Классный час, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.
  • Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о героях войны.

Предварительная подготовка: За две недели до проведения классного часа учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает задание.

1 группа (журналисты) – собрать материалы об учениках нашей школы, погибших в годы Великой Отечественной войны.

2 группа (статистики) – провести опрос и анализ общественного мнения по вопросу о необходимости возведения обелиска на территории левобережья города Томмота.

3 группа (художники) – нарисовать возможные проекты обелиска.

Ход классного часа

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

А. Твардовский.

Вступительное слово учителя:

Человек умирает дважды. Первый раз, когда умирает физически, второй раз, когда уходит из памяти живых. Задача ныне живущих поколений людей - знать поименно всех, кто боролся за независимость нашей Родины в годы самой кровопролитной войны в истории нашего государства.

С каждым днем все дальше отдаляемся мы от важнейшего события XX века – Победы в Великой Отечественной войне. Но сколько бы лет ни прошло, хочется верить, что никогда не померкнет слава великого подвига нашего народа в войне с немецко-фашистскими захватчиками. Война, которая длилась 1418 дней, унесла миллионы жизней советских людей. В том скорбном списке и десятки жителей нашего города. Наши земляки сражались на всех фронтах - от Баренцева до Черного моря, проявляя стойкость и героизм в боях с врагом. Во время войны томмотцы были представлены во всех родах войск, есть среди них артиллеристы и пехотинцы, саперы и разведчики.

В год 60-летия Великой Победы необходимо вспомнить, что из Томмота было призвано в армию более 200 человек. Многие на фронт ушли добровольцами в первые месяцы войны. На защиту свободы и независимости своего Отечества отправилось практически всё мужское население города Томмота, способное держать в руках оружие.

На протяжении всей войны томмотцы показывали образцы мужества и отваги на фронтах, они не жалели жизни во имя Победы. Весьма внушительны человеческие жертвы томмотцев на полях сражений. Более половины ушедших на фронт не вернулось домой. Выпускники нашей школы 1941 г., 1942 г. почти все погибли во время Великой Отечественной войны.

Уже в 60 раз мы будем отмечать праздник Победы. Все меньше становится участников тех героических событий, с каждым годом редеют их ряды.

Большинство жителей нашего города проявляют живой интерес к участию своих родственников в Великой Отечественной войне, они бережно хранят память о тех, кто погиб во имя сегодняшней мирной жизни. Томмотцы по праву гордятся ратными подвигами своих земляков – геройски защищавшими наше Отечество.

Выпускники нашей школы участвовали в освобождении Белоруссии, Крыма, Прибалтики, Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии. Принимали участие в сражениях за Ленинград, в Сталинградской битве, битве за Москву, в боях за Курскую дугу, сражались с японскими войсками. В год 60-летия исторической Победы важно вернуться к военным подвигам наших дедов и прадедов, сделать все, чтобы сохранить память о том времени, как связывающую нить между поколениями. Необходимо достойно увековечить имена наших земляков-томмотцев, не вернувшихся с войны, воздать должное всем защитникам Родины.

Выступление первой группы. Демонстрируются слайды фотографий погибших учеников школы с краткой биографией.

В далёкий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держал главный свой экзамен
И в танковых боях, и в штыковых

Давайте всмотримся в их лица. Какими они были? Чем увлекались? Кем бы стали?

Кабанов Костя. Учился в нашей школе 7 лет. Был дисциплинированным и активным комсомольцем, у него было много друзей. От старшего брата Кости не было вестей. И тогда Костя сказал: “Мое место на фронте, я отмщу за брата”! На фронте шли жестокие бои, мобилизация в армию продолжалась. Костю призвали, 31 декабря 1943 года он окончил курсы наводчиков. Воевал в Прибалтике, Ни в одном письме не было жалоб, страха. Он писал: “ Петля на врага накинута, стоит ее только затянуть”, “ После восьмисуточных боев попал в госпиталь, немного поцарапало”, “Я жив, здоров. Иду снова в бой”. Больше писем от него не получали, только пришло извещение о гибели.

Авдеев Иван. Выпускник нашей школы. Был призван в армию в 1942 году. Служил в 315 полку 19 стрелковой дивизии 1 Украинского фронта радистом. Обслуживал телефонную связь между ротами с командованием батальона при обороне Харькова. Погиб в марте 1943 года в сражении под Харьковом.

Бойко Геннадий. Ученик нашей школы. Был уравновешенным человеком, имел много друзей, был активным комсомольцем. В 1941 году был призван в Красную Армию. 23 февраля 1942 года окончил военно-пехотное училище, стал офицером. 11 апреля 1945 года от полученных ранений скончался в госпитале.

Афутин Павел - в 1941 году окончил 9 классов, погиб в 1942 году; Белобородов Ефим-выпускник нашей школы. Призван в армию Алданским военкоматом в 1943 году, погиб; Еремчук Петр-выпускник школы 1941 года, погиб в 1945 году; Кононов Георгий - ученик школы, призван в армию в 1941 году, погиб в 1941 году под Старой Руссой; Наумов Петр - учился в школе № 6 семь лет, призван в Красную Армию в июле 1941 года. Пал смертью храбрых под Сталинградом в 1943 году; Саранчин Александр - в 1941 году был призван в ряды Советской Армии, служил в десантном полку. Погиб в 1942 году на Волоколамском направлении; Федотов Василий - после окончания школы, летом 1941 года был призван в армию. Окончил школу командиров. Участвовал в боях на 1 Украинском фронте, воевал в Польше. Погиб на реке Одер; Липай Павел-участник начала войны, был ранен, замучен в концлагере.

Выступление второй группы:

Мы провели опрос общественного мнения среди жителей левобережья по вопросу о необходимости возведения обелиска нашим землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Выяснилось, что во многих семьях есть родственники, воевавшие во время войны. Большинство, участвовавших в опросе знают имена наших земляков, отдавших свои жизни за нашу страну в годы войны.

Практически все опрошенные высказались за необходимость строительства обелиска павшим томмотцам в год шестидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне.

Совсем скоро мы будем отмечать 60-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Важно не только знать и восхищаться участниками войны, важно сохранить духовные нити, связывающие поколения, отдаленные друг от друга десятками лет.

В анкетировании принимали участие учащиеся 10-11 классов (72 человека) и их родители (105 человек).

Результаты проведенного исследования:

1. Участвовали ли Ваши родственники в Великой Отечественной войне?

Учащиеся школы

Да - 84 %

Нет - 6 %

Не знаю -10 %

Родители учеников

Да - 94 %

Нет – 2 %

Не знаю – 4 %

Ученики и их родители

Да – 89 %

Нет – 4 %

Не знаю – 7 %

Отвечая на этот вопрос, представители второго и третьего послевоенного поколения давали разные ответы. Однако из результатов анкетирования можно сделать вывод, что в большинстве семей есть участники Великой Отечественной войны.

2. Количество родителей учеников школы №6, окончивших нашу школу (в процентах).

Мы решили выяснить, какой % родителей наших учеников оканчивали школу №6.

Ведь речь идет о сооружении Обелиска ученикам и учителям школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

3. Знаете ли Вы имена людей, ушедших на фронт из нашего города и погибших в ходе Великой Отечественной войны?

Учащиеся

Да – 62 %

Нет – 38 %

Родители

Да – 96 %

Нет- 4 %

И опять как видно ответы учеников и родителей отличаются, на этот раз более чем на 30 %. Мы считаем, что это объясняется, прежде всего, тем, что когда наши родители учились в школе, существовала пионерская и комсомольская организация. Каждый школьный коллектив боролся за право носить имя участника Великой Отечественной войны. Каждый класс нашей школы в то время носил имя томмотца - участника войны. Школьники собирали материал о нем, встречались с родственниками. Постоянно работала “Полевая почта” - велась переписка с участниками войны. Если Обелиск погибшим томмотцам будет установлен на территории нашей школы, положение наверняка изменится. Наши учащиеся будут знать больше имен своих земляков - томмотцев, погибших на войне.

4. Считаете ли вы необходимым возведение обелиска на левобережье города Томмота?

Ученики

Да – 74 %

Нет – 2 %

Не знаю – 24 %

Родители

Да – 91 %

Нет – 4 %

Не знаю – 5 %

В 1941 году наша школа была единственной средней школой в городе Томмоте. Большинство участников войны и погибших во время войны – это бывшие ученики нашей школы.

Анализируя ответы на заданные вопросы можно сделать вывод, что подавляющее большинство учеников и их родителей знают своих земляков - как участников войны, так и погибших на фронте.

Ученики нашей школы и их родители это не все население нашего левобережья. Для того, чтобы на вопрос об актуальности возведения

Обелиска на территории школы № 6 ответить более объективно, мы провели телефонный опрос жителей левого берега Томмота.
Всего по телефонному справочнику (1997 г. ) на левобережье насчитывается 273 домашних телефона. Мы сделали 92 звонка, т. е опросили третью часть жителей, имеющих дома телефон.

Да, обелиск необходим - 59 человек

Затруднились с ответом – 16 человек.

Отказались отвечать – 5 человек

Не дозвонились – 12 человек

Вот как это выглядит в диаграмме.

Люди, которые отвечали положительно на наш вопрос, аргументировали это тем, что война затронула каждую семью. 22 человека предложили начать собирать деньги на сооружение Обелиска погибшим учителям и ученикам нашей школы.

Исходя из результатов анкетирования и телефонного опроса мы сделали вывод о том, что большинство людей поддерживают идею возведения Обелиска на территории левобережья города Томмота, ведь многие из них родственники или потомки тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

Слово учителя:

Всё дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны. Уже более шести десятилетий прошло с того времени, когда Германия напала на нашу Родину. Многое изменилось в мире с тех пор. Для моего и для вашего поколения участники Великой Отечественной войны, даже те, кто был детьми в годы войны, уже не ровесники, не старшие братья и сестры, и даже уже не отцы и матери. Мы не шли пыльными дорогами отступления мимо руин, нам не довелось видеть, как топчет фашистский сапог родную землю, как плачут матери погибших, как вьётся тонкий сизый дымок над крематорием, а у двери - груды детских башмаков. И о стране, израненной и изможденной, в развалинах и братских могилах, мы знаем только из книг и от ветеранов.

После нападения фашистов на нашу страну, на защиту родины поднялись все люди нашего государства. Были среди них и якутяне. Более 62 000 жителей нашего края с оружием в руках боролись с врагом. Из них две трети не вернулось домой, отдав свою жизнь за освобождение Родины. Сотни алданцев награждены орденами и медалями. За проявленный героизм в борьбе с немецкими оккупантами 210 якутянину присвоено высокое звание - Герой Советского Союза, из них семеро алданцев. В Томмоте нет героев Советского Союза, но жили и живут люди, которые наравне со всеми защищали мир от фашистов.

Важно, чтобы известные слова “Никто не забыт, ничто не забыто”, не остались просто лозунгом из советских времен.

Выступление третьей группы учащихся. Они представляют свои проекты обелиска.

Война до нас не добрела,
Не подступила даже близко,
но нет в Якутии села,
Где б не стояло обелиска.

На заключительном этапе учащиеся совместно с учителем предполагают, какие можно ожидать результаты в случае возведения обелиска “Павшим героям” на территории школы.

Ожидаемые результаты:

1. Обеспечение духовно-нравственного единства общества, возрождение духовных ценностей российского народа.

2. Укрепление исторической преемственности поколений, уважительного отношения к традициям народа, национальным идеалам, ко всему тому лучшему, что было создано нашими предками.

3. Стремление молодежи к службе в Вооруженных Силах, готовности граждан к защите Отечества, к сохранению и развитию его славных боевых традиций.

4. Конечным результатом должен стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и обороноспособности нашей страны.