Земля – наш общий дом (экологический калейдоскоп)

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить в игровой форме с экологическими проблемами;
  • способствовать воспитанию любви к природе;
  • осуществлять патриотическое воспитание;
  • познакомить учащихся с правилами поведения в природе.

Оформление:

  1. На доске нарисован большой зонт
  2. Названия животных для кроссворда
  3. Рисунки зверей и птиц
  4. У каждого на парте листок с правилами Лесовичка
  5. Чистый лист для пословицы
  6. Бумага, ножницы, клей для изготовления цветов.
  7. Красная книга Кольского полуострова

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее!

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в храм природы.

Природа многообразна и непредсказуема. Она то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и непреступна…

Нежное солнце часто затягивают тучи и на землю обрушиваются струи дождя. В такую погоду нельзя без зонта. Я предлагаю прогулку не под простым зонтом, а под волшебным. Когда накрываешься таким зонтиком, все вокруг светло и празднично. Вокруг шелестит листва, щебечут птицы, звери резвятся на поляне. А все хмурое и печальное остается снаружи. (На доске нарисован большой зонт)

Вы спросите, где взять такой зонт? Мы сделаем его сами. В середину купола поместим то, что украшает нашу планету, без чего не смогут жить люди на Земле. Снаружи оставим то, что губит флору и фауну, что ведет нашу планету к катастрофе.

Загадки.

  1. Без него плачем, а как появится – от него прячемся. (солнце)
  2. Что выше леса, краше света, без огня горит. (солнце)
  3. Голубой платок, красный колобок по платку катается, людям улыбается. (солнце на небе)

Собери пословицу.

Солнце не закроешь, а правду не скроешь.
Солнце как родная матушка: никогда не обидит.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Мир освещается солнышком, а человек знаниями.

Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? С чем сравнивается солнце? Почему? Запишите 1 из них. Читаем, что записали.

Нужны нам солнце и небо? Куда поместим солнце и небо? (выбирают рисунки и вывешивают на доску под зонтик.)

Мы речь свою ведем о том.
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь.
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Загадки Лесовичка.

Учитель: Выберите правило вежливости : (у каждого на парте листок с правилами. Необходимо обвести правильный ответ в кружок)

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!

  1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
  2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

  1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  2. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

(выбирают рисунки зверей и вывешивают на доску под зонтик.)

Викторина о животных и составление кроссворда

А сейчас проверим вашу эрудицию, как хорошо вам известна жизнь животных. Я буду задавать вопросы, ответы на которые есть на доске. Ваша задача ответить на вопросы и составить кроссворд.

1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. Любит шишки и орешки. (Белка)

2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. По цвету он сливается с травой. Не трогал козявок, дружил с мухами так о нем поется в детской песне. (Кузнечик)

3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец)

4. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. Ядовита для людей.(Волчья ягода)

6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

Давайте проверим, что вы запомнили о животных. Сформулируйте вопросы к каждому слову в кроссворде.

Появляется Хозяйка леса.

Хозяйка леса: Была речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной – разноцветной. Была многоводной – стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают, а потом грязную опять в речку спускают.

Бабушка, а Вы кто?

Хозяйка леса: Безобразие! Ты что, сказок не читала? Я – Хозяйка леса! А теперь из-за людей, испортивших речку, я – Разноцветная Баба-Яга! Постирала в этой воде платье, видите, на кого я стала похожа. А речка потихоньку погибает. Ее живая вода становится “мертвой” - ни попить, ни искупаться. Мой знакомый Водяной уже убежал из такой. Эх, вы, люди-кочерыжки. Разве вам нравится жить в грязи?

Я не хочу такого мира.
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек:
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?

Учитель: Не все люди обижают природу. У нас ребята знают, как надо беречь природу.

Хозяйка леса. Сейчас проверим. У меня есть волшебная книга. В ней экологические знаки. Подумайте, что означает каждый знак. Подберите ему название.

Давайте с наружной стороны купола поместим предостерегающие знаки, на которых показано, как нельзя делать.

ПРАВИЛО 1-е. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.

ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

ПРАВИЛО 4-е. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.

ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.

ПРАВИЛО 8-е. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

ПРАВИЛО 9-е. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Учитель: К, сожалению, негативные явления присутствуют в нашей жизни. В результате за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это результат плохой экологии.

Сообщение про Красную книгу. ученик: Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги. В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало. Их надо спасать. Впервые список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира появился в 1963 году и получил название “Красная книга фактов” (Red Data Book). А первая Красная книга России появилась в 1982 году.

Хозяйка леса: Мне бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Учитель: - Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: “ Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Ребята, что значит, по-вашему, “прикоснуться к красоте природы сердцем”?

(Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту)

- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?

(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)

Учитель: - И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за участие в нашем турнире! Берегите природу!

Разминка.

Лето – чудная пора,
Детвора кричит…(Ура)
Нам и реки, и леса
Дарят летом…(чудеса)
А вокруг цветут цветы
Небывалой…(красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики…(звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым…(лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся…(одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир…(цветы).

Делают цветы из цветной бумаги, гофрированной бумаги, салфеток… Готовые цветы дети прикрепляют к доске. Зонтик оказывается в центре цветущей поляны.

Заключение

Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Вам хотелось бы погулять на такой поляне, по такому лесу и полю? (Да)

Помните! Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.