Урок по теме: "OC Windows: пользовательский интерфейс"

Разделы: Информатика


Цель: знакомство с ОС WINDOWS, основными объектами WINDOWS и действиями над объектами.

Задачи: отработка умений работать в малой группе, донести суть проблемы до своих товарищей, умения диалектически мыслить, анализировать, навыки составления плана выступления.

Необходимые материалы: конспекты теоретической части у каждого ученика, карточки с домашним заданием, оценочные листы, распечатки заданий для практической работы, карточки с дополнительным заданием, карточки с вопросами и буквами слова WINDOWS у учителя, компьютеры, мультимедийный проектор.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Повторение основных определений и правил (тест) – 5 мин.
  3. Работа с новым материалом – 15 мин.
    а) работа в группах – 8 мин.
    б) выступления консультантов – 7 мин.
  4. Практическая работа – 13 мин.
  5. Домашнее задание с адаптацией – 2 мин.
  6. Подведение итогов урока - 3 мин.

Исследование программы ПРОВОДНИК (WINDOWS EXPLORER)

Ход урока

1. Приветствие. Сообщить учащимся тему, цель и план урока. Объяснить учащимся назначение оценочных листов и конспектов теоретической части урока, которые лежат у них на столах (см. приложение 2, приложение 3).

2. Повторить основные определения и правила целесообразно в виде тестирования с помощью компьютера. Вопросы теста желательно взять из разделов “Операционная система: назначение и состав”, “Файлы и файловая система”. Результаты тестирования учащиеся заносят в оценочный лист, в графу с соответствующим видом работы.

3. Далее следует перейти к новому материалу. Для этого учащиеся делятся на три группы. Каждая группа будет изучать свою часть нового материала. В каждой группе обязательно присутствует консультант, который заранее ознакомлен со своей частью нового материала и будет пояснять членам своей группы отдельные непонятные моменты и отвечать на их вопросы. После изучения материала группами следует провести выступление консультантов групп, которые, пользуясь мультимедийным проектором, рассказывают новый материал всему классу для получения целостной картины темы. Конспекты полностью остаются у учащихся.

Желательно при объяснении нового материала использовать (частично) работу с учебником Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10 – 11”.

Примерное распределение изучаемого материала по группам:

1 группа. Краткая история развития WINDOWS. Определение WINDOWS.

2 группа. Графический пользовательский интерфейс и объекты WINDOWS.

3 группа. Действия над объектами.

4. Далее следует выполнение практической работы (см. приложение 1). Перед выполнением работы следует провести краткий инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером, а также дать ряд пояснений и рекомендаций по выполнению работы. Оформление работы производится в рабочей тетради или в тетради для лабораторных работ (по усмотрению учителя). Для тех, кто справится с практической работой раньше других, следует предусмотреть дополнительное задание на дополнительную оценку. Например,

  1. Правильно установите время на Вашем компьютере. Опишите в тетради ваши действия.
  2. Просмотрите свойства диска С: и выпишите их в тетрадь.
  3. Установите время включения экранной заставки – 20 мин. Опишите в тетради Ваши действия.
  4. Извлеките из Корзины удалённую Вами папку, переименуйте её и скопируйте в неё 5 любых файлов. Опишите в тетради Ваши действия.

5. После выполнения и оформления практической работы следует пояснить учащимся домашнее задание, карточки с которым лежат у каждого на столе.

Примерная карточка с домашним заданием:

Домашнее задание

Подготовить теорию: ответить на следующие вопросы:

  1. Привести примеры объектов WINDOWS.
  2. Для чего необходима кнопка ПУСК?
  3. Для чего необходимы значки и ярлыки?
  4. Для чего используется меню?
  5. В какой форме представлены каталоги в графическом интерфейсе?

Практическое задание:

  1. Проверить правильность установки даты, времени и часового пояса на Вашем компьютере.
  2. Определите объём дисков Вашего компьютера, а также объём занятого и свободного пространства на них.

6. Для подведения итогов урока и одновременного закрепления изученного материала целесообразно использовать игровой момент. Его можно провести следующим образом: учитель задаёт вопрос и показывает две карточки с вариантами ответов. Учащиеся указывают карточку, где, по их мнению, находится правильный ответ на вопрос. Учитель приклеивает карточку с указанным вариантом ответа на скотч (например, на доске). После ответов на все вопросы учитель переворачивает скотч на оборотную сторону, и, если на все вопросы были даны верные ответы, то с обратной стороны должно получиться слово WINDOWS. Если были допущены ошибки, то на их месте будут верные варианты ответов. Всего следует составить 7 вопросов.

Примерные вопросы:

  1. Какая фирма является реальным создателем ОС WINDOWS (APPLE или MICROSOFT)?
  2. На Панели задач находится клавиша (ПУСК или СТОП)?
  3. Объекты WINDOWS бывают (логические и физические или простые и составные)?
  4. Удалить объект – это значит перенести его (в Корзину или на Рабочий стол)?
  5. Каким объектом является дисковод (физическим или логическим0?
  6. WINDOWS - 2000 – это (интегрированная среда или программная оболочка)?
  7. На Рабочий стол выводятся (ярлыки наиболее часто используемых программ или копии физических объектов)?

Затем следует оценить работу учащихся на этом этапе и занести результаты в оценочный лист. Результаты практической работы учитель оценивает после проверки её оформления и результатов. Оценкой за урок будет средний балл по всем видам работы на уроке.

Если в конце урока осталось время, то можно начать исследование назначения и работы файлового менеджера ПРОВОДНИК.