Урок по природоведению в 4-м классе по теме: "Природа родного края"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания о родном крае.
  2. Развивать внимание, память.
  3. Воспитывать бережное отношение к родному краю.

Оборудование: игровое поле, эмблемы команд, маски животных и птиц, магнитофон.

Своя игра.

Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.

Павол Гвездослав.

Учитель: Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед ... варваром-человеком. Получив неограниченную власть над природой, и упиваясь этой властью, он, считающий себя венцом природы, забыл, что сам является ее скромной частицей.

Мы и сейчас не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого.

Сегодня у нас - “Своя игра”. И на этой игре мы приоткроем еще одну страничку в удивительный мир природы. И еще раз убедимся, что в природе все взаимосвязано, нет ничего лишнего - и человек должен помнить об этом.

Знакомство с командами. Каждая команда задает вопрос о названии своей команды.

Хищное животное-неряха. (Лиса)

Самый чистоплотный зверь лесов Кузбасса. (Барсук)

“Барсуки”. Знаете ли вы, что ...

  • барсучья нора - грандиозное для зверя сооружение; в ней много ходов и выходов, иные в десятках метров друг от друга;
  • в норе абсолютная чистота;
  • барсуки уничтожают вредных насекомых, личинок, слизней;
  • в норах живет, много лет несколько поколений барсуков;
  • но если рядом поселяются беспокойные и неряшливые соседи-лисицы, барсуки покидают свое жилище и строят себе новое.

“Лисички”. Знаете ли вы, что ...

  • рыжая лисица может жить где угодно, но предпочитает луговые местности, где много полевых
    мышей, полевок и кроликов;
  • селятся в покинутых сурками и барсуками норах;
  • лисят у них бывает много (4-8);
  • только через две недели после рождения, лисята начинают видеть, слышать и у них прорезываются первые зубы.

Правила игра:

  • игровое поле выбирается по шахматному принципу: Б-1 и т.д.;
  • каждой команде задается но 1 вопросу;
  • за правильный ответ получаете жетон;
  • после ответов команд, квадрат игрового поля переворачивается;

право первого хода: первым ответить на вопрос: какая птица области питается рыбой? (скопа)

А Б
1

Рисунок ландыша

1

Рисунок ежика

2

Рисунок аиста

2

Рисунок венериного башмачка

3

Рисунок реки

3

Рисунок гор

А-1. Растения.

Какое дерево области называют “сибирским дубом”? почему? (Лиственница. Древесина не поддается гниению)

Где находится “Липовый остров”? Как липа оказалась в Кузбассе? (В Кузедеево, реликтовое дерево)

РЕКЛАМНА ПАУЗА.

Павел Майский
Тайга, тайга! Страдалица мол,
Куда как мудро мы тебя калечим:
Морями затопляем, дустом лечим ...
А ты молчишь, обиду затая.
Ты снова расцветаешь знойным летом.
А по логам пеньки торчат толпой,
И коршунята прячутся над логом
Из-за несправедливости такой.
А вороны на осыпях надменно
Следят из-под тяжелых жабьих век,
Как трясогузки вертятся над мелью
Когда-то полноводных шорских рек.

А-2. Птицы.

Какие птицы нашей области носят названия растений? (чечевица, малиновка, овсянка, кедровка)

Самая большая птица наших лесов? (глухарь)

Экологическая задача (команды готовят для соперников)

Коростель, ты него запоздал, так поздно из теплых краев прилетел?

А я ждал, когда мой дом подрастет.

Как это - дом подрастет?

Ты на дереве. Грач, живешь, тебе не понять.

Где же находится дом у коростеля, и почему он должен подрасти?

А-3. Реки.

1. Какая река говорит о себе только в первом лице? (Яя)

2. Один из правых притоков Усы назван в честь домашнего животного. Какого? (Собака)

Экологическая задача.

Что, Медведь, спишь еще?

Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался, 5-й месяц без просыпу дрыхну. Все бока отлежал!
- А может, Медведь, нам вставать пора?

Не пора, спи еще.

- Ане проспим мы с тобой весну-то с разгону?

- Не бойся! Она, брат разбудит.

А что, она постучит, песенку споет или пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъем тяжел.

О-го-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока, не залежишься. Спи уж, пока сухой.

- О каком ведре воды говорит медведь?

Б-1. Животные.

Животное, шерсть которого не покрывается инеем даже в самые сильные морозы? (росомаха)

Самый маленький пушной хищник наших лесов? (ласка)

РЕКЛАМНА ПАУЗА

Игорь Киселев
... Браконьера рука хулиганья
Протянулась к таежной поляне, реке
И могучие лоси, качая рогами,
Подгибают колени
В предсмертной тоске.
Человек.
Богатырскою силой играючи,
Должен помнить про тихие
жалобы заячьи.
И притом, своему зная цену
величью.
Быть в ответе за каждую
песенку птичью!

Б-2. Красная книга,

Какое животное помогает парфюмерам получать стойкие запахи духов? (кабарга)

Ночная хищная птица, находящаяся под охраной закона.

У нее глаза большие, хищный нос - всегда крюком.

По ночам она летает, спит на дереве лишь днем, (сова)

Б-3. Рельеф.

1. Гора ветров Салаирского кряжа, один из районов Прокопьевска. (Тырган)

2. В горах Кузнецкого Алатау вершина одинокая стоит …

И каждый взять ее в дорогу с собою норовит. (Чемодан)

На обратной стороне игрового поля - карта Кемеровской области, (м/ф запись)

Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно.
И отчизна внимает
Рабочему ритму
Кузнецкого края.
И в буднях эпохи.
И в каждом из нас
Пульсирует гордое имя -
Кузбасс!

Наша с вами малая родина носит несколько названий: Кемеровская область. Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, земля Кузнецкая ... Мы здесь родились, злимся, трудимся, а часто проживаем всю жизнь. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родин), как мать, не выбирают и заменить ее ничем нельзя. А потому мы должны быть в ответе за тех. кто находится рядом. Многие животные и растения нашей области занесены в Красную книгу. Поэтому бережное отношение к природе, рациональное использование ее природных богатств и ресурсов - задача номер один каждого кузбассовца. Уйдя с сегодняшнего урока, вы задумаетесь над тем, где бы вам хотелось жить: на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле, или там, где цветут цветы, порхают бабочки, весело щебечут птицы.

Подведение итогов, награждение.