Конспект урока физики в 8-м классе по теме: "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел"

Разделы: Физика


Тип урока: сообщение новых знаний.

Цели урока:

  1. дать понятие агрегатного состояния вещества, фазовых переходов;
  2. ввести понятие температуры плавления и кристаллизации;
  3. рассмотреть график плавления и кристаллизации;
  4. ввести новую физическую величину – удельную теплоту плавления и формулу для вычисления количества теплоты, которое поглощается при плавлении и выделяется при отвердевании;
  5. вырабатывать практические навыки при решении задач;
  6. развивать познавательную активность.

Оборудование:

Мультимедийный комплекс для демонстрации презентации.

Презентация, выполненная в MS PowerPoint (Приложение 1.ppt):

  • слайд 1: тема урока;
  • слайд 2: агрегатные состояния вещества;
  • слайд 3: определения фазовых переходов;
  • слайд 4: температура плавления;
  • слайд 5: вопросы о фазовых переходах (закрепление);
  • слайд 6,7: качественные задачи;
  • слайд 8: удельная теплота плавления;
  • слайд 9: определение удельной теплоты плавления;
  • слайд 10: формула количества теплоты, необходимого для плавления;
  • слайд 11: формула количества теплоты, выделяющегося при отвердевании;
  • слайды 12,13: задачи (закрепление);
  • слайд 14: физический словарь, новые термины.

Таблица: ''График плавления и отвердевания кристаллических тел".

Прозрачный сосуд с водой, в которой плавают кусочки льда.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Демонстрация опыта: в прозрачном сосуде плавают кусочки льда, сосуд плотно закрыт крышкой.

В каких агрегатных состояниях вы видите вещества?

(Слайд 2. <Приложение 1>)

Что отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?

Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

Что происходит со льдом?

Могут происходить явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. (Слайд 3. <Приложение 1>)

Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением. Он идет с поглощением энергии. (Таяние льда.)

Какой процесс называется кристаллизацией или отвердеванием? (Замерзание воды.)

Что будет происходить с энергией при этом процессе?

(Выделяется.)

Прочитайте, что называется сублимацией? (Испарение сухого льда.)

Как называется процесс обратный сублимации? (''Морозные узоры'' на окнах.)

Более подробно изучим плавление и отвердевание кристаллических тел. Откройте в учебнике таблицу температуры плавления.

При какой температуре плавится лед?

При такой же температуре вода будет кристаллизоваться.

(Слайд 4. <Приложение 1>)

Назовите самый легкоплавкий металл, самый тугоплавкий металл.

Сравните температуры плавления твердой ртути и твердого спирта.

- Ответьте на вопросы. (Слайд 5. <Приложение 1>)

- Решите качественные задачи. (Слайды 6,7. <Приложение 1>)

- Рассмотрим как графически изображают процесс плавления с течением времени. ( Таблица.)

В течение всего времени плавления вещества температура остается неизменной. Энергия нагревателя идет на разрушение кристаллической решетки твердого тела.

При кристаллизации температура тоже не изменяется.

-Какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию льда?

Различные тела состоят из различных атомов и молекул, поэтому для плавления равного количества веществ требуется разное количество теплоты. Для 1 кг льда это количество равно 334 000 Дж/кг, для стали – 84000 Дж/кг.

Слайд 8: Под удельной теплотой плавления понимают то количество теплоты, которое необходимо для превращения 1 кг твердого тела в жидкость при температуре плавления.

Обозначается греческой буквой ''лямбда''. Ее единица – 1 Дж/кг.

- Слайд 9: Как рассчитать количество теплоты, необходимое для плавления любой массы вещества?

- Слайд 10: Количество теплоты, выделяющееся при кристаллизации вычисляется по той же формуле.

II. Решение задач

Решите задачи. (Слайд 12. <Приложение 1>)

Самостоятельно решите задачи (Слайд 13. <Приложение 1>). Взаимопроверка.

III. Домашнее задание

Запишите новые термины в словарик, поясните их. (Слайд 14. <Приложение1>)

П. 14,15; упр.8. Учебник: Перышкин А.В., ДРОФА, Москва, 2004. Физика 8 класс.