Использование национально-регионального компонента во внеклассной работе

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Главная цель общего образования – формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных, жизненных интересах, так и в интересах общества.

Система образования призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края, формирование культуры мира и межличностных отношений, развитие культуры межэтнических отношений.

Для реализации выше перечисленных целей в учебно-воспитательном процессе я активно использую национально-региональный компонент.

Эта работа осуществляется по нескольким направлениям:

  • знакомство с родным городом, краем, республикой;
  • изучение традиций, обычаев татарского народа;
  • формирование этнического самосознания;
  • использование народной культуры.

Но сегодня я хочу поделиться опытом работы по внедрению регионального компонента в воспитательную работу. И начну с изучения национальной культуры, которая как показывает практика, помогает не только глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях национальное самосознание.

Я считаю актуальным обращение к народной культуре, памятникам старины. А проведение национальных праздников развивает творческие способности детей, повышает их активность. Участвуя во всем этом, ученики реализуют свои познания.

Сейчас мы отмечаем период возрождения духовной культуры, когда особое внимание уделяется формированию растущей личности. Это важно прежде всего потому, что помогает оградить детей от дурного влияния негативных явлений действительности, не соответствующих нравственно-этическим нормам нации.

Поэтому стараюсь большее внимание уделять проведению различных национальных праздников. Для этого разучиваем фольклорные танцы, обрядовые песни, потешки, прибаутки, пословицы, которые оживляют речь и побуждают к творчеству. А затем по специальным сценариям готовим оригинальные постановки, такие как праздник “Навруз”, “Каз омэсе”, “Аулак ой”, “Сабантуй”, “Сомбелэ бэйрэме”, “Нардуган” и так далее.

Также для включения детей в среду народной культуры используем театральные приемы. Сюда можно отнести театрализованные представления, посвященные творчеству Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Туфана Миннуллина, 1000-летию Казани.

Знакомясь с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, не устают удивляться красоте родного языка и пробуют сами сочинять сказки, загадки, потешки, стихи. В результате рождаются совершенно разные, интересные работы. Самые лучшие творения затем печатаются в местной газете “Бугульма авазы”.

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Вы, наверное, согласитесь с тем, что дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. А ведь народная мудрость гласит, что нельзя построить будущее, не изучая и не зная прошлого. И чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Интересным и незабываемым стало для нас посещение летом этого года Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Побывав там, мы окунулись в волшебную атмосферу средневекового города. Это место овеяно легендами и связано с именами выдающихся людей: Кол Гали, Петр I, Екатерина II, Паллас, Марджани, Пушкин. Посетили мы и Билярск, который является землей далеких предков современных татар и стало местом паломничества и мусульманской святыней.

Истинная эффективность и плодотворность восприятия народной культуры возникает тогда, когда дети сами непосредственно участвуют в поисковой работе. Разнообразные экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми помогают узнавать историю родного города. Недавно мы совершили путешествие по улице Мусы Джалиля. Нашли архивные данные о переименовании улицы, фотографию 1964 года, где изображена данная улица. Узнали много интересного об одной из красивых улиц города Бугульмы.

Таким образом, мы изучаем заново и открываем для себя родной город, его историю, красоту, ценность.

При освоении отечественной культуры, также в воспитательный процесс вовлекаем и родителей, помогая тем самым укреплению межпоколенных связей, обеспечивая содержательное духовное взаимодействие семьи и школы во благо детей.

Региональный компонент дает положительные результаты в самых разных аспектах: школьники, которые изучают фольклор и этнографию, проявляют активность на различных конкурсах, олимпиадах, а в моральном отношении дети становятся добрее и внимательнее друг к другу.

То есть использование национально-регионального компонента имеет огромный воспитательный потенциал, но и от педагога требует осведомленности в вопросах истории, искусства, литературы, традиций, составляющих этническую среду учащихся. И не надо забывать самое главное, что в учительских руках находится будущее большой страны.

Приложение