Интегрированный урок по физике и английскому языку на тему: "Полеты во сне и наяву… Flying in the dream and really…" в теме: "Движение в гравитационном поле Земли"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Сформировать понятие о гравитационном взаимодействии тел.
  • Показать значение знаний о Земле для дальнейшего совершенствования средств передвижения.
  • Культивировать любовь к Земле – объекту разумной жизни во Вселенной.
  • Развивать творческую фантазию учащихся.
  • Пронаблюдать историю воздухоплавания, опираясь на знание английского языка, привлекая учащихся к самостоятельному его (языка) изучению.

Методы: мозговой штурм, диспут.

Тип урока: интегрированный (физика-английский).

Технологии и направления:

1) Личностно-ориентированные.

2) Использование компьютера.

3) Решение простейших задач на движение в гравитационном поле Земли

4) Обращение к первоисточникам на иностранном языке (английский), подводя учащихся к мысли о необходимости его (языка) изучения.

5) Музыкальное сопровождение.

Структура урока и оформление:

1. Выступление учителя-5 мин.

2. Выступление учащихся:

Аэронавты в течение 30мин.
Лётчики и вертолётчики
Парашютисты
Дельтапланеристы и парапланеристы
Астронавты
Бэтмэн

3. Подведение итогов диспута. Вывод по уроку. -10 мин.

На доске - портреты Леонардо Да Винчи, Н. Е. Жуковского, К Э. Циолковского, Королёва, Гагарина.

Плакаты с изображением Земли, открытого космоса, космических аппаратов.

Замечание: Урок проходит в течение 45 мин.

Ход урока

Звучит “космическая музыка” и на слайде №1 - тема урока на английском и русском языках.

Слова учителя: “Наша Земля - пока что единственная обитаемая планета в известной нам части Вселенной: все попытки обнаружить жизнь на других планетах Солнечной системы или вблизи других звёзд не дали результатов. А это значит, что наша “маленькая” Земля, летящая в бесконечных просторах Вселенной, является “центром познания” - тем мозгом, которым Вселенная познаёт себя. И эта уникальность нашей планеты делает бесконечной меру нашей ответственности за жизнь на ней”.

А ещё безмерное желание изучить нашу Землю, охватить её взглядом хотя бы с высоты птичьего полёта. Эту мечту - оторваться от поверхности Земли, человечество лелеяло с древних времён. Но успешно осуществило её не так давно.

Какую форму имеет Земля? Как движутся Солнце, Луна, звёзды? Что такое небо?

Преодолеть земное притяжение стало навязчивой идеей человечества. Это снится каждому ребёнку и даже взрослым. Говорят, если дети летают во сне – они растут.

Ну, а кому из вас действительно удалось полетать, хоть чуть-чуть, ненадолго преодолеть гравитацию?

- Выслушать ответы.

Кто из вас не запускал воздушного змея в детстве? Опыт №1 - запуск воздушного змея с помощью искусственного потока воздуха.

О подъёмной силе крыла говорил Н. Е. Жуковский (“отец русской авиации”), а Леонардо да Винчи построил махолёт,

А первые воздушные шары, Монгольфье и Братья Райт! Поговорим? Постараемся использовать английский язык, ставший по сути языком международного общения. So, taking about …

Итак, What do you want?

Говорят участники диспута:

  1. I would like go through earth attraction
  2. I would like to reach long and short distations more faster
  3. I would like just to be a free flying
  4. I would like to fly in a sky like eagle
  5. I wouldn't like to feel my weight
  6. А я хочу на Марс!

А каким образом вы хотите достичь своих целей?

У нас присутствуют лётчики, астронавты, дельтапланеристы, парашютисты, аэронавты. Прошу вас в процессе диспута ответить на некоторые вопросы и заполнить таблицу, в том числе и на английском языке . (Приложение №1- листочки с таблицей). Вопросы формулируют участники диспута:

  1. What do they have in general?
  2. What differences are?
  3. What advantages is?
  4. Who of them nearer to receiver profession?
  5. What physical laws you can see on base?

ПОЖЕЛАНИЕ:

And I wish you good luck!

1. Выступление аэронавтов: дирижабли и воздушные шары. Приложение №2 –слайд № 2. Ещё Леонардо да Винчи построил первый летательный аппарат- МАХАЛЁТ (рассказ ученика на английском языке о Леонардо да Винчи).

2. Реплика :-А мы можем подняться выше, используя подъёмную силу крыла- выступают лётчики и вертолётчики. Приложение №3- слайд №4. Рассказ небольшой о Жуковском и К. Э. Циолковском - человеке, разработавшим теорию реактивного движения, в основе – закон сохранения импульса (jet movement, impulse ).

Реплика из зала: А что произойдёт, если самолёт или вертолёт выйдут из строя?

- На этот случай у нас есть парашюты.

3. Выступают парашютисты. Приложение №4 - (слайд существует, но удалён).

Реплика из зала: - Но безопаснее всего, нам кажется, преодолеть расстояние и полетать с помощью дельтаплана или параплана.

4. Приложение №5- слайд №5, рассказ дельтапланеристов и парапланеристов.

Реплика из зала: Зато вы не преодолеваете пределов гравитационного притяжения Земли, а мы - астронавты, приобретая 1 или 2 космическую скорость (velocity), рассчитываемые по формулам и можем улететь на Марс.

5. А ещё мы можем находиться в невесомости (weigtlessness) - приложение № 6 (слайд№ 7). Рассказ учащихся об этом замечательном явлении. На английском ребята говорят о Королёве, Гагарине, Нейле Армстронге.

6. Подведение итогов: (под композицию Макаревича “Дорога в небо”).

Заполните таблицу до конца (приложение№ 1). Скажите, достигли мы поставленных целей? Проанализируем таблицу, составленную вами в течение урока.

Пусть ваши мечты исполнятся - в знак этого отправим воздушные шары с пожеланиями. Опыт: запуск воздушных гелиевых шаров, модели ракеты.

Учитель: “Хочется верить, что совсем уже скоро на Луне появится первая астрономическая обсерватория и первый космодром для полёта к Венере или к Марсу.

Если прогрессивное человечество объединит свои усилия, то я верю, что людям тогда удастся … добраться и до Марса. …Мечты мои слишком робки, … пройдёт лет 10-15 и не только на Луну, Венеру и Марс, но даже на Меркурий и Плутон будут уже летать тысячи туристов. Так обязательно будет, но, думаю, в другие, более отдаленные эпохи…”.

/Ю. А. Гагарин / 20 февраля 1968 г.

В заключение учащимся демонстрируется отрывок из видеофильма” Звёздные войны”, как фантастического, но возможного развития событий.

Тексты учащихся прилагаются.

Литература:

  1. Приложение “Физика” к газете “1 сентября” (август 2006 года).
  2. С. Алымов “Загадки звёздных островов” (“Молодая гвардия” 1982 г.)
  3. Ф. Рабица “Космос у тебя дома”.
  4. В Григорьев, Г. Мякишев “Силы в природе”.
  5. Электронная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия.