Тема урока: "Под музыку Вивальди". 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цель: углубление темы на примере творчества Антонио Вивальди. Обобщение темы “Предшественники — последователи”. Уяснить, что в истории музыки тоже всё взаимосвязано.

Идея урока: прочувствовать, увидеть, сравнить своё и чьё-то видение, прочтение музыкальных шедевров, которые не исчезли со временем, а, наоборот, возродились.

Музыкальный материал:

  • Й. Гайдн, рус.текст
  • П.Синявского “Старый добрый клавесин”.
  • А. Вивальди концерт “Времена года”, “Весна”.
  • И.Бах “Концерт для клавира”, переложение по А. Вивальди.
  • Барковский, Никитин “Под музыку Вивальди”, сл. Величанского.

Репродукции: Н. Ланкре “Пастораль”, “Танцовщица Камарго”.

Видеофильм “Времена года”.

Оформление: (см. приложение №1)

Портреты композиторов: А. Корелли, А. Вивальди, И.-С. Бах, Й. Гайдн, Ф. Мендельсон.

Элементы театрализации по книге Э.Великович “Концерт для оркестра”, Л.:Дет.лит.,1988.

Индикатор - 2 нотки из плотной бумаги (окрашены с 2-х сторон: яркая и тёмная – красная - синяя ). Они помогают учителю увидеть, как каждый ученик оценивает происходящее на уроке: КРАСНАЯ - согласен, отлично. СИНЯЯ - не согласен, сделал бы по-другому.

Урок начинаю с опроса хронологической таблицы (приложение №2), которую мы заполняли в течение 3-х уроков “Предшественники последователи”.

Попробуем “оживить” нашу таблицу, задаю блиц - вопросы:

Первый скрипач Италии /Корелли/
Рыжий монах /Вивальди/
Отец симфонии /Гайдн/
Не ручей - море имя ему /Бах/
Бриллиант, упавший с неба /Мендельсон/

Угадавшие ответ, выходят к доске, берут портрет своего композитора, отвечают на вопросы.

- Какова главная историческая заслуга композитора?

- Почему и как взаимосвязаны эти имена?

В это же время у доски 2 ученика-учителя проверяют словарные слова у тех, кого сами выбрали из учеников (по 5 слов каждому):

барокко, классицизм, романтизм, клавесин, оркестр, пастораль, полифония, аллегро, цикл, кончерто гроссо.

Дополнительно задание на смекалку: “Есть ли здесь ошибка?” -

Ведущий объявляет: “Звучит концерт для скрипки с оркестром Вивальди”. -

Включаю муз. фрагмент - Бах, переложение для клавира. (Ведущий концерта пропустил главное слово - ПЕРЕЛОЖЕНИЕ /записано на доске/

Пора разбудить наш голос.

Распевка будет более академическая, изысканная, как и эти слова - барокко, рококо.

Кто из композиторов перед тем, как сесть за написание музыки, тщательно причесывался, наряжался, а на палец надевал перстень с бриллиантом - подарок короля Фридриха?

Это - Гайдн! Его песня приглашает нас в сказочные дали. “Старый добрый клавесин” (приложение №3).

Я тоже тщательно готовилась к нашей встрече, приготовила вам сюрприз.

Сейчас мы исполним эту песню под сопровождение клавесина! Исполняем стоя, как на концерте (под фонограмму) - заключительный этап разучивания.

Оценка - индикатор по окончании исполнения.

А заиграли музыканты из этой песни концерт “Весна” для скрипки с оркестром. Вивальди очень любил скрипку и клавесин.

Перед тем как вы начнете защиту своего домашнего задания, вспомним, сколько и какие части в концерте?

Звучат фрагменты:

  1. Аллегро.
  2. Лярго.
  3. Пастораль. Аллегро

Выложить схему с помощью рисунков.

  1. Яркие, пестрые, весенние цветы.
  2. Закат.
  3. Луг, пастушка, овечки (приложение №4).

Художник Ланкре написал свои замечательные картины примерно в одно время с Вивальди (1725-1730 гг.). Их творения очень созвучны. Вы согласны? (Смотрим, слушаем).

Ответ покажет индикатор, какую выбираете нотку?

(Концерт слушали и разбирали на прошлом уроке. Получили домашнее задание: отзыв, отклик на музыку (рисунок, стихи, сказки...).

Защита своей работы

Индикатор - не забываем про него.]

Стихотворения на произведение А. Вивальди “Весна”

6-Б

Льется музыка простая,
В ней заложена мечта.
Вот мы слышим -
Аллегретто -
Эта музыка легка.
Поет пастушка молодая'
Песню о своей любви.
Захотелось поплясать ей -
Нет дружка нигде.
Запечалилась она, слышим
Лягро -
Эта музыка грустна.
Пришел дружок-пастушок,
Запел ей:
“Что ты, нет, я здесь, мой цветок”
Вот и закончился рассказик мой,
Добрый друг дорогой.

Кондратьева Юля.

* * *

Песнь птиц так бесконечна
Вьется, льется и грустит
Это просто так сердечно,
Что нельзя и объяснить
Грусть, печаль подстерегает,
Вечер плачет под луной.
Это просто месяц тает
В тишине такой ночкой.
Грустный танец – пастораль,
Он такой печальный,
Он средь них один такой
С грустью и тоской.
Песня- это чудо света,
Это радость всех земных
Словно сказочная лава
Нас собой она пленит.
Вот закончилось пространство
Этой ясной тишины
Остается догадаться
Что осталось там, вдали.

Луговская Катя

Зеленый лужок- изумрудная травка,
У белых овечек шерстка кудряшкой.
Порхают над полем красивые пташки,
И слушают трели милые барашки.
Шерстка на них подстрижена гладко,
И травка на лугу пахнет сладко.
Милая пастушка ждет пастушка,
Срывая на ходу цветы с лужка.
И кружится в вальсе,
Как яркая бабочка
Вся жизнь ей кажется сказочной!

Юринская Наташа

* * *

Лето долгожданное пришло,
Птички радостно запели
И на планете воцарилось веселье.
Но лето кончается, и
Наступает зима.
Грусть поглотила веселье
И стало все грустно.
Но не стоит отчаиваться
Ведь лето скоро придет
И птички опять запоют.

"Три настроения" Казарин Илья

* * *

ЧУДЕСНАЯ МУЗЫКА

Давным-давно жили прекрасные маленькие феи, которые были paзмером с бабочку. Они очень любили красивую музыку и если ее долго не было, сказочные существа скучали.

Беда в том, что прелестной музыки давно нет, некому ее сочинять.

Но вот однажды за старый клавесин сел рыжий мальчик по имени Антонио. Он поднял крышку, а оттуда вылетело много- много цветных фей. Антонио нажал на одну клавишу, следом на другую и чудесный звон раздался по всему дому. Феи так обрадовались, что стали танцевать.

Антонио Вивальди создал чудесную музыку и теперь он известный композитор.

Рябкова Алиса

А теперь ещё один сюрприз.

Посмотрите, как увидели эту музыку люди, создавшие видеофильм “Времена года” Вивальди.

При разборе выясняем, что в 1-й и 2-й частях великолепное сочетание видимого и слышимого. А 3-ю часть сделали бы по-другому. Уважая замысел автора, ярче бы показали пастораль.

Вивальди говорил: “Зачем писать музыку, в которой нет чувств, нет души?..”.

- В чём сила музыки Вивальди, написанной так давно?

Средства музыкальной выразительности — это внешняя красота (об этом говорили ранее), а чувства и душа - это внутренняя красота музыки. И она есть в музыке Вивальди. Вы её почувствовали! Об этом свидетельствуют ваши отзывы.

Концерт написан в 1725 году. С тех пор прошло почти 270 лет, а музыка жива, она волнует и не оставляет нас равнодушными.

Прекрасная музыка, а ведь жизнь Антонио Вивальди была далеко не безоблачной.

Сценка: автор, Вивальди, судья инквизиции - 3 мальчика

В тишине комнаты Вивальди отчетливо услышал сухой скрипучий голос судьи святейшей инквизиции:

- Правда ли что во время мессы вы трижды покидали алтарь?

- Да, ваше святейшество. Я вынужден был это сделать, так как с детства страдаю приступами удушья.

- Нам, однако, стала известна другая причина: вы удалялись, чтобы записать пришедшую вам в голову тему фуги.

- Это клевета! Каждый, кто хорошо меня знает, подтвердит, что из-за приступов грудной болезни, я часто бываю лишен возможности ходить пешком и передвигаюсь только в карете или гондоле.

Поверили ли ему тогда святые отцы или просто решили на время оставить его в покое, он не знает. Но, видимо, с тех пор учитывалось каждое его прегрешение, малейшая ошибка. Инквизиция выжидала. Подходящий момент наступил в 1773 году, когда Вивальди собрался на гастроли в Феррару. На подготовку ушли все его сбережения около шести тысяч цехинов. Он сочинил несколько новых опер, собрал труппу. Накануне отъезда пришел указ, запрещающий ему въезд в Феррару.

Это было крушением. Не только потому, что пропали все сбережения, отложенные на старость. Позором покрылось его имя: Антонио Вивальди. Аббату, запрещался въезд в папские владения!

Следом обрушился новый удар: дирекция Оспедале делла Пьета выразила недовольство частыми отлучками маэстро и нашла стиль его сочинений устаревшим. Такова была благодарность за тридцать лет бескорыстных трудов, сделавших оркестр консерватории одним из лучших в Европе...

В комнате совсем темно, но Вивальди не хотелось зажигать свечу. Зачем?...

Опять смотреть на чужие постылые стены? Маэстро закрыл глаза...

...В розовой от закатного солнца воде медленно плыли мраморные стены дворцов. Тихо скользили гондолы. А сверху, из распахнутых окон, лилась прекрасная нежная мелодия - адажио его концерта “Лето”.

- Вивальди очень сильно обидели, зажигать свечу он не хотел, а я - зажгу.

Полумрак. Свеча у портрета.

В 1930 г. были обнаружены произведения Вивальди.

В 70-х годах создан фильм “Приключения Робинзона Крузо” (в гл. роли – Л. Куравлев), где я впервые услышала и была очарована музыкой А. Вивальди.

А чуть позже появился фильм “Почти смешная история”, где звучала песня, заключительные строки которой станут музыкальным обобщением нашего урока.

Исполняю под фортепиано -
Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди,
Под музыку Вивальди, под славный клавесин,
Под скрипок переливы, под завыванье вьюги
Условимся, друг друга любить, что было сил!

(После нескольких секунд тишины раздались аплодисменты, вверх взлетели красные нотки, а я спросила: “Какое самое главное слово сейчас прозвучало! - Конечно, ЛЮБИТЬ! Любить жизнь, любить друг друга, Любить всё, что нас окружает, Любить тех, кто рядом с нами и нуждается в этом!

Возле портрета мерцает свеча, а мы все зачарованно слушаем эту песню в великолепном исполнении С. и Т. Никитиных.

Рисунок Даши Суворовой выбрали символом, эмблемой урока: Скрипочка и Роза - их так легко сломать, они нуждаются в бережном отношении.

/Скрипка - любимый инструмент Антонио Вивальди, а его музыка очень тонкая, изысканная, как роза./

После таких доводов ребят я показала им красную нотку и сказала: “Давай-те все вместе скажем “СПАСИБО” А. Вивальди за его чудесную музыку!”

Список литературы:

  1. Л. Мархасёв “Любимые и другие”, Ленинград “Детская литература”, 1978 г.
  2. Э. Велихович “Концерт для оркестра”, Ленинград “Детская литература”, 1988 г.