Урок словесности в 6-м классе (по стихотворению Б. Пастернака "Победитель") по теме: "Как он велик! Какой бессмертный жребий!"

Разделы: Литература


Цели:

Образовательная:

1) через одно стихотворение дать представление о судьбе, творчестве и особенностях стиля Б. Пастернака;

2) показать, как нужно читать и анализировать стихотворение с использованием элементов лингвистического анализа поэтического текста:

  • выявить тему стихотворения,
  • пояснить лексическое значение ключевых слов,
  • определить роль тропов и фигур (эпитеты, метафоры, олицетворение и др. ) в
  • раскрытии темы и идеи стихотворения.

Развивающая:

  • Научить анализировать, синтезировать, сопоставлять.

Воспитательная:

  • Воспитывать общечеловеческие ценности, всеобщие нравственные принципы, воспитание гражданственности.

Оборудование:

  1. портрет поэта - <Рисунок1>;
  2. титульные листы книг Б. Пастернака - <Рисунок1т>, Рисунок2т>, <Рисунок3т>;
  3. листы с дарственными надписями автора - <Рисунок1д>, <Рисунок2д>
  4. страницы его книг - <Рисунок1с>
  5. словарь тропов и фигур
  6. отрывок из фильма “Осталась одна Таня”
  7. плакат - <плакат>

Ход урока

1). Организационный момент.

2). Слово учителя.

У каждого человека свой неповторимый характер.

Характер поэта, его личность отражаются в каждом его стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки большой мозаики, составляют картину поэтического мира.

Сегодня на уроке мы не только попытаемся понять поэтический мир замечательного русского поэта Б. Пастернака, но и обратимся через его стихотворение к волнующим страницам нашей истории, и, может быть, нам удастся понять, в чём же заключается великая тайна души русской.

И неслучайно тема нашего урока: “Как он велик! Какой бессмертный жребий!”

Для решения поставленных задач мы сегодня будем работать в группах:

БИОГРАФЫ (изучали биографию Б. Пастернака)

ИСТОРИКИ (собирали материал о странице истории “Блокада Ленинграда”)

ЛИНГВИСТЫ (составляли литературоведческий словарь)

Как мы уже знаем, характер поэта, его личность всегда отражаются в его стихах. Поэтому, прежде чем анализировать поэтический текст, мы обратимся к личности автора.

УЧИТЕЛЬ:

“Б. Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос. . . ”, - вспоминал художник Юрий Анненков, в 1921 году нарисовавший замечательный карандашный портрет поэта.

Я предоставляю слово нашим биографам:

1-й биограф:

Борис Леонидович Пастернак родился, в 1890 году, в Москве в удивительной семье.

Его отец, Леонид Осипович Пастернак, академик живописи, был талантливым русским художником. Он написал портрет писателя Льва Николаевича Толстого.

Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, была известной пианисткой. Сохранились воспоминания о том, что часто музыка, материнская музыка, будила его, маленького ребёнка, ото сна и заставляла заливаться слезами “от сладкой и щемящей муки”. Юный Борис увлёкся музыкой, которую он любил “больше всего на свете”.

2-й биограф:

Став уже взрослым человеком, Пастернак вспоминал о том, как его готовили к поступлению в 1-й класс гимназии. Гимназия была особенной: все предметы там преподавали на немецком языке. Первая учительница, Екатерина Ивановна Боратынская, была детской писательницей и переводчицей литературы для юношества с английского. “Она обучала меня грамоте, начаткам арифметики и французскому с самых азов, с того, как сидеть на стуле и держать ручку с пером в руке. Меня водили к ней на урок в занимаемый ею номер меблированных комнат. В номере было темно. Он снизу доверху был набит книгами. В нём пахло чистотой, строгостью, кипячёным молоком и жжёным кофе. . . ”.

УЧИТЕЛЬ:

- Вы обратили внимание, сколько языков изучал Пастернак с детства?

- Правильно, три, и знал их хорошо, много читал и переводил с английского, немецкого и французского языков.

-Да, семья Пастернака действительно была удивительной. Родителями его были люди, составляющие гордость культуры России XVIII-XX веков. И хотя Б. Пастернак не стал ни музыкантом, ни художником, тем не менее живопись и музыка вошли в его стихи.

Затем Пастернак окончил философское отделение Московского университета.

3-й биограф:

Был у Б. Пастернака с юных лет друг - Николай Николаевич Вильмонт - одна из интереснейших фигур в нашей литературе. Вы видите титульные листы книг Б. Пастернака с дарственными надписями Николаю Вильмонту. Это книги - “Сестра моя жизнь”, “Поверх барьеров”, “Воздушные пути”, “Две книги”.

4-й биограф:

А вот последний год жизни поэта – 1960-й. Это время не такое уж далёкое от нас: многие наши родители помнят эти годы. Сам Пастернак писал, что последние 3 года жизни были для него очень тяжёлыми. Почему?

Семь долгих лет Борис Пастернак писал свой роман “Доктор Живаго”, ясно понимая, что при его жизни в Советском Союзе этот роман не напечатают. По счастливой случайности Пастернак познакомился с итальянским журналистом, который предложил опубликовать роман за границей. Отдавая рукопись для публикации за рубежом, Пастернак предвидел неприятные последствия, но шёл на это, так как главная мечта любого художника – подарить своё произведение людям.

И 17 ноября 1957 года роман был напечатан в Италии, затем переведён на 24 иностранных языка. Там, за границей, роман высоко оценили читатели и профессионалы. Шведская академия Борису Пастернаку присвоила Нобелевскую премию. Это самая почётная в мире награда для художника.

Но в Советском Союзе публикация романа вызвала скандал, а на долю автора выпали тяжкие испытания, когда даже самые близкие люди отвернулись от него, эти испытания он переживал практически в одиночку.

УЧИТЕЛЬ:

А ещё в жизни Пастернака было испытание войной, которое он переживал вместе с народом и так, как этого требовал долг гражданина.

Пастернак был настоящим гражданином своей страны.

- Как вы понимаете, что значит “быть гражданином”?

ОТВЕТЫ УЧ-СЯ:

- Быть гражданином значит добросовестно выполнять свои обязанности.

- Значит – соблюдать законы государства, в котором живёшь, уважать права других людей.

- Значит, охранять природу.

- Я считаю, что обязанностью гражданина является защита Отечества.

УЧИТЕЛЬ:

Всё сказанное вами верно.

И особенно мне хочется остановиться на том, что обязанностью гражданина является защита своей страны.

- Где встретил войну Б. Пастернак?

4-й биограф:

Начало Великой Отечественной войны поэт встретил, живя в подмосковном посёлке Переделкино. Он пишет стихи, в которых в полный голос звучит патриотическая тема. Их печатают журналы “Огонёк” и “Красная новь”. О первых месяцах войны Пастернак рассказывал в журнальной заметке: “Я дежурил в ночи бомбардировок на крыше двенадцатиэтажного дома, рыл блиндаж у себя за городом и проходил курсы военного обучения, неожиданно обнаружившие во мне прирождённого стрелка”. Летом в 1943 году Пастернаку удаётся вместе с другими писателями выехать на фронт, под Орёл.

УЧИТЕЛЬ:

А стихотворение “Победитель” написано было немного позднее, в эвакуации, в январе 1944 года.

- Вслушайтесь в стихотворение и подумайте: о чём оно?

(дети воспринимают стихотворение только на слух) .

Итак, о чём же это стихотворение?

- О войне.

- О блокаде Ленинграда.

- О великом народе-победителе.

- Об испытании, выпавшем на долю русских людей.

УЧИТЕЛЬ:

- Всё сказанное вами верно.

(учитель раздаёт тексты стихотворения) .

- Сейчас я предлагаю вам внимательно почитать стихотворение, стараясь “вглядеться” в каждое слово, вдуматься в его лексическое и грамматическое значение, “вслушаться” в каждый звук.

- Обычно первое слово, с которым автор обращается к нам, это название. Часто оно даёт ключ к пониманию стихотворения. Название у произведения может быть, а может и отсутствовать.

Это стихотворение имеет название.

Это важно.

Почему?

УЧЕНИК:

Автор сам “подсказывает” нам тему стихотворения.

УЧИТЕЛЬ:

Итак, мы будем анализировать стихотворение “Победитель”, но сначала повторим всё, что для этого необходимо.

Дать определение композиции.

Повторим тропы:

Эпитет – художественное определение.

Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова “как”, “как будто”, “словно” отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, при котором оно наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Метонимия – слово или выражение, употреблённое вместо другого, потому что между обозначаемыми ими предметами есть связь.

Повторим поэтическую фонетику:

Анафора – единоначатие.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Приступаем к анализу.

Определите композицию стихотворения.

УЧЕНИК:

- Стихотворение состоит из 4-х частей, связанных общей темой – прорыв блокады Ленинграда.

УЧИТЕЛЬ:

Давайте определим тему каждой части.

УЧЕНИК:

- В 1-й части автор говорит о “голой силе зла”- о врагах, которые “горланили и пёрли”.

- Во 2-й части - об участи Ленинграда.

- В 3-й – главные слова – “он разорвал осадное кольцо”.

- В 4-й части поэт восхищается русским народом, говоря: “Как он велик!”

УЧИТЕЛЬ:

- А теперь обратимся к особенностям поэтического языка на уровне фонетики, лексики и синтаксиса.

ФОНЕТИКА.

Есть аллитерация (особенно проявляется в 1-й строфе) , повторение согласных звуков р , г (примеры) , для изображения “голой силы зла”, для создания образа врагов.

ЛЕКСИКА.

В первой строфе автор использует слова, которые имеют пометку “неодобрительное” - горланить, переть.

УЧИТЕЛЬ:

Как вы думаете, с чем это связано? (показывает своё отношение к врагам) .

- Но далее, говоря о Ленинграде, Пастернак использует уже совсем другую лексику.

- Какую?

Правота, восторг, жребий (имеет пометку “устаревшее”) , звучит слово участь, которое является его синонимом.

УЧИТЕЛЬ:

- Какие тропы использует Пастернак в стихотворении?

УЧЕНИК:

Эпитеты (заветное мгновенье, как он велик).

Метафора (стеной стоял он на глазах у всех).

Олицетворение (его лицо - лицо Ленинграда, мгновение пришло, целый мир смотрит, осень шла шагом).

Инверсия (осень шагом испытаний шла).

Метонимия (уступал любой доспех, т. е. любая армия).

УЧИТЕЛЬ:

Обратимся к поэтическому синтаксису:

УЧАЩИЕСЯ:

Риторические вопросы- 1-я строфа.

Восклицания - автор выражает своё восхищение выносливостью русского народа.

Предложения почти все сложные (это одна из особенностей стиля Б. Пастернака) .

Анафора

- Как он велик. . .
Как входит в цепь. . .

УЧИТЕЛЬ:

Попытайтесь определить размер стихотворения и рифму.

ямб – двусложный размер стиха. В строке ямба ударные слоги чётные, безударные – нечётные.

Рифма – перекрёстная.

Что дал нам анализ стихотворения Б. Пастернака?

УЧЕНИК:

Мы увидели отношение автора к врагам, увидели его восхищение русскими людьми, способными вынести даже самые тяжёлые испытания.

И в этом стихотворении перед нами предстал образ самого автора как настоящего гражданина и патриота.

УЧИТЕЛЬ:

О какой же участи Ленинграда говорит Б. Пастернак в своём стихотворении?

Слово историкам.

1- й историк:

Б. Пастернак говорит о самой страшной странице Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Бесконечно долгие 900дней, каждый из которых – урок мужества.

2-й историк:

Осенью 1941года немецкое командование поняло, что их блицкриг – план молниеносной войны – провалился, что война приобретает затяжной характер. А чтобы выдержать затяжную войну, надо было кормить своих солдат, поддерживать армию. Именно поэтому предусматривалось ограбление населения на занятых фашистами землях.

3-й историк:

Уже 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады. В этом кольце оказалось 2миллиона 887 тысяч человек. В связи с иссякающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали и молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Смерть настигала людей везде. На улице падал человек и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Часто жизнь обрывалась у станка. Хоронить было трудно. Мёртвых хоронили без гробов. Нередко эти трупы подбирали машины и увозили на общее кладбище.

Я забыть
Никогда не смогу
Скрип саней
На декабрьском снегу
Тот пронзительный
Медленный скрип:
Он как стон,
Как рыданье,
Как всхлип. (Ю. Воронов)

4-й историк:

Обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на всё. . . Это и есть фашистская стратегия голода. Фашисты это орудие применяли широко.

Дети, плача, хлеб просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворот они не открыли.
На колени не встали, нет!

5-й историк:

Всего в ноябре голод унёс свыше 11 тысяч жизней, в декабре – 53 тысячи. В январе и феврале умерло 199 тысяч 187 ленинградцев, в марте – ещё 89 тысяч 968 человек. . .

В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат “за создание невиданной в истории мира блокады” и уверял, что скоро Ленинград, “как спелое яблоко, упадёт к нашим ногам”. . .

6-й историк:

Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища: “Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай внимающий этим камням: НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.

УЧИТЕЛЬ:

(фрагмент фильма “Осталась одна Таня”) .

9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискарёвское кладбище семьями и в одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые конфеты, папиросы, хлеб.

Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.

Вечная им память!

Наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги.

Итак, чем же мы занимались сегодня на уроке?

УЧ-СЯ:

Познакомились с личностью Б. Пастернака – настоящего гражданина своей страны.

Учились анализировать поэтический текст.

Говорили о патриотизме, стойкости и мужестве русских людей.

Давайте обратимся к фразе, которую я произнесла вначале урока, что значит “великая тайна души русской”?

УЧИТЕЛЬ:

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “загадочную русскую душу”.

Домашнее задание (по выбору уч-ся) :

Написать сочинение на тему:

Какое настроение вызвало у меня стихотворение Б. Пастернака “Победитель”.

Выучить наизусть стихотворение “Победитель”.

Приложение