Гуманитаризация физического образования

Разделы: Физика


I. Гуманизм в педагогике

Историческая традиция трактует термин “гуманизм” как систему воззрений, возвышающую человека, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. “Гуманистами” называют людей (безразлично к роду их занятий), которые руководствуются в своей деятельности гуманистическими идеалами: считают благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.

Гуманизм, выдвинувший идеал жизнерадостного, сильного духом и телом человека, идеал свободной, всесторонне развитой личности, пришел на смену средневековому аскетизму в результате бурного развития производительных сил в XIV – XVвеках (эпоха Возрождения). Гуманисты выступали за воспитание, развивающее человека умственно и физически. Они считали, что в процессе воспитания и обучения дети должны приобрести способность здраво мыслить, познавать окружающий их мир. Пребывание в школе должно быть привлекательным. Необходимо развивать у детей навык самостоятельной работы, активность мышления. Гуманисты призывали учитывать особенности детского возраста, индивидуализировать воспитание и обучение. Но самое главное – нравственное воспитание, без чего, по их мнению, бесполезно любое знание.

Термин “гуманитарные науки” закрепился за комплексом наук, имеющих своим предметом различные проявления человеческой духовности. В их число входят филология, этика, философия, история, эстетика, юриспруденция и т.д. Представителей этих наук стали называть “гуманитариями”. Разумеется, что гуманитарные науки лишь тогда отвечают своей изначальной функции, когда они служат гуманистическим идеалам.

Положительные идеи гуманистов развивались в трудах и практической деятельности Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, В.Гумбольта, И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервега, И.Ф. Гербарта, Г. Спенсера, Р. Оуэна, Ш. Фурье, К.А. Сен _ Симона и др.

Большой вклад в развитие идей гуманизма внесли отечественные ученые, писатели, педагоги: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Острогорский, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Т. Шацкий, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев. Н.О. Лосский, С.Л. Франк, П.П. Блонский, А.Н. Пинкевич, М.М. Пистрак, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков и др.

Основополагающие документы в СССР, выработанные после революции на основе опыта лучших учителей и педагогических коллективов, ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления. Но c усилением государственной системы начали преобладать жесткая регламентация и контроль над сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов.

II. Гуманитаризация образования

В “Педагогической энциклопедии” [1] гуманитарное образование определено как специальное образование в области общественных наук (философия, история, филология, искусства и др.) в отличие от естественнонаучного образования.

Гуманитаризация рассматривается как дополнительный и необходимый компонент профессионального образования и реализуется путем повышения количества часов, отводимых на дисциплины гуманитарного цикла в структуре учебного плана школы. Без качественной профессионализации не может быть сформирован специалист, и, стало быть, обучение профессии вообще теряет свой изначальный смысл. Однако без гуманитаризации не может быть сформирована полноценная личность. Происходят острые столкновения корпоративных интересов гуманитариев и профессионалов: профессионалы, указывая на обвальный рост современной научной информации, стремятся сжать гуманитарный блок, а гуманитарии, в свою очередь, ссылаясь на неисчерпаемое богатство гуманитарной культуры, стремятся этот блок расширить.

Обе враждующие стороны упорно не признают, что гуманитаризация образования заключается вовсе не в увеличении роли гуманитарных дисциплин.

В Древней Греции науку и искусство не различали и называли одним словом: “tecne” - что означает "умелость", "опытность", "изощрённость".

Для людей эпохи Возрождения, как и в Древней Греции, гармонически и всесторонне развитый человек _ высшая мера прекрасного, но уровень гармоничного развития личности стал измеряться, прежде всего, уровнем усвоения “высоких” дисциплин, относящихся к области искусства. Человек считался вполне развитой, полноценной личностью даже тогда, когда, хорошо зная искусство, практически ничего не знал из области "низких" наук - естествознания, физики и т.д. Однако, некоторые гуманисты той эпохи (Рабле, Монтень, Мор, Витторио да Фельтре) чувствовали, что разделение наук по принципу их гуманитарности противоречит идеалу гармонично и всесторонне развитой личности. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи отрицает разделение людей на “физиков-профессионалов” и “лириков _ гуманитариев”. В нем счастливо соседствовали “физик” и “лирик”.

Уже в Древней Греции механика оказалась полезной в разных областях человеческой деятельности и чрезвычайно высоко ценилась философами. Механика знакомила людей с учением о природе, материи и элементах мира. Поразительные успехи механики Ньютона в объяснении движения планет и комет, возможность предсказывать затмения и предугадывать существование ранее неизвестных планет, создали ей небывалый авторитет. Исаак Ньютон дал своей эпохе почувствовать прелесть точного знания, доказал самую возможность его достижения. Совершенно изменилось мировоззрение культурного человечества.

Популярность и завораживающая сила науки нашего времени так велики, что это привело к стремительному сближению материальной и духовной культуры. Интегрируются гуманитарные и естественные дисциплины, математика и кибернетика вошли в гуманитарные науки и даже в искусство. После создания лазеров, телевизоров и компьютеров произведения искусства становятся доступными всем людям планеты.

Используя гуманитарный потенциал естественных наук, можно преодолеть тенденцию к технократизации и отчуждению. В ходе их изучения раскрываются основные методы науки, представление о движении, пространстве и времени, причинности и закономерности, все то, что составляет современное миропонимание и является необходимым компонентом человеческой культуры. Естественнонаучная культура разворачивается как живой процесс поиска, открытий, изобретений, как историческая драма идей и людей, как взаимосвязь и взаимовлияние науки и техники, экономики и хозяйствования, как осознание глобальных проблем человеческого сообщества.

Псковский профессор В.Н. Мощанский в небольшой книге [2], написанной больше сердцем, чем пером, призывает осмыслить тот факт, что наука делается людьми и для людей. “При таком подходе объективной основой гуманитаризации обучения ... является система следующих взаимосвязанных звеньев: природа, познающий ее человек, созданные им производство, наука, искусство и общество, так или иначе использующие данные науки, влияющие на природу и развивающуюся науку. В раскрытии взаимосвязей и сложных взаимодействий элементов этой системы и состоит суть гуманитаризации образования”. Повышение гуманитарного статуса школьных предметов определяется их обновлением, освобождением от плоского рационализма, выявлением в них духовности, человеческой сущности.

III. Гуманитаризация обучения физике

Наука и искусство - две взаимно дополняющие друг друга ветви человеческой культуры

У них одна цель - постижение гармонии и красоты мира. В попытках людей выразить красоту природы словами, красками, движениями зарождалось искусство; в попытках объяснить мир зарождалась наука. Наука раскрывает красоту мироздания, а процесс постижения истины развивает чувство красоты.

Ракрытие красоты физики - один из путей ее гуманитаризации. Современным школьникам нужно дать возможность взглянуть на мир глазами физика. Взглянуть, чтобы понять вечность и постоянную изменяемость мира - мира, в котором так много громадного и ничтожно малого, очень быстрого и необычайно медленного, простого и трудно познаваемого. Понять, что такое закон; узнать, как правильно доказывать свою точку зрения и как определять истинность своего утверждения; уметь объяснять происходящее в природе и обществе на основе знаний, а не фантазий всякого рода. Ощутить постоянное стремление человека к познанию, доставляющее глубочайшее удовлетворение, примеры глубокого переживания “научных сомнений” и смелого движения по незнакомому пути в поиске элегантности, краткости, наглядности. Только при изучении физики можно обосновать фундаментальность статистических закономерностей, дать учащимся увидеть, что вероятностная форма причинности оказалась основной, а однозначная причинность – лишь ее частным случаем. Это знание позволяет объяснять многие “чудеса” естественными причинами, - есть явления, вероятность которых очень мала, и, встретившись с таким явлением, человек воспринимает его как чудо.

К сожалению, не все ученики могут брать в полном объеме все богатство, открываемое им физикой.

Одно из главных направлений гуманитаризации - дать инструменты, с помощью которых они могли бы самостоятельно добывать знания, то есть научить школьников учиться.

В 1960-е гг. академик А. В. Усова (ЧГПУ, г. Челябинск) предложила “Обобщенные планы ответов” об элементах знания.

Планы являются тем инструментом, который позволяет школьникам самостоятельно добывать знания: они облегчают учащимся процесс чтения учебника, являются критериями оценки и самооценки знаний. Планы хорошо зарекомендовали себя в качестве “опорных сигналов”: они легко запоминаются, не требуют заучивания искусственного языка. Работа с планами обеспечивает логическую четкость и системность знаний, облегчает восприятие рассказа учителя. Зная план, они понимают, “куда их ведет учитель”. Работа с планами требует от ученика мысленной переработки текста учебника, перестройки знаний в новую структуру при подготовке домашних заданий (т.е. учит самостоятельности), позволяет сократить время опроса, ведь ответы по пунктам плана короче полного пересказа текста учебника.

Уточнить содержание физического образования

Образовательный стандарт основного общего образования по физике определяет обязательный для всех учащихся минимум знаний. Более высокий уровень знаний достигается усилиями родителей. Они оплачивают обучение в заочных и очных физико-математических школах при вузах, они нанимают репетиторов, отправляют детей в лицеи, гимназии, частные школы с высоким уровнем преподавания (отборные учителя и учащиеся, физико-математические классы). У большинства наших граждан денег на платное образование нет.

В связи с отказом от обязательного среднего образования из старших классов в 7-9 классы переадресовано изучение неcкольких разделов физики (среди них есть и трудные), но количество часов на их изучение не увеличилось, а, наоборот, сократилось. Неизбежное в этих условиях снижение научного уровня и сокращение объема знаний касается всех школьников. Из-за отсутствия обязательного среднего образования пополнить знания в старшей школе большая часть молодежи не сможет. Недоученными останутся и те ученики старшей школы, которые выбрали нефизический профиль (для них физику часто урезают до 1 часа в неделю). Поэтому курс физики основной школы должен быть завершенным, а не прерываться на науке XVIII века.

Есть, к сожалению, чиновники от образования и даже люди науки, считающие, что хорошее физическое образование недоступно и не нужно тем школьникам, которых они почему-то называют “гуманитариями”. Именно под флагом “гуманитаризации” сокращалось количество часов на изучение физики.

Происходит постепенное “выхолащивание” трудных разделов физики якобы для того, чтобы сделать их доступными так называемым “гуманитариям”. Из программ “гуманитарных классов” уже удален практически весь материал, который сделал науку физику важнейшим компонентом человеческой культуры.

“Гуманитарий” – не бранное слово, не нужно его применять к людям, для которых значительная часть человеческой культуры оказалась недоступной по причинам, от них часто не зависящим.

Стоит ли после этого удивляться, что, прочтя сообщение о новом открытии в области физики, уважаемый людьми и уважающий себя человек испытывает острое чувство досады? Пытаясь обсудить новую информацию, он начинает осознавать свою изолированность от заинтересовавшей его части мира.

Термин “гуманитарная физика” не имеет никакого отношения к убого укороченной “физике для гуманитариев”.

“Гуманитарная физика” необходима всем ученикам, независимо от их будущей специальности. Очевидно, что идти по пути “выхолащивания” трудных вопросов школьных курсов нельзя - слишком велики и непредсказуемы потери.

Физика станет доступной для всех, если: научиться использовать ее гуманитарную направленность, сделать курс физики способным оказывать гибкое и тактичное воздействие на интеллектуальный и эмоциональный мир ученика, чтобы научные знания воспринимались и разумом, и сердцем.

IV. Пересмотр форм и методов обучения

Методикой физики накоплены эффективные методы, которые позволяют дать школьникам современные представления о мире, установить более тесные связи изучаемого материала с жизнью, между темами и разделами изучаемого курса, вызывать интерес к физике и желание самостоятельно заниматься ее изучением. Однако, некоторые методы нуждаются в обновлении.

В первую очередь нужно пересмотреть методы, развивающие только логическое мышление в ущерб образному.

У всех людей первым шагом в познании является восприятие с помощью органов чувств. С помощью наглядных представлений и образов человек сначала вынашивает свои мысли, а только потом формулирует проблему в той или иной форме. “Физик” постарается получить математическую формулировку проблемы. “Лирик” сформулирует ее иначе.

Все понятия, в том числе и самые абстрактные, являются обобщением чувственного опыта, формируются в процессе исторического развития человеческого познания. Именно с помощью чувств получаем мы первые представления о пространстве, времени, движении ... И они входят в нас даже более прочно, чем те, которые добыты путем рассуждений. Понятия: пространство, время, движение, материя, взаимодействие, причинность и закономерность - входят в число составных элементов физической картины мира. “Можно забыть закон Ома, закон Архимеда, явление теплопроводности и многое другое, что есть в физике (если ты не связан по своей профессии с точными науками) и быть без знания этого культурным человеком. Но что должно остаться у каждого в результате изучения физики, если хочешь быть культурным человеком, так это общее понимание того, как устроен мир, т.е. физическая картина мира”. [1]

Следует чаще применять формы и методы, активизирующие и развивающие учащихся: иллюстрации и демонстрации, творческие и исследовательские работы, опыты (в том числе домашние), рассказ, беседы, метод создания проблемных ситуаций, школьные лекции, дискуссии и диспуты, семинары и конференции, участие в конкурсах, олимпиадах, познавательных играх и т.п.

Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации.

Во всех случаях, когда это возможно, должны действовать сами учащимеся: получить явление, провести измерение, найти черты симметрии (повторяемости, ритма, соразмерности); написать реферат; объяснять применение игрушек (попрыгунчики, радуга) и изображение в зеркалах (калейдоскоп) и т.п.

Специально для “гуманитариев” не следует обходить трудные места науки, и упрощения не должны переходить в вульгаризацию. Встречается мнение, что ради “разгрузки” учащихся не нужно рассматривать с ними трение покоя. Но “разгрузить” таким способом _ значит освободить их от понимания важнейших явлений, связанных с трением покоя: движение транспортных средств, ходьба, ползание, скрепление гвоздями, нитками, удержание предметов и т.п. Действительной разгрузке учащихся в наибольшей мере служит знание основ наук.

Один из самых трудных вопросов школьной механики - координатный метод. Сейчас делаются попытки избавиться от него под предлогом, что координатный метод, повышая научность процесса решения задач, снижает его доступность. Это так, но альтернативы координатному методу нет. Знакомство только со скалярными величинами исключает знание механики.

Одной из основных идей механики является идея относительности движения, идея определяющей роли системы отсчета, которая может “работать” только при использовании векторных величин. В уравнения механики входит не скалярная величина - путь, а векторная _ перемещение, поэтому решение главной задачи механики невозможно без привлечения координатного метода.

V. Тщательный отбор учебных пособий

У школьного учебника есть могучие конкуренты: телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны и т.п.. С другой стороны, школьный учебник физики чрезмерно технократичен, нацелен на развитие преимущественно логического мышления, с ним трудно работать. Помочь ученику в преодолении многих трудностей школьной физики может гуманитаризация учебника. Не листы с формулами, а находящаяся в постоянном движении природа составляет предмет изучения и содержание физики. Нет ничего в природе, чего не может понять “лирик”, нужно только научиться давать ему знания в соответствии с его складом ума. Излагая материал, автор не навязывает ученику физические идеи, а строго их обосновывает и выводит: из опыта, из математических преобразований, из логических рассуждений, из рассказа об истории открытия. Изложение, по -возможности, ведется на основе создания наглядных образов, облегчающих восприятие физических абстракций. Там, где это удается сделать, стиль изложения материала учебника становится одним из способов гуманитаризации физики. Необходимо качественное структурирование учебника, в том числе и путем выделения цветом отдельных частей параграфов; наличие “Обобщенных планов ответов об элементах знания”, предметных и именных указателей, справочных данных. Для самостоятельной работы учащихся с “Обобщенными планами” материал учебника нужно построить очень чётко в логическом отношении, чтобы по всем вопросам обобщённых планов ученик мог найти ответ.

В учебнике должны быть примеры решения задач по разным темам, алгоритмы решения типичных задач из разных разделов курса. В учебнике полезен раздел “Простые опыты”, которые ученик, привлекая на помощь родителей, может выполнить дома, располагая минимальным оборудованием.

Внешний вид учебника, бумага, шрифт, его красочное оформление, цветные и в то же время грамотные иллюстрации, _ все эти проявления гуманности по отношению к обучаемым воспринимаются ими с благодарностью.

Большую роль в приближении науки к ученику играет включение в учебники хотя бы очень небольших сведений об ученых - творцах науки, людях высокого интеллекта и порядочности (высказывания об учёных их коллег, высказывания самих учёных и описание их поступков в жизни и науке).

Учитель рассказывает о драмах идей, о мучительных поисках путей преодоления трудностей, о людях науки, об их человеческих качествах, о самоотверженном служении науке.

Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков, анализ в ходе уроков проблем добра и зла, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Целям гуманитаризации служат сведения об истории отдельных наиболее значимых открытий. (Архимед, Галилей, Ньютон, Резерфорд, Фарадей,и т.д.). Элемент историзма необходим для самой логики, для глубокого понимания физических явлений.

VI. Важнейшее направление гуманитаризации обучения – выращивание учителя из числа заинтересованной, талантливой молодежи. Учитель несет в себе некое содержание образования и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов процесса образования.

VII. Необходимая составляющая гуманитаризации физики - наглядность обучения - неуклонно сокращается. С 1989 года учебное оборудование кабинетов физики не обновляется, – прекратилось финансирование. Лабораторные работы и демонстрационный эксперимент “живут” в отдельных школах за счет старых запасов оборудования, умелых рук неравнодушных учителей физики и денег заботливых родителей. Во многих школах физика перестала быть экспериментальной и превратилась в “меловую”. В результате такого превращения стремительно увеличивается количество учеников, кому “физика не нужна”. Иначе и быть не может, ведь вместо наблюдения “живого” явления ученик получает лишь разговоры о нем и “сухие” формулы.

Литература

  1. “Педагогической энциклопедии”. Издательство “Советская энциклопедия”. _ М., 1964.
  2. В.Н. Мощанский. “Гуманитарный аспект при изучении физики в средней школе”._ Псков, Изд-во ИУУ, 1994:
  3. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов. “Педагогика”.
  4. Лихачев Б. М. “Философия воспитания”. - М., 1995.
  5. В.А.Сухомлинский. “Рождение гражданина”. Изд-во “Молодая гвардия”, M., 1971.
  6. Давыдов В.В. “Развивающее обучение”. – М., 1996.
  7. Занков Л.В. “Избранные педагогические труды”. – М.: Педагогика, 1990.
  8. В.М. Чиганашкин. “Красота физики”._ Псков, Изд-во ПОИПКРО, 2000: