Материалы к проекту по природоведению для учащихся по теме: "Пятый элемент". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Урок 1

Тема: Введение в проект “Пятый элемент”

Цель: определить основные направления реализации проекта.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с основными стихиями природы,
  2. показать взаимосвязь основных стихий,
  3. учить работать в группах,
  4. учить анализировать большие объемы информационного материала.

Ход урока

1. Индуктор – работа с записью на доске

Сегодня у нас необычный урок. Мы начинаем новую большую тему. А чтобы узнать, о чем мы будем говорить на следующих уроках, отгадайте загадки.

Есть 4 брата: один ест – не наестся, второй пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется, четвертый бегает – не набегается. (Дополнительные загадки: Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены (огонь). Иди, иди, а конца не найдешь (земля). Есть невидимка: в в дом не просится, а прежде людей бежит торопится (воздух). Что в руках не удержишь (вода).)

Так о чем мы будем вести речь в нашей теме? Как можно одним словом назвать эти элементы жизни?

2. Социализация

Люди давно наблюдали все эти стихии в природе и пытались объяснить их появлении и влияние на свою жизнь. Одно из объяснений отразилось в знаках Зодиака. Считается, что люди, рожденные под одним знаком Зодиака, имеют сходные черты характера, общие физические особенности. А вы знаете свой знак Зодиака?

Зодиакальный круг разделен на 4 группы: знаки огня, знаки земли, знаки воздуха, знаки воды. У каждой стихии свои 3 знака. Они идут по кругу. Поработайте в группах и попробуйте найти все знаки к своей стихии. (группы по знакам работают по карточкам, озвучивают для всех)

3. Основная часть – начала начал

Как вы думаете, в истории нашей планеты стихии появлялись в том же порядке, что и в зодиакальном круге?

Давайте посмотрим презентацию “Как появилась наша Земля?” (каждую часть презентации предваряет вопрос – как появилась Земля, в каком порядке появлялись на земле стихии, в чем заключается уникальность нашей планеты – учащиеся высказывают свои предположения, затем сравнивают их с новой информацией).

4. Работа с информационным источником

Информацию по нашей теме мы можем найти в различных источниках. Прежде всего давайте проанализируем содержание нашего учебника и определим, какие параграфы нам пригодятся для изучения наших тем, для всех ли тем есть информация в учебнике. (Нет о стихии огня. Работают по группам-стихиям, озвучивают для всех.)

5. Проектирование изучаемого содержания

А теперь запишите вопросы, ответы на которые вы хотите получить, изучая наши стихии. (Начиная со следующего урока все вопросы представлены на стенде проекта, по ним и ведется работа на уроках)

6. Зацикливание

Теперь давайте вернемся к схеме и подумаем, а почему в середине остался незаполненный элемент. Что там может быть? Почему? Если мы будем изучать именно это, то как мы могли бы назвать нашу работу по данной теме?

7. Заключение

Просмотр видеофрагмента из фильма “пятый элемент”, когда все они были соединены. В чем заключается роль человека для всех этих элементов – земных стихий.

8. Рефлексия

Урок 2

Тема: Огонь

Цель: учить представлять подготовленный материал по теме.

Задачи:

  1. Учить выступать с краткой подготовленной информацией,
  2. Учить использовать имеющуюся информацию в новых условиях,
  3. Учить выявлять новое и непонятное в информационных источниках.

Ход урока

1. Индуктор – работа с записью на доске.

_ _ _ _ _ _ _ мир.

Какие ассоциации у вас возникают со словом “мир”? Как вы думаете, какое предложение здесь зашифровано? (Я познаю мир.)

2. Социализация

К сегодняшнему уроку мы готовили материал о первой стихии – об ОГНЕ. Где живет ОГОНЬ на ЗЕМЛЕ? (вулканы, солнце, молния) Что нового вы узнали, готовясь к сегодняшнему уроку? На какие вопросы вы уже смогли найти ответы? (работа с вопросами на стенде, работа с краткими сообщениями ребят)

3. Основная часть – огонь на земле

А теперь давайте посмотрим презентацию и постараемся применить уже известные сведения для объяснения информации на слайдах, а так же найти новую информацию, которая помогла бы нам ответить на наши вопросы. (Где находится наша Земля? Что находится в центре нашей системы? Как работает вулкан? Есть ли вулканы в нашей стране? Что такое молния и откуда она появляется?

4. Работа с информационным источником

А теперь поработаем в группах – каждая группа получает свой текст. Ваша задача проанализировать информацию в нем и отметить “V” - то, что вы уже знаете, “+” - то, что для вас было новым, “-” - то, в чем вы ошибались, “?” - то, что для вас так и осталось непонятным. (после работы в группе, учащиеся озвучивают свои результаты, все таким образом повторяют материал, узнают новое)

5. Контроль уровня достижений по теме

В каждой группе есть листочки с основными понятиями, которыми мы пользовались сегодня в ходе урока. Давайте проверим, все ли мы их усвоили. Я буду читать определения, если это понятие находится в вашей группе, поднимите его. Победит та команда, которая не сделает ни одной ошибки.

Галактика, Вселенная, молния, Солнце, Зодиак, извержение

  1. Звезда, центральное светило для нашей планеты
  2. Раскаленная магма, вытекающая из кратера,
  3. Скопление звезд,
  4. Гигантский электрический разряд, возникающий между тучами, а так же между тучами и землей,
  5. Все, что существует на Земле и вне ее, по-другому называется космос
  6. Круг животных, видимый путь перемещения солнца и луны на небосводе

6. Проектирование изучаемого содержания

Сегодня мы говорили об огне. Чему будет посвящен наш следующий урок? Вы помните, какие вопросы мы хотели узнать? (работа со стендом проекта) Где мы можем найти ответы на эти вопросы? Какие параграфы нашего учебника подходят для работы по теме следующего урока?

7. Зацикливание

Итак, давайте вернемся к нашему предложению, с которого мы начали урок. Мир, в котором мы живем очень огромен, бесконечно многообразен, неповторим. Как же мы можем его познавать? Что нам в этом помогает? Кто нам может помочь узнать неизвестное? Почему мы не написали в предложении “МЫ”, а именно “Я”?

8. Завершение

9. Рефлексия

Урок 3

Тема: Земля

Цель: учить анализировать изучаемый информационный материал.

Задачи:

  1. Учить обобщать изученный материал,
  2. Учить работать с различными видами информации (графической, тестовой),
  3. Продолжить работу над формирование умения находить необходимый информационный материал.

Ход урока

1. Индуктор – работа с записью на доске.

14, 6, 19, 20, 16 18, 16, 8, 5, 6, 15, 10, 33
М е с т о р о ж д е н и я

Место рождение – это место где мы родились. Где вы родились? Давайте попробуем составить цепочку от меньшего к большему и определить точное место нашего рождения.

Усть-Илимск – Иркутская область – (Восточная Сибирь – Россия – Евразия – Земля – Солнечная система – галактика Млечного пути – Вселенная)

2. Социализация

Сегодня речь у нас с вами пойдет о другой стихии – земле. Вот у нас глобус – модель земного шара, вот у нас изображения среза земли. Давайте посмотрим, что вы уже знаете? Из чего состоит земля? Можно ли пролететь через землю насквозь? Вы уже многое знаете, но всегда есть то, что можно узнать еще.

3. Основная часть – Чудесная кладовая

Каждая группа сейчас будет работать с текстом. Ваша задача как можно более точно ответить на следующие вопросы:

Что имеется в виду под “чудесной кладовой”?

Что такое “кладовая”?

Почему текст называется ЧУДЕСНАЯ кладовая?

Что есть в кладовой, что помогает случиться чуду?

4. Работа с информационным источником

Дома вы прочитали информацию в учебнике, а теперь давайте посмотрим презентацию и попробуем описать изображенное на слайдах своими словами.

Какая земля внутри?

Что есть в почве? (демонстрация 4-х опытов)

5. Проведение опытов в классе

Как вы думаете, все ли камни одинаковые? Как их можно разделить на группы? Одним из принципов может быть состав камней, который зависит от того, как эти камни образовались. Давайте понаблюдаем за опытами и попробуем сделать выводы. (пемзу, мел, гранит рассматриваем, затем опускаем в воду) Разные по внешнему виду, они имеют и разные свойства, потому что пемза образовалась при извержении вулканов, мел является осадочной породой, гранит образовался под большим давлением земной массы.

6. Социализация

Как вы думаете, камни полезные? Для чего они нужны? Как добывают полезные ископаемые? Почему они так называются? Полезные ископаемые обозначаются различными значками на картах. Давайте рассмотрим такие значки на карте России и определим наши богатства.

А как люди узнали о том, где и какие полезные ископаемые находятся в нашей стране? Давайте посмотрим продолжение нашей презентации. Как человек добывает полезные ископаемые? Наносит ли он урон природе? Можно ли что-то сделать, чтобы уменьшить влияние человека на природу при добыче полезных ископаемых?

7. Зацикливание

Итак, у всего есть место своего рождения. И у одушевленных существ и у неодушевленных предметов. Место рождения определяет свойства, внешний вид и жизненный цикл. Место рождения часто является и местом жизни, поэтому о нем следует заботиться и сохранять.

8. Проектирование изучаемого содержания

Теперь давайте посмотрим на нашу схему: какую стихию мы будем изучать следующем. Какие параграфы учебника подходят к нашей теме? На какие вопросы мы будем искать ответы дома? Где можно найти эту информацию?

9. Завершение

10. Рефлексия

Урок 4

Тема: Воздух

Цель: учить задавать вопросы по информационным источникам.

Задачи:

  1. Учить анализировать наблюдаемые опыты.
  2. Учить обобщать информацию по прочитанному.
  3. Учить задавать алгоритму задавания вопросов по прочитанному.

Ход урока

1. Индуктор

Отгадайте загадку: чего в классе не увидишь?

2. Социализация

Что вы уже знаете о воздухе? (невидим, без запаха, есть только на нашей планете, и т.п.)

3. Работа с информационным источником

Каждая группа получает свой кусочек текста. Ваша задача, прочитав текст, выделить главную мысль, обобщить его содержание по плану:

Наш текст о …

В нем рассказывается о …

Мы не знали, что …

Для нас осталось непонятным …

(Когда все группы проработают свои тексты и представят свои выступления, получится следующие пункты – Что такое ветер? Как об этом узнали? Что находится вокруг Земли? Как люди используют ветер? Как сберечь воздух?) Как вы думаете, все эти части можно сложить в один текст? В каком порядке вы бы выстроили содержание этого текста?

4. Проведение опытов в классе

Прошлый раз мы смотрели опыты на экране компьютера, а сегодня попробуем пронаблюдать за опытами. 1 опыт – как кислород поддерживает горение; 2 опыт – движение теплых и холодных воздушных масс. (После демонстрации опыта, ребята пытаются сами определить, что каждый опыт доказывает)

5. Социализация

Эти опыты мы часто видим в реальной жизни, где они не являются опытами. Можете ли вы привести примеры ситуаций, где мы наблюдаем похожие явления? (когда разжигаем костер, когда открываем окно в холодный день)

6. Зацикливание

Итак мы рассмотрели нашу тему. Теперь давайте попробуем сказать, ответы на какие вопросы мы узнали, сформулируйте вопросы. (ребята работают в группах, озвучивают, стараются не повторяться) Можем ли мы наметить план из вопросов? Какие вопросы будут первыми? Что? Кто? Где? Когда? Как? Сколько? Почему?

7. Проектирование изучаемого содержания (как в предыдущих уроках)

8. Завершение

9. Рефлексия

Урок 5

Тема: Вода

Цель: учить работать с определениями.

Задачи:

  1. учить анализировать научные термины и определения,
  2. учить проводить опыты и делать выводы по ним.

Ход урока

1. Индуктор

Сегодня мы говорим о воде. А какая бывает вода? Отгадайте загадку?

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

2. Социализация

Скажите, где еще можно найти воду на нашей планете? Почему вода на земле не кончается? (вспоминается тема прошлого года – круговорот воды в природе, учащиеся рассказывают с опорой на картинки в презентации)

3. Основная часть – Можно ли назвать нашу планету Планетой Океан?

(анализ графических и числовых изображений: сколько воды на земле, сколько воды в различных земных объектах)

Жизнь воды очень многообразна. Давайте отгадаем загадки:

Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. Растворилось молоко, стало видно далеко. (туман)

По синему морю белые гуси плывут (облака)

Ни в воде не горит, ни в воде не тонет (лед)

На дворе горой, а в избе – водой (снег)

Ледяная глыба по океану плывет (айсберг)

И тонок и долог, а сядет в траве – не видать (дождь)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем (роса)

Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит (река)

Подумайте, как можно группировать полученные ответы (по агрегатным состояниям воды)

4. Работа с информационным источником

Вода может принимать различные формы. Но большая часть воды на планете все же находится в различных резервуарах. Что сюда относится? (река, озеро, море, водохранилище, океан, пруд, болото) Дома вы поработали с толковыми словарями, давайте теперь разберемся, чем же отличаются друг от друга эти модные источники. (выступления ребят) Чем отличается: озеро от моря, море от океана, озеро от водохранилища?

5. Проведение опытов в классе

Чтобы определить свойства воды мы попробуем сами провести опыты и сделать по ним выводы. На столе находятся мерные стаканчики с водой; стаканы с сухим молоком, уксусной эссенцией, солью, сахаром, мукой; мерные ложечки. (дети выбирают нужное, смешивают и комментируют опыты)

Вода прозрачна, но легко меняет цвет.

Вода безвкусна, но легко приобретает вкус.

Вода – хороший растворитель.

6. Социализация

Давайте посмотрим на стенд и отметит, все ли ответы на вопросы мы нашли по теме “вода”.

7. Зацикливание

Зачем вода на земле, зачем вода человеку. Как человек использует воду? Что нужно сделать, чтобы сохранить водные источники на земле?

8. Проектирование изучаемого содержания

Итак, мы завершаем работу по нашей теме. На следующем уроке мы будем подводить общие итоги. Как вы думаете, что мы должны приготовить к следующему уроку? (поискать ответы на вопросы, на которые мы еще не ответили в темах, поискать интересный дополнительный материал, повторить весь пройденный материал)

9. Завершение

10. Рефлексия

Урок 6

Тема: Повторение – мать учения.

Цель: обобщить изученный материал по теме

Задачи:

  1. отработать основные понятия по всем темам,
  2. проследить взаимосвязь стихий в живой природе,
  3. структурировать материал по проекту.

Ход урока

1. Работа в группах

Итак, мы сегодня подводим итоги по нашей теме. Мы изучили много материла, провели много опытов, посмотрели много дополнительной литературы. Теперь давайте приведем все наши знания в порядок и постараемся заполнить вот эту таблицу.

Чем это представлено в природе? Свойства, основные характеристики Как это используется человеком Как это можно сохранить?
ОГОНЬ
ЗЕМЛЯ
ВОЗДУХ
ВОДА

(работа идет в группах на отдельных листах, озвучивается для всех и вклеивается в таблицу на доске)

2. Работая по нашей теме мы встретились с большим количество новых понятий. Предлагают вам игру “Кто быстрее, кто правильнее”: каждая команда получает карточки с понятиями, я называю описание какого-то понятия, если оно находится у вас, вы поднимаете карточку. Победит та команда, которая быстро найдет свои понятия, и сумет помочь тем, кто запутается.

Зодиак – небесный пояс созвездий, по которому совершается видимое годовое движение Солнца.

Галактика – звездная система..

Вселенная – вся система мироздания, весь мир.

Молния – мгновенный разряд скопившегося атмосферного электричества в воздухе.

Солнце – небесное светило, раскаленное небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля.

Извержение – выбрасывание раскаленной лавы из вулкана.

Кратер – чашеобразное углубление в вершине вулкана.

Земля – третья планета солнечной системы, вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.

Кислород – газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания и горения.

Азот – газ без цвета и запаха, в старину называли “испорченным воздухом”

Атмосфера – газообразная оболочка вокруг Земли и некоторых других планет.

Шкала Бофорта – мера измерения силы ветра.

Воздух – газообразное вещество, составляющее атмосферу Земли.

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.

Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.

Море – часть океана, большое водное пространство с горько-соленой водой.

Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды.

Океан – весь водный покров Земли, или его часть между материками.

Водохранилище – искусственный водоем для хранения или регулировки запасов воды.

Вулкан – коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел.

Месторождение – место нахождения полезных ископаемых.

Геолог – специалист по геологическим исследованиям, которые проводятся с целью обнаружения полезных ископаемых.

Разрез – открытая горная разработка.

Шахта – горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого.

Глобус – наглядное пособие, вращающаяся модель земного шара.

Буровая – вышка для бурения скважин.

Круговорот воды в природе – беспрерывное движение, неизменно повторяющийся круг движения воды.

Магма – расплавленная жидкая масса внутри земного шара.

Айсберг – плавучая ледяная гора.

Роса – атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

Туман – непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами, а также загрязненный пылью, газами, копотью.

3. Итак наша тема подошла к концу. Но давайте посмотрим на нашу схему. Центральная его часть так и осталась незаполненной. Какой же пятый элемент объединяет все стихии природы. (ЧЕЛОВЕК) Вот о нем и пойдет речь на нашей итоговой встрече. Мы поговорим о том, как человек оказывает влияние на природу, что из этого получается, нужно ли защищать природу от самого человека и как это сделать. Представьте себя частью живой природы и подготовьте свои жалобы на человека.

Сценарий итоговой встречи по проекту “Пятый элемент”

(встреча проходит вместе с родителями, которые тоже являются участниками, все работают в 4 группах)

Итак мы начинаем. Обратите внимание на эту картину – улыбающийся земной шар. Какие ассоциации у вас возникают?

Земля радостно улыбается нам, ее жителям и детям, потому что у нее есть для нас 4 больших подарка, 4 больших сюрприза. Конечно, вы догадались о чем я говорю. Давайте поработаем в группах и составим как можно больший список – как мы можем правильно использовать земные подарки, зачем земля приготовила их нам.

(выступление от групп и заполнение таблицы последнего урока)

(колокольный звон)

Ученик:

Моя планета – человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы – больше не могу.

Ученик: 5 миллиардов тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли. Мы живем как на пороховой бочке. Бомба замедленного действия – это вода. Ее гибель – это наша гибель.

Ученик: Бомба замедленного действия – это воздух. Парниковый эффект грозит вызвать таяние полярных льдов и утопить в пучине многие страны.

Учитель: Так что же? Земля – исчезающая планета? Неужели столь мрачный прогноз может оправдаться? (картина плачущей земли) Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности! Она нуждается в скорой помощи.

Ученик:

Вот она летит маленькая какая!
Вот она грустит в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет. Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь.
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Что мы можем сделать, чтобы сберечь нашу планету? (работа в группах, представление своих рассуждений)

От человека многое зависит в жизни нашей планеты и катастрофы, и великие дела. Каждый может сделать то, к чему стремится, чего очень добивается. Примером тому может служить жизнь и дела Михаила Васильевича Ломоносова.

(ребята представляют презентацию “Жизнь и дела М.В.Ломоносова)

Какими же чертами характера должен обладать человек, чтобы добиться больших успехов? (представление по группам) У нас получилась целая памятка, чтобы стать умным и успешным.