
Где тут сладкий мед? -
Зря ты, сладкоежка,
К пчельнику пошел,
Будь по осторожней –
Попадет от пчел!

Дети отгадывают загадки и получают награды от Лесовичка.

Лесовичок: МОЛОДЦЫ! Пора прощаться! Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!

(Машет рукой и прячется в лесу)

Ведущий: Вот и заканчивается наш разговор о родной природе. Наша встреча не оставит вас равнодушными и каждый из вас задумается о том,что земля – наш родной дом.

Монолог природы.

Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить –
в моей все это власти! –
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый
хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, мое ученье
не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожить (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
и машин новейших – не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.

(С. Викулов)

Дети выходят из кабинета, получив на память эмблемы со словами: “Рыбе - вода, птице- воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).