Личностно ориентированный подход при подготовке к единому государственному экзамену по физике

Разделы: Физика


Долгие годы физика в российской школе относилась к числу дисциплин, составляющих фундамент среднего образования. Знания учащихся, полученные на уроках физики в средней школе, были востребованы обществом и обеспечивали возможность быстрой подготовки специалистов для самых различных областей техники. С сожалением приходится констатировать, что сейчас это не так. Курс физики, обязательный для всех учащихся, сильно сокращен; в должном объеме он представлен только в профильных классах, доля которых в средней школе сравнительно невелика. Это привело к тому, что, с одной стороны, стал ниже уровень подготовки выпускников по физике, с другой стороны, увеличилось количество учащихся, которые вынуждены изучать курс самостоятельно. Последнее объясняется оживлением заинтересованности в техническом образовании: сегодня все больше учащихся планируют получить инженерную специальность в расчете на то, что она найдет приложение в связи с экономическим ростом и техническим перевооружением промышленности. При этом для многих школьников обучение в профильных классах по целому ряду причин невозможно, а предлагаемый им курс физики явно недостаточен, для того чтобы в будущем они могли успешно обучаться в технических вузах. Таким школьникам приходится готовиться к поступлению в институт собственными силами, и необычайно важно для них своевременное осознание того, в какой мере их усилия увенчались успехом.

Проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся, сдающие единый государственный экзамен, можно условно разделить на три основные группы:

  • Отсутствие необходимого уровня предметной подготовки.
  • Отсутствие необходимого уровня тестовой культуры.
  • Эмоциональные моменты, не позволяющие демонстрировать сформированные навыки в непривычных условиях.

Учащиеся должны готовиться к итоговой аттестации на протяжении всего процесса обучения. Учитель должен контролировать уровень подготовки по основным разделам курса физики, традиционно изучаемым в средней школе. Такой подход позволяет вовремя выявить наиболее проблемные для конкретного учащегося разделы, скорректировать программу его обучения, сделать ее более индивидуализированной и гибкой, не допустив серьезных пробелов в итоговой подготовке.

Работа с тестами на протяжении всего курса, в свою очередь, позволяет сформировать высокий уровень тестовой культуры у всех учащихся.

Первое, что необходимо начать делать уже завтра: прекратить пугать учеников предстоящим ЕГЭ и начать формировать в них твердое убеждение в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл: время для подготовки еще не полностью потеряно. “Конечно, не следует “перегибать палку” и внушать школьникам, что ЕГЭ - это легко и просто. Но не нужно и внушать им мысль о полной безнадежности. Важно, чтобы школьник сам его честно сформулировал для себя. Этот разговор дает возможность обучающему учитывать при обучения “актуальный потолок” обучаемого. Это не значит, что следует его занижать или что этот “потолок” неизменен и, однажды его наметив, на него следует постоянно ориентироваться.

Следует учить школьника “технике сдачи теста”. Эта техника включает следующие моменты:

  • обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;
  • обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этик заданий;
  • обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, приводимой сразу после решения задания;
  • обучение приему “спирального движения” по тесту.

Начнем с последнего пункта. Данный прием находится в полном несоответствии с действующей методикой обучения школьника физике, но является первым необходимым приемом для ;успешного написания задания типа “тест с ограничением времени”. Он состоит в следующем: ученик сразу просматривает тест сначала до конца и отмечает для себя задания, которые кажутся простыми, понятными и легкими (этот прием можно также назвать “ориентировка в тесте”). Именно эти задания школьник выполняет первыми. Я говорю так: начинайте с того, что вы можете выполнять сходу, без особых раздумий. Пробегите глазами по разделу В и отметьте для себя два-три задания, которые выполните сразу. К ним вы перейдете, когда закончите с разделом А. Просмотрите раздел С – одно задание в этом разделе всегда решается без особого напряжения (это действительно так). Отметьте себе задание которое вы попробуете решить, когда закончите с наделом В. Затем вернитесь к разделу А и сделайте все задания, которые вы сможете решить сразу. Теперь просмотрите раздел А еще раз и попробуйте сделать те задания, способ решения которых вы в целом представляете. Если на чем-то застряли, заметьте время и не тратьте на это больше трех минут. Оставьте и перейдите к следующему заданию. Сделайте так несколько раз (двигайтесь по спирали и выбирайте то, что “созрело” к данному моменту). Если вы ориентируетесь на “тройку”, то после того, как решили все, что смогли из раздела А, попробуйте решить что-то из раздела В (намеченные ранее 2-3 задания), возможно, вы сможете получить 4. А может быть, вы справитесь с одним заданием из раздела С?

По первому пункту при ориентации на 4 следует предупредить школьников, что они должны уложиться с разделом А в первый час. Что не успели за 1 час, следует оставить (и вернуться при наличии времени после). За второй час следует решить все, что удастся из раздела В. Третий час можно посвятить разделу С. В оставшееся время (если вы чувствуете, что ни В, ни С вам больше не одолеть) вернитесь к разделу А и решите все, что в нем осталось и получается решить.

Таким же образом должен действовать тот, кто планирует получить 5. В этом случае весь раздел А следует “уложить” в 40 - 45 минут (или меньше). В разделе В нужно сделать не менее 7-8 заданий за 1 час. В разделе С не менее 1-2 заданий, и на это может уйти 1-1,5 часа. Эти временные затраты школьник должен постоянно держать под контролем - это и есть постоянный и жесткий контроль времени.

Естественно, выдержать этот график может только тот, кто приучен три часа подряд заниматься физикой с полной отдачей. Надо сказать, что только небольшая часть школьников способна на это без специальной подготовки к такому режиму работы. Учителя, присутствующие на ЕГЭ, подтвердят, что очень часто еще остается много времени, но школьник отказывается продолжать работу: устал, не могу больше, не соображаю, не хочу. Таким образом, отсутствие привычки “напрягаться” несколько часов подряд без перерыва - одна из важных причин низкого качества написания теста многими школьниками. У них есть привычка “выдерживать” 45 минут урока, максимум - 1,5 часа, если в школе практикуются сдвоенные уроки, но при этом между ними всегда есть перерыв, которого нет на ЕГЭ. Выдержать 3,5-4 часа без перерыва и при этом интенсивно работать не может большинство школьников. К такому режиму работы нужно приучать и тренировать в нем учеников хотя бы 1 раз в неделю. Начиная работу со школьниками на курсах подготовки к ЕГЭ, я только первые две недели даю им возможность 5 минут передохнуть между часами. Затем перехожу на режим “без перерыва”. Сначала дети очень устают, но уже через месяц адаптируются к такому режиму и работают 1,5 часа “на одном дыхании”, даже слабые ученики.

По второму пункту: дети обычно сами достаточно хорошо знают, где у них особо слабые места. Этих слабых мест следует избегать при выполнении теста. Иными словами, следует сначала сделать те задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Ограничив для себя объем заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше •времени, что повышает шансы на успех.

Понятно, что этот совет в корне противоречит всем нашим методическим установкам - учитель всегда ориентирован на то, заниматься более всего ликвидацией пробелов в знаниях школьника. И это правильно, если иметь в виду объем его знаний.

Однако если мы ставим себе задачу подготовить школьника успешному написанию теста ЕГЭ (именно как теста), то наша задача подготовить его так, чтобы он самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов.

Следует приучить, школьников после решения задания снова, внимательно перечитать текст условия решенное задачи (что нужно было найти?), поскольку в условии может содержаться дополнительное требование выполнения каких-то действий с ответом. Поскольку в учебниках таких дополнительных действий с ответами практически не встречается, многие школьники просто не обращают внимание на эти дополнительные условия, записывая при верно решенном задании неправильный ответ на него в бланк геста. Правда, чаще всего это дополнительные условия содержатся в заданиях раздела В, а не А.

Техническая подготовка к ЕГЭ

Эта подготовка снова нарушает традиционные методические установки. В отличие от обычных контрольных работ, качественное выполнение теста в разделах А и В совершенно не требует никакого оформления (!!!). И самое важное: чем меньше и короче ученик делает записи, чем больше преобразований может выполнить в уме или фиксируя в записи только необходимые “обрывки” преобразований, тем выше будет их) результат, поскольку больше времени останется на работу с самим заданием.

Надо сказать, что это очень большая проблема при подготовке ЕГЭ мне приходится делать большие усилия, чтобы заставить школьников прекратить подробив записывать каждый шаг своих рассуждений, каждую строчку преобразований записывать с новой строки и полностью, фиксировать все этапы вычислений.. Естественно, это вдет вразрез с тем,, что требует от них учитель на уроке, поскольку есть учителя, снижающие отметку за контрольную работу за одно неправильное решение. При выполнении ЕГЭ привычка все правильно оформлять является очень и я жестко искореняю ее в процессе подготовки к ЕГЭ. должны усвоить, что чем больше преобразований они делают в уме и чем меньше записей сделают, тем больше времени сэкономят на саму работу. При работе над частью С обращаю внимание на подробное решение.

Методическая подготовка к ЕГЭ

Часто учителя, репетиторы и родители, помогающие свои детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются решить как можно больше вариантов заданий предыдущих лет. Опыт показывает, что этот путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются Во-вторых, практика показывает, что в этом случае у школьников не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. Иными словами, уже через неделю школьник не может вспомнить, как он решал это задание. Причем в этом случае школьник пытается именно вспомнить соответствующее решение, а не применить общий подход к заданиям такого типа. Естественно, запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению заданий соответствующих типов. В-третьих, такой подход очень быстро формирует у школьника чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные, и каждый раз нужно применять соответствующий подход.

Полагаю, что это совершенно неверный подход. Самым центральным моментом технологии подготовки к ЕГЭ является обучение школьника приемам мысленного поиска способа решения, а для этого следует разворачивать перед ним всю картину поиска в трудных заданиях.

Поэтому разумнее выстраивать такую подготовку по тематическому принципу, соблюдая “правило спирали” - от простых типовых заданий до заданий со звездочками, от комплексных типовых заданий до заданий раздела С.

На этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильное решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию в правильному выполнению завтрашнего и т.д.

Для этого я создаю комплекс задач позволяющий научиться решать задачи части С.

Например.

Комплекс задач на законы сохранения импульса и энергии:

Два тела, массы которых соответственно m1 = 1 кг и m2 = 2 кг, скользят по гладкому столу. Скорость первого тела v1 = 3 м/с, скорость второго тела v2 = 6 м/с. С какой скоростью они будут двигаться после абсолютно неупругого удара?

Рисунок 1

Два тела, массы которых соответственно m1 = 1 кг и m2 = 2 кг, скользят по гладкому столу. Скорость первого тела v1 = 3 м/с, скорость второго тела v2 = 6 м/с. С какой скоростью они будут двигаться после абсолютно неупругого удара?

Риcунок 2

Два тела, массы которых соответственно m1 = 1 кг и m2 = 2 кг, скользят по гладкому столу. Скорость первого тела v1 = 3 м/с, скорость второго тела v2 = 6 м/с.

Чему кинетическая энергия системы тел до и после столкновения, если удар абсолютно упругий? абсолютно неупругий?

Рисунок 3

(С1)Два тела, массы которых соответственно m1 = 1 кг и m2 = 2 кг, скользят по гладкому столу. Скорость первого тела v1 = 3 м/с, скорость второго тела v2 = 6 м/с. Какое количество теплоты выделится, когда они столкнутся и будут двигаться дальше, сцепившись вместе? Вращение в системе не возникает. Действием внешних сил пренебречь.

Рисунок 4

(С1)Пуля массой 10 г летит горизонтально со скоростью 200 м/с и пробивает деревянный брусок массой 100г, лежащей на гладком столе. При этом брусок приобретает кинетическую энергию 5 Дж. Какую механическую энергию потеряла в результате удара пуля?

(С1)Неподвижное ядро урана разделилось на два крупных осколка массами m1 и m2 и другие продукты деления. При этом выделилось энергия Е, 80% которой перешло в кинетическую энергию крупных осколков. Найдите кинетическую энергию каждого осколка. Импульсами остальных продуктов реакции пренебречь.

(С1)Пуля массой 10 г летит горизонтально со скоростью 200 м/с и пробивает деревянный брусок массой 100г, лежащей на гладком столе. При этом кинетическая энергия пули уменьшилась на 150 Дж. Какую энергию приобрёл брусок.

Комплекс задач на закон Ома для замкнутой цепи:

  1. Назовите приборы изображенные на рисунке. Какие физические величины с их помощью можно измерить?
  2. Определите цену деления приборов и их показания.
  3. Чему равно сопротивление лампочки?
  4. Определить эдс источника тока, если его внутреннее сопротивление 1 Ом.

Рисунок 5

Переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (апрель — май), когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.

Все тренировочные тесты следует проводить в режиме “теста скорости”, т.е. с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном временном режиме с подчеркнутым акцентированием этого контроля времени на протяжении всего занятия. Иными словами, следует все время поглядывать на часы и громко отмечать время. На примере этих занятий школьник должен убедиться в том, что за данный промежуток времени он может успеть сделать намного больше, чем он привык делать на обычных уроках. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.

Темп такого занятия учитель должен задать сразу и держать его на протяжении всех 45 минут. После первых занятии, проводимых в таком форсированном темпе, мои школьники выходят совершенно “обалдевшими”, даже иногда жалуются на сильную усталость (но при этом радостно изумляются: 15 заданий сделали - ничего себе!). Это естественно: интеллект, как и мышцы, нужно тренировать - от этого он только сильнее становится. О чем я им и говорю: вы из тренажерного зала выходите уставшие? Но при этом понимаете, что это хорошо, и специально “напрягаете” свой организм, чтобы активной тренировкой стимулировать свое физическое развитие. То же самое относится и к интеллекту: чтобы он был сильным, его нужно нагружать и тренировать, при этом, как и при развитии мышц, нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий, тогда вы получите то, что принято называть “сильное мышление”, “мощный интеллект”. Но при этом тренировочные тесты являются тематическими. Например:

Приложение 1

Тест по определению требует ставить всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов. Иными словами, слабый ученик не получит скидку на ЕГЭ по причине того, что он слабый, как это учитель иногда делает в текущем учебном процессе, давая школьникам разноуровневые контрольные работы. Иными словами, дифференциация в принципе не предполагается при проведении ЕГЭ. А ее систематическая практика в текущем учебном процессе сильно вредит подготовке к ЕГЭ; Дифференциация происходит только при выставлении баллов: одна “пятерка” “стоит” 72 балла, а другая “пятерка” “стоит” 77 баллов

Часто говорю детям, используйте принцип: “Настоящие герои всегда идут в обход!” Смысл его в следующем: нужно учиться максимально использовать наличный запас знаний, применяя различные “хитрости” и “правдоподобные рассуждения”, для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.

Для составления тренировочных тестов необходимо учитывать общую типологию заданий разных групп

Задания, включенные в группу А, имеют очень много общих черт, но все же могут несколько различаться. Эти различия для некоторых учащихся, особенно из числа тех, у кого нет большого практического опыта в тестировании, могут оказаться значимыми и повлиять на выбор оптимальной стратегии и успешность выполнения теста.

К числу наиболее распространенных заданий группы А можно отнести три типа, которые мы рассмотрим ниже (в предыдущие годы группа А была представлена в тесте по физике только одним типом).

Первый тип заданий группы А

Самыми простыми в группе А являются задания, в тексте которых содержится вся необходимая информация, позволяющая найти верный ответ — единственно верный среди представленных в задании вариантов. Остальные ответы в заданиях этого типа обязательно содержат какую-нибудь ошибку.

Второй тип заданий группы А

В заданиях второго типа представлен набор ответов, причем с формальной точки зрения среди них может быть несколько верных. Необходимо выбрать не просто верный, но наиболее полный ответ. Этот тип заданий обычно вызывает несколько большие затруднения, чем первый. Дело в том, что очень часто из экономии времени учащиеся, быстро отыскав правильный ответ, дальше уже не рассматривают другие представленные в задании. Такой способ хорошо работает там, где неправильные ответы обязательно содержат ошибки, однако в нашем типе заданий он дает сбой. Рассмотрим приведенный пример. Увидев, что вариант ответа А верен, учащийся отмечает в бланке ответов соответствующий ему номер 4 и переходит к следующему заданию. При этом он допускает ошибку, так как верным является и ответ D, следовательно, нужно выбрать вариант ответа под номером 1 как наиболее полное среди представленных верных утверждений.

Третий тип заданий группы А

При выполнении таких заданий учащиеся часто не замечают отрицания в формулировке и дают ответ на прямо противоположный вопрос. И хотя частица не, как правило, выделяется (она пишется курсивом или прописными буквами), это все равно не спасает от ошибок. Нужно обязательно потренироваться в выполнении заданий подобного типа.

Вторая группа заданий, или группа В, существенно отличается от группы А. Задания группы В труднее с точки зрения оформления ответов — это может быть число, слово или набор цифровых либо буквенных символов, которые учащиеся вписывают в специально отведенном месте бланка ответов, рядом с номером задания. Можно выделить три типа заданий, с особенностями выполнения и оформления которых целесообразно ознакомить учащихся. В тестах по физике в предыдущие годы использовалась только одна форма ответа, целое число.

Нельзя исключить, что в дальнейшем эта группа будет расширена за счет новых типов заданий, многие из которых уже применяются в тестах ЕГЭ по другим предметам

Задания группы С — это задания со свободно конструируемыми ответами, их форма полностью соответствует форме заданий, традиционно используемых в учебном процессе. Они представляют собой физические задачи, при оформлении решения которых нужно вписать названия законов или ссылки на определения физических величин, соответствующих уравнениям (формулам), которыми пользуются учащиеся.

Большое подспорье в подготовке к егэ представляет подборка комплексов задач, тренировочных заданий, тестов, комплексных тестов

Приложение 2