Риторизация уроков английского языка как фактор развития речемыслительной деятельности учащихся

Разделы: Иностранные языки


Данная статья – продолжение обобщения опыта по риторизации уроков английского языка, опубликованного в предыдущем сборнике материалов по риторизации, выпущенном ЯНОИПКРО.

Актуальность темы заключается в том, что востребованность иностранного языка как языка общения очевидна, а это обуславливает ещё большую необходимость совершенствования методов обучения. Проблема взаимоотношения языка, речи и мышления – одна из самых глобальных проблем языкознания. Активная речемыслительная деятельность учащихся (РМД) и жанровая организация урока приближает процесс обучения к реальному общению, поощряя ребят, овладевая определённой суммой ОУУНов, применять их для построения того или иного высказывания в любой конкретной ситуации.

Новизна данной темы - в использовании нетрадиционных подходов в развитии РМД учащихся на уроках английского языка. Риторизация уроков – это один из новых технологический подходов к организации учебно-образовательной и воспитательной деятельности, своеобразная технологическая парадигма учебно-образовательной деятельности, находящаяся на этапе становления. Хотя, стоит отметить, что С.А.Минеева (ведущий методолог НП ЗУУНЦ) в своих работах называет риторизацию педагогической технологией и обосновывает этот постулат.

Риторическая деятельность (РД) это деятельность по созданию риторических текстов (РТ), которые существуют в устноречевой или письменноречевой форме. Следовательно, РД не может не опираться на речемыслительную деятельность (от этапа замысливания речи до её презентации и последующей рефлексии). В данной статье приведены методы и приёмы развития РМД учащихся на примере двух видов деятельности: говорение и письменная речь, которые являются ведущими видами деятельности при обучении учащихся английскому языку.

Обучение говорению: В предыдущей статье были приведены задания, способствующие развитию навыков говорения. Ещё одной интересной формой проведения урока стоит назвать дискуссию как форму урока, позволяющую развивать навыки неподготовленной речи и РМД учащихся. Вот пример одной из дискуссий в 9-м классе, которая проводится в конце изучения темы “Книги”. За несколько уроков до дискуссии ребята получают список различных высказываний о книгах, причём, высказываний и позитивного, и негативного характера (Душенко К.В., Большая книга афоризмов, М., 2002 – разделы “Книги” и Чтение”); также некоторые высказывания уже на английском языке учитель даёт на уроке). Дополнительно вводится лексика для перевода выбранного материала, и группа делится на две подгруппы: одной предлагается в списке высказывания найти афоризмы, выражающие позитивное отношение к чтению, а другой – негативное или двойственное. В течение 2 уроков дома ребята переводят эти предложения, а на следующем уроке объединяются в группы и обсуждают свои высказывания. Что конкретно будет на уроке-дискуссии, они не знают, но некоторые её элементы обсуждаются на предыдущих уроках. Название дискуссии пишется на доске: “Reading: “pros” and “cons”. Эпиграф урока – высказывание Фрэнсиса Бэкона: “Some books are to be swallowed, some – to be tasted, some few – to be chewed and digested”. План дискуссии – обсуждение следующих вопросов:

1) – “good” and “bad” books;

2) – to read and to discover or to read or to browse over books;

3) – a home library or the Internet;

4) – books in future;

*** “shooting” with quotations

Таким образом, различные группы высказывают своё мнение по вопросам, предложенным учителем. Итог по обсуждению каждого вопроса подводит учащийся (мы называем его “compromiser”, который на основе того, что сказано должен либо примирить группы, либо сделать вывод по поводу того, чьи аргументы были более весомыми (конечно, эту роль может сыграть и учитель).

Затем группам предлагается провести соревнование, парируя высказывание собеседника противоположным мнением (это задание можно считать подготовленным, поскольку учащиеся знакомы с данными высказываниями и на русском, и на английском языке, согласно материалу предыдущих уроков) – в результате получается “словесная дуэль”, по-английски мы назвали её “перестрелка” высказываниями (shooting” with quotations).

В конце урока учитель подводит итог по результатам дискуссии.

Ещё один вид дискуссии: тема “Экология” (10-11 класс). До начала урока учитель вывешивает списки: группа делится на 4 мини-группы, в каждой выбирается лидер, который руководит группой и будет отвечать за результаты проделанной работы; в начале урока учитель рассказывает о плане работы:

I этап: каждой группе предлагается проблема, которую следует обсудить и предложить резюме по итогам обсуждения: 1) Экология души: стоит ли говорить об этом сегодня? Что это такое?; 2) Экология и цивилизация: возможна ли гармония между ними? Есть ли какие-то точки соприкосновения?; 3) Если бы вы были членом правительства, какие бы меры вы приняли для улучшения существующей(ситуации в стране?; 4) Экология будущего: ваши предположения и размышления (@ 5-6 минут на обсуждение).

II этап: лидеры каждой мини-группы берут свои задания и переходят в другие мини-группы, чтобы обсудить предложенную проблему с ними, т.е. каждая мини-группа должна обсудить все четыре проблемы и предложить своё резюме (6*4=24);

III этап: лидеры групп возвращаются и рассказывают о результатах обсуждения своей проблемы другими группами (@ 3 – 4 мин.);

I V этап: учащиеся составляют и пишут итоговое резюме (каждый член мини-группы – своё, соглашаясь или не соглашаясь с результатами группового обсуждения), которое сдаётся учителю в конце урока; кроме того, группа подводит итог, отмечая, кто и как работал на уроке, какую оценку следует поставить каждому ученику (или не поставить), и лидеры группы сдают листочки со своими оценками учителю.

Данная дискуссия проходит очень живо и интересно.

Но, как известно, самый высокий уровень развития речемыслительной деятельности – это креативный: создание проектов, ролевых игр и т.п.

В предыдущей статье были приведены примеры проектов, которые мы используем на уроках английского языка. Но, стоит добавить, что в последние годы появился новый элемент проектной деятельности – это использование в ходе защиты проектов различных жанров (по выбору ребят).

Ролевые игры: Пример ролевой игры (по теме “Музыка”) в старших классах, которая проводится на обобщающем уроке “Музыканты и продюсеры” (цель - контроль навыков монологической и диалогической речи по теме).

Предварительно, за несколько уроков до данной ролевой игры, проводится урок “Музыка и живопись”, цель которого - использование новых лексических единиц в нестандартной ситуации, развитие навыков спонтанной неподготовленной речи.1

Непосредственная подготовка к ролевой игре: группа делится на продюсеров крупных музыкальных фирм (более сильные в языковом плане ученики) и музыкантов-любителей, которые пытаются утвердить свой проект нового стиля в музыке. Каждый любитель должен обратиться хотя бы в три ведущие фирмы. Продюсеры заранее продумывают вопросы, которые можно задать музыкантам о проекте, созданным музыкантами (например, это могут быть вопросы о возрасте, о наличии специального музыкального образования, о сценическом опыте и т.п.). Остальные вопросы, конкретно связанные с данным музыкальным проектом, продюсеры придумывают сами по ходу его защиты.

А музыканты продумывают свой проект (чтобы они знали, на что следует ориентироваться, учитель предлагает им примерный план высказывания: а) учителем может быть предложено нестандартное начало, например: Once it was а ….(прилагательное зависит от характера “услышанной” музыки) day; I was…(что делал) Ving and suddenly I thought about….(о чём); and a melody was born in my heart (soul, head…); it was like a kind of (shock, surprise….и т.д. (зависит от характера выбранной музыки) for me; б) название данного стиля и самого музыкального произведения; в) на основе каких стилей музыки он создан; с) какие музыкальные инструменты - ведущие в данном стиле музыке; д) есть ли вокал; е) что нового в этой музыке, чем она отличается от других, уже созданных ранее направлений и стилей) и т.д. Музыкантам предлагается дома нарисовать картину, иллюстрирующую их музыку: за основу можно взять план сочинения, написанного на уроке “Музыка и живопись” (хотя находились и желающие исполнить собственное музыкальное произведение на гитаре и даже на игрушечном пианино).

Продюсер после беседы с каждым музыкантом-любителем должен сразу дать рекомендацию данному человеку (беседы, конечно, идут параллельно). Затем повторяется тот же приём, что и в предыдущей ролевой игре: эксперты собираются вместе и обсуждают услышанное, выбирая лучшие проекты. Музыканты, в свою очередь, выбирают лучшего эксперта, общение с которым и его рекомендация понравилась им больше всего. Используя эту игру на уроках, мы каждый раз добавляем что-то новое по сравнению с предыдущим вариантом.

Проекты и ролевые игры способствуют развитию РМД учащихся.

На своих уроках мы всегда стараемся что-то сравнить, этот приём помогает развитию РМД учащихся.

Заданием, развивающим навыки диалогической речи, являются “чаты”, подобные уроки проводятся в конце четверти и пользуются большой популярностью среди учащихся: предварительно оговаривается тема чата, каждый получает листочек, на котором пишет вопрос, согласно выбранной тематике, затем все меняются своими листочками и отвечают на вопрос, который был им предложен, после чего каждый дописывает ещё один новый вопрос, и схема повторяется.

В течение каждого учебного года проводится традиционный Риторический турнир в обеих группах. Тематика турнира обговаривается заранее: желающим предлагается написать собственное произведение, выбрав наиболее приемлемый для него жанр. Турнир проводится в актовом зале, учащиеся выступают с микрофоном и презентуют свои произведения (без опоры на текст). Вот темы выступлений, выбранных учащимися: 11 класс: “Жизнь: что это такое?”; “Медитация: плюсы и минусы”; “Суицид: причины и профилактика”; “Выбор платья для выпускного бала”; 7, 8, 9 классы: “Наши домашние животные”; “Психология нашей одежды”; “Экология как часть нашего здоровья”; “Прогулки по…”; “Мои мечты”; “Слово о…”; “Мои друзья”; “Интервью с директором школы” и т.д. Лучшие выступления на английском языке становятся частью общешкольных Риторических турниров, которые проводятся на русском языке: “Школьник в современном мире”; Дебаты “Школьная форма: “за” и “против”.

Развитие навыков письменной речи: Обучение письменной речи – интереснейшая страница в изучении английского языка. Общеизвестно, что письменная речь способствует развитию навыков устной речи. В предыдущей статье уже затрагивались аспекты, связанные с развитием этого вида деятельности, но как опосредованные и способствующие конкретно развитию грамматических и лексических навыков: сказки, сочинения-самопрезентации, грамматические рассказы для Литературной гостиной, рекламы, письменные работы, являющиеся первым этапом проектной работы и ролевых игр.

Вот несколько вариантов возможных сочинений: учащиеся среднего звена пишут мини-сочинения по темам “Времена года”, “Внешность” на основе репродукций картин великих художников (и всегда в это время звучит классика или “голоса живой природы”).

В 9 классе на уроке “Музыка и живопись” учащимся предлагаются пейзажи великих художников (использованы картины из альбомов серии “Белый город”), и они пишут мини-сочинение по плану, предложенному учителем в помощь учащимся (фразы – как своеобразный алгоритм высказывания). Конечно, учащиеся не знают, какую картину выберет для них учитель до урока, но на предыдущем занятии ребята вместе с учителем, используя тот же алгоритм, описывают 1-2 картины в качестве тренинга.

Примерный план:

- the name of the picture’s melody (music) is…;

- the tune is …; it neither…nor…;

- it portrays ….(не картина, а музыка, т.е. какие чувства и эмоции);

- it appeals (or “inspire” or…дальше используются новые глаголы, связанные с характером музыки – с.40, у.3., учебник Кузовлева В.П. для 9-го класса);

- the picture makes us think of…;

- different colors like different sounds let us feel its character;

- …(какие) musical instruments sound in picture’s music; (f.ex. the guitar shows…(что); drums shout because of… и т.д.): стоит добавить, что при изучении прилагательных, описывающих характер музыки, учитель предлагает учащимся сказать (написать), какие музыкальные инструменты хороши для того или иного музыкального инструмента (и жанра музыки);

- my mood becomes better (worse), because of ….tones, ….semitones (or “it depends on….”…) (конечно, учитель, выставляя оценки, не должен оценивать чувства учащихся: одна и та же картина, один и тот же цвет, как оказалось, может вызвать как позитивные, так и негативные чувства);

- далее учащиеся развивают свои мысли, описывая собственное впечатление от “музыки” данной картины, т.е. они “проживают” картину внутри себя.1

В старшем звене (10-11 кл.) учащимся предлагается написать сочинение “What kind of person am I?” Сочинение было задумано как размышление о себе (изначально предполагается, что учащимся следует увидеть свои позитивные и негативные черты характера, оценить себя с различных точек зрения); предлагалось “просмотреть” три линии общения: а) я и мои родители; б) я и мои друзья (одноклассники); в) я и мои учителя. На дом учащиеся получают задание: поразмышлять над пословицами и высказываниями великих людей, связанными с данной тематикой (все высказывания были подобраны учителем из разных источников по разделам: “Жизнь”, “Характер”, “Манеры”, “Счастье”, “Образование”, “Дружба”, “Общение”), согласиться или не согласиться с ними, использовать какие-то из них в своём сочинении. Конечно, заставить учащихся написать данное сочинение нельзя, это возможно лишь при наличии контакта с учителем и доверия ему, поэтому данное сочинение не стоит практиковать во всех классах.

Стоит отметить и такие интересные виды работ как написание лимериков, создание технических новинок для Ямала и инструкций к ним.

Кроме перечисленных вариантов работ, хочется сказать и ещё об одном задании, стимулирующем РМД учащихся и способствующем развитию навыков письменной речи, это – создание “топиков” – специальных тетрадей, в которых учащиеся фиксируют материалы по той или иной теме, свои мысли и рассуждения по данной проблеме. В работе уже упоминалось о том, что иностранный язык, порой, становится процессом зубрёжки готовых топиков, напечатанных в различных пособиях по иностранному языку, и только. Мы не должны забывать о том, что одна из основных целей обучения иностранному языку – это развитие навыков неподготовленной речи на основе полученных ОУУНов по различным видам речевой деятельности. Поэтому я посчитала целесообразным учить детей содавать собственные “топики” по различным темам. “Топики” - это РТ учащихся, включающие и сведения, полученные по той или иной теме, и размышления ребят по поводу

Мы начинаем эту работу со второго полугодия 6-го класса (темы: “Здоровье” и “Лондон”). Алгоритм создания “топиков”: изучая ту или иную тему, мы рассматриваем разные аспекты, задача учащихся в конце изучения данной темы обобщить пройденный материал и написать собственный “топик”, согласно плану, предложенному учителем (в плане отражены все аспекты пройденной темы). Например, тема “Школа” (7 класс): первый этап (один этап – это не обязательно один урок, возможно, 2-3 урока) на основе изученных лексических единиц и грамматических структур учащиеся составляют рассказ о своей школе (здание, любимые предметы, правила поведения и т.п.); второй этап: - реферирование и перевод текста содержащего НРК: текст взят из книги “Северные родники” - статья “Страницы истории северной школы”/ автор-составитель Л.В.Фёдорова, Тюмень: изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001, с. 306; третий этап: собственный проект “Школа будущего”.

Конечно, учитель контролирует создание каждого “шага”, исправляет ошибки, а учащиеся дорабатывают тексты и выступают с устными высказыванию по каждому аспекту темы “Школа”. Затем учитель просит ребят обобщить изученный материал и написать “топик” по плану:

  • вступление (1-2 предложения);
  • школа И. Шимановского;
  • наша гимназия;
  • проект школы будущего;
  • заключение: “Роль школы в твоей будущей карьере”: (3 - 4 предложения), этот аспект не рассматривался на уроках, ребята должны подумать над этим пунктом плана и сделать свои вывод.

Обязательное условие: наличие логической связи между всеми пунктами “топика”.

Развитие навыков письменной речи – это вид деятельности, позволяющий развивать творческую и РМД учащихся.

Итак, РД направлена на личностное и индивидуальное развитие учащихся, поскольку способствует самореализации творческих способностей школьников. Риторизация уроков английского языка позволяет шлифовать методы и приёмы по развитию устноречевых, письменноречевых умений и навыков, добавляя в них элементы диалогизации и создавать новые методы и формы уроков. Но главное, что должно объединять все используемые приёмы и методы - это системность и комплексность их использования на уроках. Лишь наличие определённой системы по развитию РМД на всех этапах обучения, а не одноразовое применение какого-либо приёма, способствует достижению хороших результатов.