Урок литературы по теме: "Языковые средства создания комического"

Разделы: Литература


Оборудование:

  • Металлография, раскраска “Скоморохи с медведем”, 1882 год.
  • Иллюстрация дружеского шаржа Кукрыниксов на М.М.Пришвина.
  • Портрет М.М.Пришвина.
  • Репродукция картины В.Г.Перова “Охотники на привале”.
  • Изображение античного театра.

Техническое оборудование:

  • телевизор;
  • видеомагнитофон.

ХОД УРОКА

Слово учителя: Человечество смеётся уже много тысяч лет. Многие произведения словесности содержат в себе хотя бы частичку смешного.

Жизнь человека всегда была нелегкой. Тяжким трудом добывал он себе хлеб, то и дело сталкивался с несправедливостью, бесчисленные войны и эпидемии уносили тысячи жизней. Но вот наступал праздник, и сбрасывались гнетущие заботы, рушились незыблемые правила - люди смеялись. Последний нищий мог почувствовать себя равным королю, смех уравнивал всех.

В жизни комическим называют смешное. Что в словесности называют комическим?

(Комическое - это один из видов эмоциональной оценки явлений жизни, изображенных в произведениях словесности).

Подберите однокоренные слова к прилагательному комический.

(Комичный, комик, комедия, комедийный, комедиант)

Слово учителя: Все эти слова однокоренные, они имеют общий корень – ком - и одинаковое происхождение.

Справка. Слова “комедия”, “комический” происходят от греческого слова комос, что значит “весёлая толпа”. В древней Греции на празднествах в честь бога виноделия Дионисия толпа смеялась, шутила, пела, плясала. Актеры представляли смешные комедии. Эти веселые праздники положили начало театру и драматургии.

Обратите внимание на доске представлено изображение Античного театра.

Откуда берет своё начало комическое на Руси?

(В древние времена по Руси ходили бродячие шуты – скоморохи. Они высмеивали жестоких и эгоистичных князей, помогали простым людям почувствовать своё достоинство, верить в силу добра. Их преследовали власти и церковь, но они несли народу слово правды под покровом смеха. На смену скоморохам пришел народный театр с всеобщим любимцем Петрушкой. Произведения устного народного творчества были наполнены юмором, иронией, фантастикой).

Слово учителя: Обратите внимание на доску. Здесь представлена литография 1882 года, на которой запечатлен фрагмент выступления скоморохов с медведем. Она так и называется “А ну-тка, Мишенька Иваныч!”.

Комическое – это то, что вызывает смех. Что такое смех? Как вы понимаете это слово?

(Смех – это нечто веселое; то, отчего становится радостно на душе; В произведениях словесности смех – это способ выражения авторского отношения к изображаемому).

Какое толкование слову смех дает словарь? Каково его лексическое значение?

Справка: Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой дает два толкования слова смех:

  1. Короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другие чувства. Веселый смех. Смех сквозь слезы.
  2. Нечто смешное, достойное насмешки. Это не занятие, а просто смех.

Каким может быть смех? Подберите определения к данному понятию.

учащиеся называют определения:

Жёсткий Весёлый
Гневный Радостный
Презрительный Светлый
Горький Жизнерадостный
Обличительный

Из этой таблицы видно, что смех бывает разный. Как называют жесткий, гневный, презрительный смех?

(Сатира – гневный смех, обличающий человеческие пороки и недостатки жизни.)

Как называют веселый, радостный, жизнерадостный смех?

(Юмор – изображение героев и явлений жизни в смешном виде.)

Слово учителя: Обратимся к карточке №1.Здесь представлен список произведений художественной словесности. Прочитайте его. Какие из этих произведений можно отнести к сатирическим, какие – содержат элементы юмора? Свой ответ аргументируйте.

1.Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”. 2.А.П.Чехов “Хамелеон”.
К.И.Чуковский “Телефон”. Н.В.Гоголь “Ревизор”.
М.Твен “Приключения Тома Сойера”. М.А.Булгаков “Собачье сердце”.

(В первом столбике собраны произведения, которые можно соотнести с понятием “юмор”, п.ч., читая их, мы весело смеемся; во втором столбике собраны произведения, которые можно назвать сатирическими, п.ч. в них обличаются пороки общества и людей)

Просмотр эпизода из сказки Л.Филатова “Про Федота-стрельца, удалого молодца”.

Интересно было смотреть? Что вызвало улыбку? Как вы считаете это произведение юмористическое или сатирическое?

Слово учителя: Со смешными явлениями мы постоянно встречаемся в жизни. Основой комического являются разного рода несоответствия. Нам смешно, когда ничтожество хочет казаться великим, когда глупый выдает себя за мудрого, но люди все равно понимают, кто это. Чтобы сделать своё произведение смешным, автор использует различные языковые средства.

Какие языковые средства создания комического вам известны?

(Неожиданность, остроумие, гипербола, фантастика, каламбур, алогизм, разного рода несоответствия, ирония, речь героя, “говорящие” имена и фамилии).

Слово учителя: Обратимся к карточке №2. Прочитайте приведенные ниже фразы и определите, какие языковые средства использовали авторы при их создании?

1. Б.Заходер “Мой лев”.

Подарил мне папа льва,
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся,
А на третий -
Он сломался!

(неожиданность: подарили льва, которого ребенок очень испугался, но зверь оказался игрушкой).

2. Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою.

***

Жил высокий человек
Низенького роста,
Сам кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.

(соединение несоединимого)

3. Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

(алогизм, “перевертыш”, перестановка признаков)

4. Четырехлетняя Света спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет.

(дословное толкование фразеологизма).

5. Больной нуждается в уходе врача, чем дальше врач уйдет, тем лучше.

(остроумие, основано на употреблении омонимов)

Что такое остроумие?

(Остроумие-находчивость, изобретательность в высказываниях и поступках)

Слово учителя: Перед вами дружеский шарж на М.М.Пришвина, созданный художниками Кукрыниксами по эпиграмме известного в 20-е годы XIX века пародиста Архангельского.

Справка: Кукрыниксы - это псевдоним, составленный из частей фамилий и имен трех художников: М.В.Куприянова, П.Н.Крылова, Н.А.Соколова.

М.М.Пришвин - известный русский писатель, путешественник, автор многих книг о природе.

Кукрыниксы использовали композицию известной картины русского художника 19 века В.Г.Перова “Охотники на привале”, но в шарже все три охотника - это сам Пришвин.

Рассмотрите позы и выражения лиц персонажей в шарже, оружие охотника и подумайте: можно ли назвать этот шарж остроумным?

Эпиграмма: Он, несмотря на бороду и годы, чистейшее дитя…охотничьей породы.

(Да, можно, потому что авторы проявили находчивость и изобретательность. Такое изображение необычно для зрителей. Здесь изображен один человек, но в разных позах, с разным выражением лица. Интересно и оружие писателя: двустволка и перо, что указывает на два любимых занятия Пришвина: писательское дело и охота).

Справка: Пародия - воспроизведение черт чужого стиля с целью осмеяния.

Как вы считаете, можно ли считать пародию средством изображения комического?

(Да, можно. В пародии воспроизводится чужой стиль в смешном виде. Смех возникает от того, что высокий слог используется для изображения незначительных, нарочито сниженных явлений.)

Слово учителя: У А.С.Пушкина есть стихотворение “Я здесь, Инезилья”, действие в котором происходит в Испании.

Вот как звучит это стихотворение:

Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном.
Объята Севилья
И мраком и сном.
Исполнен отвагой,
Окутан плащом,
С гитарой и шпагой
Я здесь под окном.

Испания. Молодой человек, влюбленный в прекрасную сеньориту пробирается ночью под ее окно, возможно рискуя своей жизнью. Но он готов на любые испытания ради одного взгляда своей возлюбленной. Стиль написания высокий.

А вот как звучит пародия Ивана Ивановича Панаева:

(читает ученик)

Уж ночь, Акулина!
Окрестности спят:
Все жители Клина
Давно уж храпят.
Покушав наваги
И выпив потом
Целительной браги,
Я здесь, под окном!
Своей балалайкой
Тебя разбужу,
А Жучку нагайкой
Как сноп положу.
До нитки промочен
Осенним дождем,
Я жду тебя очень
Давно под окном.
Надень душегрейку,
К окошку присядь,
Дай грусть мне злодейку
С тобой разогнать.
Какая причина,
Что темен твой дом?
А вот и лучина
Зажглась за окном!

В чем видите разницу между оригиналом и пародией? Что вызывает смех?

(Смех возникает от того, что автор сохраняет высокий слог, использованный Пушкиным, но пишет о вещах низменных. Герой “Серенады” совсем не подходит на роль влюбленного рыцаря, на его пути к возлюбленной нет никаких преград, кроме собачки Жучки).

Слово учителя: Сейчас я предлагаю вам выступить в роли писателей-юмористов или сатириков со своими собственными смешными историями.

Учащиеся читают свои работы. (2-3)

Слово учителя: Одним из средств создания комической окраски персонажа является его речь, т.е. то, как и что он говорит.

Послушайте стихотворение А.Барто “Сильное кино”.

Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет мой старший брат.
Он мне расскажет все подряд.
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Она им - раз!
Они ей - раз!
И тут её как раз он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала.
Я ничего не поняла.

Что вызвало у вас улыбку?

(Рассказ мальчика, из которого ничего нельзя понять).

Что “рассказала” вам речь мальчика о нем самом?

(Он очень эмоциональный, он неважный рассказчик, речь его полна восклицаний, но словарный запас очень беден).

Справка: Речь любого человека - очень хороший источник информации о нем. Словарный запас человека насчитывает около 20 тыс. слов, но в речи он употребляет от 12 до 14 тысяч слов (подросток - 9 тыс.). Это активный словарный запас.

Слово учителя: Писатели при создании образа героя юмористического произведения часто используют его речевую характеристику. Вспомните Эллочку Щукину, героиню книги И. Ильфа и Е.Петрова “Двенадцать стульев”. Она легко обходилась 30 словами, которые выражали её чувства и настроения.

Просмотр эпизода из к/ф “Двенадцать стульев”.

А как, по-вашему, выглядит современная Эллочка-людоедка?

(учащиеся показывают подготовленные дома сценки)

Слово учителя: Речь ярко характеризует героя, но иногда фамилия и имя тоже могут сказать о герое немало.

Вспомните “говорящие” фамилии героев, которых вы встречали в прочитанных произведениях.

Можно ли по фамилии определить положительный герой или отрицательный?

Подведение итогов урока: Сегодня на уроке мы говорили о языковых средствах создания комического. Вы показали хорошее знание темы, умение ориентироваться в тексте и анализировать его, находить языковые средства, с помощью которых автор создает комические ситуации и героев. Остался один вопрос, на который мы не дали ответа:

Какова роль комического в жизни человека?

(Показывая в смешном виде человеческие пороки, писатель заставляет людей задуматься над тем, как много в их жизни такого, что мешает им стать прекрасными).

Оценка работы учащихся.

Домашнее задание: Создайте пародию на любое стихотворение, используя известные вам приемы создания комических произведений.

Приложение