Обобщающий урок по квантовой физике в 11-м классе

Разделы: Физика


Между спросом и предложением на “рынке школьного физического образования” существуют заметные противоречия: вузы заинтересованы в абитуриентах, способных применять полученные в школе знания в практических целях, умеющих обобщать, делать выводы, самостоятельно приобретать знания, но этими качествами обладают только талантливые школьники, остальные, к сожалению, проявляют их в малой степени.

Однако, если учитель ориентирует свою систему преподавания на достижение такой цели, как формирование у учеников названных качеств, то способность к творчеству будет проявляться не только у явно одаренных ребят.

Система преподавания в этом случае может опираться, например, на методический прием постановки перед учениками интересной проблемы (скажем, технической).

В процессе ее решения учащиеся приходят к необходимости выяснения основных физических понятий, поиска и получения физических законов, их применения. При таком подходе поставленная задача является мощным фактором, мотивирующими обучение. При традиционном преподавании, как правило, преобладают исторический и алгоритмический подходы к изучению явлений: обобщение и систематизация знаний учащихся проводятся на базе алгоритма изучения физической теории, и только после этого применение теории и “включаются” главные мотивирующие факторы.

Слабость материальной базы школы не позволяет организовать изучение квантовой физики по первому варианту физики, однако второй при условии генерализации содержания изучаемой теории и более тесной интеграции физики с историей физики служит развитию учащихся, так как ставит их перед необходимостью задавать вопросы и отвечать на них.

На суд участников семинара я выношу обобщающий урок по квантовой физике.

Урок состоит из четырех этапов.

Первый этап.

Совместная работа учащихся и учителя с обобщающей таблицей.

Главная задача проведения обобщающих обзоров - показать основные этапы эволюции взглядов по той или иной проблеме. При этом мало перечислить эти этапы с кратким разъяснением и комментированием сути каждого этапа, а необходимо раскрыть механизм научного познания, т.е. причины, побуждающие к выдвижению тех или иных идей, причины смены одних идей другими, методы обоснования новых взглядов, трудности, стоящие на пути утверждения новых идей.

Каждый из пронумерованных элементов таблицы является фрагментом и вариантом ответа на соответствующий вопрос алгоритма изучения физической теории (см. Приложение).

На рис. А/1(наблюдения) символически изображено нагретое тело, излучающее в широком диапазоне частот. Попытки классической физики объяснить тепловое излучение приводили к бессмысленному выводу о том, что тепловое равновесие между излучением и веществом невозможно и любое нагретое тело за очень короткий промежуток времени должно охладиться до абсолютного нуля, чего в природе не наблюдается. Соседний рисунок указывает на наличие у света корпускулярных свойств.

На рис. А/2 (эксперименты) показаны основные результаты опытов по изучению распределения энергии в спектре нагретого тела и экспериментальные установки для изучения фотоэффекта, о закономерностях которого рассказывают ученики в ходе повторения. Объяснение этих экспериментов с классических позиций приводили к неверным выводам. М.Планком была предложена квантовая теория излучения, основанная на известном постулате (рис. Б/1), согласно которому атомы теряют энергию не в непрерывном процессе, а излучают ее в виде отдельных порций – квантов. Отсюда следует, что энергия самих источников электромагнитного излучения квантуется, т. е. может принимать только дискретный ряд значений, определяемых частотой.

Квантовая теория позволила получить график распределения энергии в спектре нагретого тела, соответствующий эксперименту. Представления о кванте и корпускулярно-волновом дуализме стали основными понятиями (рис. А/3) в квантовой физике. Квант, таким образом, обладает всеми свойствами частицы, и его, как и электрон, можно моделировать шариком (рис. А/4). В показанной здесь установке фотоны в зависимости от их энергии моделируются стальными шариками разного цвета. Их значения энергии определяются тем, что они поочередно привязываются к нити и опускаются с соответствующей для каждого шарика высоты. Свободный электрон в металле, находящийся на дне потенциальной ямы, моделируется другим шариком, помещенным в положение равновесия маятника. Поведение электрона и фотона поясняет модельный опыт: если массы шариков почти одинаковы, то движущийся “фотон” полностью передает свою энергию “электрону”; получив достаточную энергию “электрон” выскакивает из потенциальной ямы и катится по горизонтальной плоскости с некоторой скоростью. Пренебрегая потерями, можно записать закон сохранения энергии для данного процесса: Е = А + Ек, который объясняет основные закономерности фотоэффекта, в том числе и существование красной границы для каждого из металлов.

Опыт, полученный физиками при изучении и объяснении свойств света не прошел бесследно, их квантовые идеи получили развитие: Луи де Бройль высказал, например, мысль, что “сосуществование” волн и корпускул, открытое А.Эйнштейном для света, должно также иметь место для всех частиц материи. Это и есть основной закон квантовой физики (рис. Б/2), обсуждаемый в школьном курсе и выдержавший проверку в экспериментах Дэвиссона - Джермера. В условиях школьного кабинета физики невозможно наблюдать дифракцию электронов, поэтому знакомлю учащихся с помощью таблицы или рисунка. Обращаю внимание учащихся на то, что формула ?=h/p имеет прямое экспериментальное подтверждение и хорошо согласуется с опытом.

Ядром квантовой теории являются соотношения неопределенностей, уравнение де Бройля, постулат и постоянная Планка (рис. Б/3).Выводы и следствия, которые вытекают из квантовой теории, отображены на рисунке. В /1.

В опытах Комптона и экспериментах по дифракции электронов была осуществлена экспериментальная проверка теории (рис. В/2) и определены границы ее применимости (рис. В/3). Завершается таблица перечислением некоторых практических применений квантовой физики (рис. В/4).

Второй этап.

После изучения физической теории переходим к обсуждению вопросов:

1. Каковы основные положения квантовой теории света?

Ответ:

а) свет может излучаться, поглощаться и распространятся только отдельными порциями – квантами (фотонами);
б) энергия кванта зависит от частоты и определяется формулой:
в) интенсивность излучения зависит от плотности потока фотонов и их энергии;
г) при взаимодействии с веществом квант может поглотиться целиком или отразиться целиком, поэтому в природе нет дробных квантов;
д) процесс поглощения энергии кванта веществом происходит мгновенно, поэтому процесс поглощения квантов безинерционный;

2. Что называется фотоэффектом?

Ответ: явление вырывания электрона с поверхности вещества.

3. Почему выход фотоэлектронов при возникновении фотоэффекта не зависит от освещенности металла?

Ответ: при увеличении освещенности увеличивается количество фотонов, попадающих в металл, но энергия каждого фотона остается неизмененной. Выход фотоэлектронов зависит только от энергии фотона, но не от количества фотонов.

4. В чем состоит различие между внешним и внутренним фотоэффектом?

Ответ: различие состоит в том, что при внешнем фотоэффекте электроны вырываются из вещества, а при внутреннем - остаются внутри него.

5. Почему явление фотоэффекта имеет красную границу?

Ответ: Явления фотоэффекта характеризуется отрывом электронов, связанных с атомом, от атома. Для отрыва электрона от атома необходимо совершить работу. У атомов каждого химического элемента существует определенная энергия связи электронов с ядрами атомов, поэтому для отрыва электрона от атома требуется различная энергия для атомов различных веществ.

Поиск ответов на эти и подобные вопросы стимулирует к применению знаний и тем самым развивает способности ребят.

Третий этап.

Далее можно перейти к решению задач для развития практических навыков и закреплению знаний.

Задача № 1

Определите энергию, массу и импульс фотона, соответствующую наиболее длинным и наиболее коротким волнам видимой части спектра?

Решение:

Задача № 2

Для света с длиной волны = 500нм порог зрительного восприятия W = 2,1*10-19Дж (м2*с).

Рассчитайте число фотонов, воспринимаемых глазом на пороге зрительного восприятия?

Решение:

Вычислим энергию одного фотона

Число фотонов равно:

Задача № 3

Найдите порог фотоэффекта для калия, если работа выхода А =1,32 ЭВ?

Решение:

В уравнение Эйнштейна

Задача № 4

Определите скорость фотоэлектронов при освещении калия фиолетовым светом с длиной волны 4,2*10-7м, если работа выхода электронов 1,92ЭВ?

Решение:

По уравнению. Эйнштейна

Задача № 5

В каком случае давление света больше: при падение его на зеркальную поверхность или на черную?

Задача № 6

Наступит ли фотохимическая реакция в веществе при поглощении им фотонов с длиной волны 500нм, если энергия активации молекулы данного вещества равна 2*10-19Дж?

Решение:

= 5*10-7м
Д = 3*10-19Дж/ мол
С = 3*108м/с
H = 6.62*10-34Джс
Е - ?

При поглощении одного фотона энергия молекулы увеличивается на
Если Е > Д наступит фотохимическая реакция, если Е < Д, то она не наступит.
Вычислим Е и сравним с энергией активации Д.

Если Е > Д, то фотохимическая реакция наступит.

Четвертый этап.

Наконец, для контроля и оценки знаний учащихся провожу самостоятельную работу в два варианта.

Самостоятельная работа

1-й вариант

1. Работа выхода электронов из кадмия равна 4,08 ЭВ. Какой должна быть длина волны излучения, падающего на кадмий, чтобы при фотоэффекте максимальная скорость фотоэлектронов была равна 2*106м/с?
2. Сколько квантов красного излучения с длиной волны 662 нм имеют массу 1 г?
3. Работа выхода электронов у закиси меди 5,15 ЭВ. Вызовет ли фотоэффект ультрафиолетовое излучение длиной волны 300нм?

2-й вариант

1. Определите максимальную кинетическую энергию фотоэлектрона калия при его освещении лучами с длиной волны 400нм, если работа выхода электронов у калия равна 2,26 ЭВ?
2. Работа выхода электронов у золота равна 4,59 ЭВ. Определите поверхностный скачок потенциала у золота?
3. Определите длину волны ультрафиолетового излучения, импульс кванта которого при полном поглощении равен 3*10-27Нс?

Домашнее задание: §95,96

Моя методика изучения квантовой теории позволяет сэкономить до 40% учебного времени использовать его для решения задач и обсуждения творческих домашних заданий.

Творческие домашние задания:

1. Объясните все известные свойства света с квантовых позиций.
2. Известно,что хорошее зеркало отражает около 50% падающего света. Как выяснить ,чем обусловлены потери: тем, что 20% фотонов не отражается, или тем что каждый отраженный фотон теряет 20% начальной энергии.
3. Выясните каковы были бы размеры атома водорода в основном состоянии ,если бы они определялись только гравитацией, а не взаимодействием между электрическими зарядами.

Поиск ответов на эти и подобные им вопросы стимулирует творческий подход к применению знаний и тем самым развивает способности ребят.