Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Минутка чистописания

М М

Мурманск находится на севере нашей страны, портовый город, город-герой.

– Почему будем писать с заглавной буквы?

– Какие еще слова мы будем писать с заглавной буквы?

– Запишите у себя в тетради 2 раза безотрывно.

II. Знакомство с новым словарным словом

А) Назови одним словом:

Помещение, которое приспособлено для продажи товаров.

– Запишите: Магазин.

– Звуковой буквенный анализ слова: Магазин.

Б) Подберите однокоренные слова к этому слову:

Магазин, магазинчик, магазинный.

Разберите слова по составу.

В) Вез (з/с) водитель (о/а) в магазин много метел и корзин (о/а). (Шибаев)

Запишите предложение.

Найдите главные члены предложения. Определите, чем выражены главные члены предложения и второстепенные члены предложения.

III. Словарная работа

Какие слова называются существительными, прилагательными, глаголами?

A) Записать слова в тетради по заданию в три столбика.

Б) Ужин.

Давайте образуем глагол от данного слова (что делать?)

Ужинать

Завтрак – Завтракать.

B) Север (писать не надо).

Образуйте от данного слова прилагательное.

Северный (ветер)

Февральский (мороз)

Г) Проверка.

– Прочитайте слова, которые записали в первый столбик, во второй столбик, в третий столбик.

– Давайте вспомним, какие слова называют существительными?

– В каком числе употребляются имена существительные?

IV. Сегодня тему урока мы узнаем из сказки

А) Чтение сказки:

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды, она издала приказ: “Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден”

Жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж:, пусть будут мужского рода. Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других. Те слова, которые были у жены – женского рода. Туда попали: земля, луна, весна, и многие другие.

А те, что остались неопределенными, пусть останутся среднего рода”. Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.

Вот так род у имен существительных появился.

Если к имени существительному можно поставить слова:

Он, мой – это мужской род.

Она, моя – это женский род.

Оно, мое – это средний род.

V. Закрепление

Детям раздаются разрезные слоги. Дети составляют слово и определяют род существительных.

Проверка.

VI. Работа по таблице

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное:

красная

молодой

свежее

легкая

прочный

новый

Определите род существительных.

VII. Итог.

– Какого рода бывают имена существительные?

– Как узнать род существительных?

Домашнее задание.

Литература

1. В.П. Канакина “Работа над трудными словами в начальных классах” Просвещение, 1991 г.