Особенности курса "Народоведение" в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


В программе курса истории, географии, литературы, естествознания уделяется недостаточно времени на краеведческий материал. На занятиях по этим предметам история родного края упоминается вскользь. Поэтому формирование у учащихся общего целостного взгляда на проблему обусловлен не столько не качественной подачей предмета учителем, сколько невозможностью полного раскрытия данной темы в ограниченном числе часов программы.

История родного края, его климатические и географические особенности, культура, обычаи и народности - весь этот материал разбросан по разным курсам и дается в различное время, оторван друг от друга. Отсутствуют единые межпредметные связи, необходимость для развития личности ребёнка. Тем самым возникает необходимость интеграции всех частей краеведческого и народоведческого материала в общий единый курс, так, чтобы он давал целостное представление учащимся о родном крае с позиции историка, литератора, искусствоведа. В этом курсе предполагается осуществить переход от изучения родного края к изучению всеобщей истории. Это будет связующим звеном от частного к общему, от простого к сложному.

Цель данной программы – это планомерное формирование у учащихся представления об истории, возникновении и развитии родного края, его обычаях, народностях, архитектуре и культуре. Развитие положительных нравственных качеств, творческих способностей, чувств патриотизма.

Этот курс сочетает в себе сведения по истории, фольклору и быту как всего народа России, так, и, в частности, Ульяновской области.

Задача первого года обучения – формировать первоначальные представления и понятия об окружающей природе родного края, о взаимосвязи “природа-человек”. Развивать наблюдательность, творческие способности ребёнка.

Человек и природа рассматриваются в их неразрывном, ограниченном единстве. Это позволяет уже на самом на раннем этапе обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни старины и современности. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительный и развивающий потенциал.

Программа 1 класса позволяет выйти за рамки решения чисто природоведческих вопросов, постоянно привлекая внимание учащихся к вопросам краеведения. А так же осмыслению народного опыта, зафиксированного в пословицах, поговорках, загадках и примерах.

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми разных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на игровой площадке, в музее, на улице, в лесу.

На этих занятиях ребёнок будет рисовать, отгадывать загадки, составлять тексты по рисункам, придумывать истории, разучивать и сочинять песенки, потешки, загадки. Все это позволит исключить монотонность в работе.

На занятиях во всех видах деятельности: и в игре, и в изобразительно-прикладной деятельности, и в драматизации должны увидеть и почувствовать связь настоящего и прошлого. Способствуют этому и лёгкие домашние задания, часто ориентированные на сотрудничество детей и родителей.

Ещё одной главной задачей в работе по программе этого курса – светлое и радостное общение детей и родителей во время подготовки и проведения народных праздников или отдельных занятий. Только через неформальное, искреннее общение возможно настоящее освоение народной культуры, творческое возрождение народных традиций, жизненно важных для национального самосознания, восстановление культурной, духовной преемственности между поколениями.

Учебный материал предполагает быть динамичным и интересным детям. Он построен так, чтобы дать возможность для каждого школьника быть в роли исследователя. Самому придумывать истории, делать выводы, сочинять песенки, загадки и другое, работать самостоятельно по определённой теме или проблеме.

Занятия предполагается проводить 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30-35 минут.

При разработке уроков использовались методические указания по курсу “Введение в народоведение” М.Ю.Новицкой, разнообразная художественная и справочная литература, публикации журналов “Начальная школа”, богатый опыт работы учителей.

ЗАНЯТИЕ 1.

ТЕМА: Сказка-игра “Времена года”.

Целеполагание:

  1. Познакомить детей со временами года.
  2. Развивать чувство коллективизма при выполнении совместных дел.
  3. Воспитывать уважение к старине.

Оборудование: рисунки “птиц” (зима – голубая. Весна - зелёная, лето – красное, осень – жёлтая), иллюстрации к различным временам года, карточки с названиями времён года, предметные картинки для композиции коллажа (гриб, дерево с листьями и без них, цветы, бабочки, снежинки, снегири, жёлтое и красное солнышко, чёрные тучи, облака), 1 белый лист, клей, конверты с заданиями, осенний лист, сказка В.Даля “Старик-годовик”.

Ход урока

Вышел Старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

(Учитель прикрепляет всех “птиц” (времена года) на доску).

- Давайте, ребята, посмотрим, что же скрывается за каждой птицей”.

Махнул старик-годовик первый раз и полетели три птицы. Повеял холод, мороз.

(Учитель открывает картинку с зимним пейзажем).

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка - …! (зима)

(Учитель на доску рядом с зимним пейзажем вывешивает название времени года “Зима”. Рядом может быть конверт с заданиями для детей).

Дети хором:

- С чем пришла, Зима?

- Ребята, смотрите, Зима пришла с загадками. Попробуем их отгадать?

Сам бежит, а стоять не велит. (мороз).

Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (метель).

Одеяло белое не руками сделано
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (снег).

Махнул старик-годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

(Учитель открывает вторую птицу, а там может быть картинка подснежника).

Идёт матушка - … (весна)
Отворяй-ка ворота.

Дети хором:

- С чем пришла, Весна?

- Весна, ребята, пришла с игрой “Лиска – лиса”. Попробуем её разучить.

Игра “Лиска – лиса”.

Из ребят выбирается Лиска – лиса. Дети становятся вокруг водящего и поют:

Лиска – лиса,
Дивья краса,
Долгий нос,
Рыжий хвост.

Дети бросаются в рассыпную, а Лиска – лиса ловит. Кого поймает, тот будет ловить. Можно поиграть 2-3 раза.

- Сказка продолжается:

Махнул старик-годовик третий раз – и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Вот пришло и … (лето) красное,
Жарким стало солнце ясное.

Дети:

- С чем пришло, Лето?

- Лето приготовило вам различные картинки. Вот посмотрите, здесь гриб, и дерево с листьями и без них, цветы, бабочки, снежинки, снегири, жёлтое и красное солнышко, черные тучи, облака. Всем вместе нужно выбрать те картинки, которые подходят к летним месяцам и составить общую картинку.

(Дети выбирают подходящие картинки, размещают их на листе и приклеивают. Получается коллаж-аппликация “Лето”).

- Что же происходит со стариком-годовиком дальше, давайте послушаем.

Махнул старик-годовик четвёртый раз, и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался дождь, залегли туманы.

В двери к нам стучится … (осень),
Мы её не ждём, не просим.
А она идёт сама.

(Когда дети отгадывают загадку, учитель прикрепляет слово “осень” над картинкой с изображением осени).

Дети хором:

- С чем пришла ты. Осень?

- Осень к нам пришла со считалкой. Давайте посчитаемся и посмотрим, кого выберет осень.

Осень, осень,
Из воды плести дожди!
Туча, солнце не бодай,
Голубое небо дай!

(Дети становятся в круг и по кругу хором считаются. На ком считалка остановится, тот выходит за круг. Кто останется, того выбрала “осень”, ему дарится осенний листок).

- Вот мы и отгадали с вами все времена года, давайте их повторим.

(Хором называем времена года).

- С давних пор повелось на русской земле славить приход снежной зимы, красного лета, тёплой весны, урожайной осени. Приглашали выглянуть солнышко, прилететь птиц, пролиться дождю. Складывались в народе пословицы, загадки, припевки о временах года.

Вот о народных традициях, о том какие это были песенки, загадки, сказки мы с вами и будем говорить на уроках “Народоведения”.

И первым домашним заданием будет: нарисовать любимое время года и подготовить о нём рассказ.

ЗАНЯТИЕ 25.

ТЕМА: Святки.

Целеполагание:

  1. Дать понятие детям о святочных вечерах, их обычаях.
  2. Разучить колядки и рождественские забавы.
  3. Воспитание любви и уважения друг к другу.

Оборудование: народный календарь, А.С.Пушкин “Евгений Онегин”, колядка, одежда для ряженых.

Ход урока

- Не было на Руси более весёлого праздника. Чем святки. Длились они с 7 по 19 января. Все 12 дней праздника заполнялись выдумками и проказами. У святок 3 обычая: ряженье, баловство и гадание.

Я предлагаю вам познакомиться со всеми обычаями. Согласны? С чего начнём?

Ряженье.

- К святкам начинали готовиться задолго. Придумывали сценки, шутки, проказы, делали святочные костюмы и маски.

Любили изображать медведя. Им наряжался парень: делал маску и выворачивал мехом наружу шубу. Он хоть и был медведем, но изображал разных людей и животных.

(Здесь дети могут тоже нарядиться и изображать медведя).

– Вот медведь показывает, как баба идёт по воду.

- Как девушка гладится в зеркальце.

- Как ходит журавль.

- Часто изображали журавля, который своим “клювом” щиплет девушек, а те откупались от него орехами.

По всем домам проходила толпа ряженых. Они колядовали – пели колядки.

(Класс делится на 3 группы и разучивает колядку, а затем, как бы переходя от дома к дому, поют их).

Коляда, коляда,
Накануне Рождества
Везде поспевай,
С Новым годом поздравляй!

Открывайте сундучок.
Подавайте пятачок,
Хоть блин,
Хоть сала клин!

Кто даст порожка –
Тому рожь густа, умолиста.
С колоска – полмешка.
С ползёрнышка – блинок!

А теперь попробуем все вместе дополнить колядку:

Коляда, коляда
Подавайте пирожка!
Не дадите …
Мы корову за …
Боровка за …
Тёлку за холку,
Бычка за …
Уведём на мороз!

Пока ряженые ходили из дома в дом, вокруг них собиралась большая толпа. Колядовщиков встречали с радостью, ведь всем хотелось, чтобы Новый год был добрым, хорошим. Так, с шумом, весело молодёжь обходили дома. Потом собирались в избе и устраивали пир – съедали всё, что собирали по домам. А после ужина непременно начинали гадания. Кто же не хочет узнать. Что его ждёт впереди.

Гадания.

- Гаданий, примет, суеверий в народе было много. О них знали и русские писатели. Вот одно поэтическое описание А.С.Пушкина из поэмы “Евгений Онегин”.

- А вы, ребята, внимательно слушайте, а затем скажите о каких приметах и гаданиях идет речь.

Татьяна верила гаданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости …

Когда случалось где-нибудь
Ей встретить чёрного монаха,
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.

Чу,… снег хрустит …прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок её звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.

Так девушка во время святок узнавала имя будущего жениха.

Баловство.

- Много всяких чудачеств придумывали в эти дни. Озорники поднимали на смех всё, что оставалось без присмотра.

Если хозяйка оставит с вечера на верёвке выстиранное бельё – быть ему утром на берёзе.

Обязательно у кого-нибудь подопрут дверь. Да не доской или бревном. Бывало, целую поленицу перетаскивали к крыльцу. Утром хозяева хотят выйти, а не могут, хоть караул кричи. И кричат, что же делать, пока соседи их не освободят.

Озорники часто пели:
По деревеньке пройдём,
Что-нибудь да сделаем,
Дров поленицу рассыплем,
Или дверь заделаем.

Проходило время и заканчивались святки с их весельем, озорством и ряженьем.

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось в святочных вечерах? Что бы вы могли прибавить к ним?

Дома: придумать или разучить колядку.

ЗАНЯТИЕ 3.

ТЕМА: Летние развлечения детей.

Целеполагание:

  1. Продолжить учить детей соотносить описание с раннее виденным.
  2. Повторить игры и заклички.
  3. Воспитание коллективизма и любви к родной природе.

Оборудование: картинки: улей с пчёлами, квакающие лягушки, муравейник, гнездо с птицами.

Ход урока

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по летнему лесу, но так как лето ещё не наступило и в настоящий лес пойти не сможем, то всё это можно представить. Итак, все ли готовы отправиться наше заочное путешествие? Вперёд!

Летом, вы знаете, работы много и у взрослых, и у детей. Но выпадают и свободные деньки. Вот собралась деревенская ребятня в один такой день, и отправились в лес.

Идут дети мимо ульев, приговаривают:

Рой, гуди!
В поле иди!
С полей иди,
Медок неси!

Полюбовались дети на пчёлок, послушали их весёлый гул, пошли дальше. Вышли за деревню, вздумали поиграть в пчёлок.

- Какую игру вы вспомнили, в которой есть пчёлки?

(Проводится игра “Ласточка и пчёлки”).

Игра “Ласточка и пчёлки”.

Играющие “пчёлы” летают по полям и напевают:

Пчёлки летают,
Медок собирают!
Зум, зкм, зкм!
Зум, зум, зум!

“Ласточка” сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: “Ласточка встанет, пчёлку поймает!” С последними словами она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится “ласточкой”, игра повторяется.

Поиграли и отправились всей гурьбой дальше по дороге. Одни бегут наперегонки, другие скачут вприпрыжку. А вот идёт группа, здесь рассказывают истории, загадывают загадки.

Сначала блеск,
За блеском - треск,
За треском – плеск. (молния, гром, дождь).

Конь бежит, земля дрожит. (гром).

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина).

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки никакой. (ёж).

В начале лета очень нужны дожди, дети об этом знают и кличут, дождь.

- Пробуем и мы, позвать дождь.

- Гром гремучий,
Тресни тучей,
Дай дождей,
С небесной кручи!
- Туча, ты, туча,
Пролейся дождём.
Мы давно тебя ждём.

- Мочи, мочи, дождь.
На нашу рожь,
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень,
Поливай весь день!

Прилегли на лесную опушку. Андрей и Серёжа увидели под кустом маленького птенчика, выпавшего из гнезда. Серёжа сказал: “Давай возьмём его и вырастим”. Андрей возразил: “Нет! Давай оставим птенчика здесь в лесу. Родители его спасут”.

- Помогите мальчикам в их споре.

(Следующее стихотворение выучено заранее).

Нор звериных,
Птичьего гнезда.
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живётся рядом!

Идут дальше и примечают.

(Учитель показывает картинку с муравейником, а дети говорят что видят).

- Ага, раз … - знать, будет сильный ветер и гроза.

А сами осторожненько обходят муравьиную кучу, чтобы её не повредить.
(Картинка с лягушками).

- Послушайте, как … - будет дождь.

И так им весело идти под лягушачий хор!

Остановились: давайте играть.

(Выбирается и проводится любимая игра детей).

Набегались, устали, побрели дальше в лес. Собрались в кружок, кто растянулся на пышной, душистой траве, кто сел на мягкий, весь во мху пенёк. И тут вспомнится сказка.

- А какую бы вы сказку вспомнили и рассказали?

(Дети вспоминают различные сказки, а рассказывают одну по очереди).

За сказками пошли разные истории, песни, шутки, прибаутки.

- Что бы вы рассказали на лесной полянке?

Так незаметно пролетает длинный день. Ну, а как пойдут ягоды да грибы, тут уз появятся новая забава и дело в лесу.

Дома: повторить, вспомнить наиболее интересные моменты занятий года, игры, стихи, сказки, приметы, пословицы.