Открытый урок по чтению на тему: "Наши древние предки – славяне" (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цель и задачи урока.

  • Сформировать понимание того, как развивалась и постепенно усовершенствовалась жизнь и быт славян;
  • Уметь показывать на карте территорию расселения восточных славян;
  • Описывать природу, жилище, одежду восточных славян;
  • Описывать орудия труда и занятия восточных славян;
  • Устанавливать связь между природой и занятиями восточных славян;
  • Развивать устную речь, логическое мышление;
  • Вырабатывать выразительность чтения;
  • Воспитывать интерес к истории своего народа.

Оборудование:

Плакат-карта “расселение славян в V-VIII веках, записи на доске, раздаточный материал, контурные карты, кроссворды, аппликации, рисунки “занятия славян”, таблица “Современные славяне”, тест по итогу урока.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем изучение истории нашего Отечества на уроках чтения. И сегодня мы отправляемся в первое путешествие, в далёкие времена V-VIII веков, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили, чем занимались, какую носили одежду, чем питались.

Покровительница науки истории, богиня Клио, обращается к вам со словами: (запись на доске)

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕЖУ ЗА ВАШИМИ УСПЕХАМИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ! МЕНЯ РАДУЕТ ВАША ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.

ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗЕМЛЯМ ВАШИХ ПРЕДКОВ. НАДЕЮСЬ, ЧТО В ДОРОГЕ НАМ УДАСТСЯ РАСКРЫТЬ МНОГО ТАЙН И ЗАГАДОК.

В ДОБРЫЙ ПУТЬ. ВАШ ДРУГ, БОГИНЯ КЛИО.

- Чтобы узнать, к какому народу мы отправляемся, необходимо разгадать кроссворд, в котором спрятано его название.

(кроссворд у каждого учащегося на парте)

  1. Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом.
  2. Имя богини - покровительницы этой науки.
  3. Большое животное, на которое охотились древние люди.
  4. Отрезок времени в сто лет.
  5. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.
  6. Название учебного предмета, на котором будем читать исторические тексты.
  7. Наука, которую иногда называют “наукой лопаты. ”

- Прочтите ключевое слово (славяне), объявление темы урока.

- СЛАВЯНЕ - крупнейшая в Европе группа родственных народов.

Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, боснийцы-мусульмане, македонцы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане)

(Таблица на доске)

2. Сегодня мы узнаем о жизни славян V-VIII веков.

Первичное чтение текста учителем (страница 191 -195) “наши древние предки - славяне”.

3. Словарная работа.

  • Поляне - племя словян, которое проживало в полях.
  • Дреговичи - от славянского сьва “дрегва” - болото, непрочная, зыбкая, сырая земля.кривичи - племена, которые жили в местах неровных, с лесами и болотами.
  • Радимичи - союз восьми славянских племён, которые породнились между собой.
  • Чудь, меря, ижора, весь - племена неславянского происхождения.
  • Вятичи
  • Бортничество
  • Лыко
  • Костерь
  • река Припять
  • озеро Ильмень

4. Выборочное чтение, расселение славян на контурной карте.

Задание: работая с текстом учебника, выбираете ответ на мой вопрос, и расселяем славян на карте, на доске и одновременно на индивидуальных контурных картах.

А) Где селились славяне?

(от самого юга до северных земель по берегам днепра, припять, западной двины и их притокам селились славяне)

- Обозначьте границу поселения славян так как показано на исторической карте, реки: Днепр, Северная Двина, Сожа, Волга, Дон, Вятка.

Б) Где жили поляне?

(На ровных безлесных местах по берегам Днепра жили поляне)

- Найдите это место на контурной карте и подпишите место проживания полян.

В) Где жили радимичи?

(немного севернее, в степи по берегам десны и сожи, жили радимичи)

- Найдите это место на контурной карте и подпишите место проживания радимичей.

Г) Где жили дреговичи?

(а ещё севернее, по реке припять и её притокам, где было больше болот и лесов, жили дреговичи)

- Найдите это место на контурной карте и подпишите место проживания дреговичей.

Д) Где жили вятичи?

(Между Волгой и Доном селились вятичи, близко к реке Вятка)

- Найдите это место на контурной карте и подпишите место проживания вятичей.

Е) Где жили кривичи?

(А чуть севернее дреговичей у истоков волги, жили кривичи)

- Найдите это место на контурной карте и подпишите место проживания кривичей.

3) Где жили ильменские словены?

(Вокруг озера Ильмень, где теперь стоит Новгород, жили ильменские словены)

Найдите это место на контурной карте и подпишите место проживания ильменских словен.

Как называли землю, где проживали все эти племена?

(славянской землёй)

- Что общего у всех этих племён?

(обычаи, жилища, занятия, язык)

К) Игра “Заполни лесенку” названиями животных, на которых могли охотиться славяне”.

Л) Самостоятельное чтение.

Страница 192 от слов славяне были…

- Подготовьтесь ответить на вопрос “Во что одевались славяне?”

Игра “Кто быстрее оденет куклу”

5. Занятия славян.

Учитель: Древнейшие занятия людей были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды деятельности славян. О занятиях славян более подробно узнаем из дополнительного текста.

Чтение учащимися дополнительного текста.

(для дальнейшего задания на доску выставляются карточки с названиями занятий)

ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН

В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, туров (диких быков), оленей, лосей, кабанов, соболей. Их шкуры служили одеждой, и одеялом. Соболиные и бобровые шкуры высоко ценились, их покупали у славян соседи. При помощи различных силков (так называли специальные ловушки из прутьев или верёвок) ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Славяне занимались охотой.

Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы - звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной.

В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Кроме того его охотно покупали у славян многие народы. Собирательство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы)

СОБИРАТЕЛЬСТВО диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук.

РЫБОЛОВСТВО. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гарпун (специальное метательное орудие), а позже сплетённые неводы - сети. Мужчины - воины хорошо плавали и часто скрывались от врагов под водой, использовав для дыхания камышовую трубочку.

Самым главным делом у славян постепенно становится ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали ралом, сохой, плугом. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивая золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зёрен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметёт семена. Чтобы закрыть семена землёй, поле обрабатывали бороной - суковаткой, так называли большую ветвь из дерева с обрубленными не до конца сучьями).

Но почва через несколько лет истощалась, приходилось переходить на новое место, и всё начиналось сначала. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох. Хлеб славяне называли жито от слова “жить”, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц:

Хлеб - всему голова.

Баловством хлеб не добудешь.

Не пролил семи потов - вот хлеб и не готов.

Хлеб в пути не тягость. И другие

ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО.

Еду надо было в чём-то готовить и хранить, из чего-то есть. Без посуды обойтись было нельзя. Посуду изготавливали из дерева и глины. Деревянную посуду изготавливали мастера-древоделы очень искусно. Древнейшее ремесло - гончарное. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепили руками, позже появился гончарный круг, приводимый в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.

Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определённую форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах. Иногда глиняные изделия славян украшали орнаментом или расписывали красками.

Ещё одним занятием славян являлась ТОРГОВЛЯ. Торговали славяне мехами, мёдом, а ещё хлебом и воском.

СТРОИТЕЛЬСТВО.

С незапамятных времён дерево на руси было самым любимым материалом, так как вокруг было большое количество леса. Вместо временных тесных землянок славяне рубили тёплые, надёжные избы, сараи, помещения для скотины. А ещё рубили они бани, так как издавна любили париться, веничком хлестаться. Раньше строили вообще без гвоздей, укладывая брёвна одно на другое. Постепенно мастера научились строить не просто избы, а красивые терема.

6. Игра “С какими занятиями славян связаны эти загадки?”

Стоят домики на речке
Звери, а не человечки.
Вот так звери!
Нор не роют.

Но зато плотины строят,
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы - зубы. (Б_____) (строительство)

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны (п_____) (бортничество)

Среди двора стоит копна:
Спереди - вилы ,сзади - метла. (К____, Б_____) (скотоводство)

Сначола дерево свалили,
Потом его нутро долбили,
Потом лопатами снабдили и
По реке гулять пустили ( Л_________) (рыболовство, торговля, кораблестроение)

Вперевалочку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Он в берлоге до весны
Тихо спит и видит сны. (М________) (охота)

Меня бьют, колотят, режут,
А я всё терплю -
Людям добром плачу (x_______) (земледелие)

Жидко, а не вода,
Бело, а не снег (М______) (скотоводство)

Он дыряв со всех сторон,
Даже если новый он.
Ловят рыбу им в реке,
И в пруду, и в озерке (н_______) (рыболовство)

На припёке у пеньков много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки - собираем огоньки
Цветик - невеличка, будет . . . (з_______) (собирательство)

Учитель:

- Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали почти всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась, а потом обменивались результатами своей работы. Кто-то охотился, кто - то шил одежду, кто-то разводил животных, а кто-то рыбачил. Со временем совершенствовались и орудия труда, они облегчали труд людей. Вот так через века эти ремесла, которые мы называем профессиями, дошли до xxi века. Труд был всегда уважаем. Люди сочинили много пословиц о труде

7. Итог урока (тест по карточкам)

Выбери правильный ответ и обведи в кружок.

А) Славяне жили:

  1. В пустыне.
  2. По берегам рек иозёр.
  3. Среди лесов.
  4. В степях.

Б) В жилище славян были:

  1. Паркетный пол.
  2. Каменная печь.
  3. Постель из соломы.
  4. Кожанный диван
  5. Деревянные палки

В) Для работы славяне использовали:

  1. Топор.
  2. Плуг.
  3. Борону-суковатку.
  4. Серп.
  5. Комбайн.

Г) Славяне носили:

  1. Камзол.
  2. Лапти. 3
  3. Рубаху.
  4. Меховую шапку.
  5. Спортивный костюм.

Д) Закончи фразу:

Важнейшими занятиями восточных славян были.................................................

Предками русских, украинцев, белорусов были........................................

8. Следующие два задания можно использовать, если позволит время.

а) заполни лесенку названиями животных, на которых могли охотиться славяне.

(заяц, утка, лиса, лось, волк, олень, кабан, голубь, соболь)

2) вспомни, в какую одежду одевались славяне. Одень куклу, раскрась, обоснуй выбор.

9. Домашнее задание. Перечитать текст на стр. 191-195, ответить на вопросы учебника, записать в тетрадь пословицы о труде.

Приложение