Роль технологических карт и оценочных листов в преподавании математики

Разделы: Математика


В ходе самообразования возникли новые для меня элементы методики: технологическая карта и оценочный лист. После подробного изучения я включила эти элементы в свою педагогическую практику и успешно использую их.

По рекомендации аттестационной комиссии (в ходе очередной аттестации на квалификационную категорию) хочу поделиться с коллегами своими инновационными введениями в методику преподавания математики: использование технологических карт в тематическом планировании, работа с оценочными листами для организации контроля знаний учащихся.

Планирование – начальный этап организации учебной деятельности школьников

Конструирование образовательного процесса, другими словами – планирование изучения математики я выполняю в форме технологической карты. Технологическую карту можно определить как форму конструирования педагогом образовательного процесса, совмещающую в себе тематическое планирование с поурочным. Однако этим специфика технологической карты не исчерпывается.

Существенной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

В процессе обучения учащихся математике технологическая карта – проект педагогического процесса в границах одной темы. Она для меня заменяет тематическое планирование, иначе говоря, является тематическим планом, представленным в виде технологической карты.

Одним из важных компонентов технологической карты – целенаправленность. Цели классифицируются по функциям процесса обучения: образовательные, развивающие и воспитательные.

Цели как запрограммированный конечный результат в педагогическом процессе позволяют концентрировать внимание учащихся на главном, создать эталон оценки результатов обучения математике, способствуют ясности и гласности в совместной работе учителя и учащихся.

Планирование конечных результатов усвоения математического материала школьниками осуществляю посредством определения целей учебной темы, понятий, правил, формул, законов, составляющих основу практической математической подготовки учащихся.

Отбор содержания материала каждого раздела и разбиение его по темам осуществляю на основе работы с учебной программой и стандартами образования по математике. Для большей наглядности это содержание заношу в технологическую карту.

При этом учитываю, что цели изучения математики, цели темы, цели урока должны находиться в “зоне ближайшего развития”, и делаю это через планирование уровня усвоения, соответствующего учебным возможностям учащихся.

I уровень усвоения предполагает восприятие новой информации, понимание, непроизвольное запоминание без установки на последующее воспроизведение. При этом уровне усвоения учащиеся могут идентифицировать вновь поступающую информацию с уже имеющейся, оценить предмет, явление, устройство, но не предполагается при этом объяснения явления, раскрытия существенных признаков. Этот уровень усвоения может быть условно назван “Уровень узнавания (Знания-знакомства)”.

II уровень - понимание, запоминание и последующее воспроизведение в стандартной ситуации (уровень типовой задачи). На этом уровне усвоения учащийся дает репродуктивное описательное определение понятий, формулировки теорем, проводит примеры, решает типовые задачи, применяя алгоритм решения. Этот уровень усвоения может быть условно назван “Уровень воспроизведения и алгоритмических действий (Знания – копии)”.

III уровень – использование знаний и умений в нестандартной ситуации; перенос знаний. На этом уровне учащиеся доказывают теоремы, объясняют понятия и определения, приводят свои решения задач, дают собственную оценку, интерпретацию усваиваемой информации, находят рациональные способы действий в решении нетиповых задач. Этот уровень усвоения может быть условно назван “Уровень эвристический (Знания – умения)”.

IV уровень – самостоятельное решение проблемных ситуаций, добывание новых знаний на основе системы ранее усвоенных; творческое решение практических и логических задач, применение оригинальных способов решения, моделирование, конструирование. Этот уровень усвоения может быть условно назван “Уровень творческий (Знания-трансформации)”.

Моя деятельность, как учителя-предметника по разработке технологической карты складывается из ряда последовательных действий:

Знакомство с учебными возможностями класса на основании материалов психолого-педагогических характеристик и карт.

Анализ учебной программы, государственных стандартов (пояснительных записок, требований к знаниям и умениям учащихся по математике и данной теме).

Выделение ведущих знаний и умений по учебной теме. Произвести структурирование учебного материала, т.е. определить такую логическую взаимосвязь между ведущими знаниями и умениями, которая была бы наиболее рациональной и экономной с точки зрения её усвоения и хранения в долговременной памяти школьника.

Уплотнение, по возможности, учебного материала, чтобы освободить учащихся от необходимости держать в памяти большой объем фактического материала, который не влияет на усвоение и качество знаний.

Ввод в учебный материал умения и навыки учебно-познавательной деятельности (общеучебные умения и навыки - ОУУН), успешное усвоение которых обеспечивает развитие умственных сил и способностей учащихся, способствует формированию культуры умственного труда.

Планирование уровня усвоения учебного материала в соответствии с уровнем его трудности, сложности и учебными возможностями учащихся класса.

Формулирование /диагностично/ цели изучения темы. Это значит: выделить знания и умения, подлежащие усвоению (и обозначить его уровень), подготовить измерители, определяющие степень достижения целей, определить шкалу оценки знаний, умений и навыков школьников.

Формулирование /диагностично/ цели уроков в рамках темы, которая определяет тип урока или другие формы организации обучения, отбор содержания уроков, методы и приемы обучения, обратную связь.

Выбор методов, приемов и средств обучения в зависимости от целей, уровня усвоения и характера содержания.

Конструирование формы организации обучения и сочетание в ней индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной деятельности учащихся.

Определение ведущих образовательных целей в технологической карте, я считаю, необходимо как обоснование всей технологической цепочки, причем я определяю формируемые и развиваемые знания и умения, так как цели являются ведущим компонентом технологии обучения как системы. Цели формирования познавательной деятельности в данной ситуации рассматриваются как цели развития и представляют неразрывное единство с целями образовательными.

Межпредметные связи в технологическую карту мною включены также с позиции системности, ибо учебный предмет - математика представляет собой не изолированную область знания, а органично входит в целостную систему миропонимания, мировоззрения учащихся.

Обратная связь и измерители успешности усвоения включены в карту как компонент, позволяющий определить эффективность педагогической технологии.

Технологическая карта для меня является основой управления учебной (точнее самоуправляемой учебной) деятельностью учащихся. Управление учебной деятельностью учащихся на основе технологической карты осуществляется в соответствии с тремя этапами.

На первом учебном занятии (как правило, это вводное учебное занятие) я информирую школьников о новой теме, формулирую конечные результаты ее изучения в действиях школьников, знакомлю учащихся с содержанием учебного материала в соответствии с технологической картой. Введение учащихся в план изучения учебной темы чаще появляется в совместном сотрудничестве с учащимися, для чего используются различные техники. Следующий шаг в управлении учебной деятельностью состоит в сообщении о количестве учебных занятий, необходимых для изучения новой темы, знакомство с вопросами и заданиями для самоконтроля учащихся и итогового контроля – все это осуществляется через оценочный лист, который получает каждый школьник на первых уроках изучения новой темы. Таким образом, на первом этапе осуществляется целеполагание и планирование совместной деятельности учителя и учащихся.

На втором этапе - организация, промежуточный контроль, анализ и регулирование деятельностью учащихся в процессе изучения ими учебного материала (в основе, безусловно, рефлексивное управление). Основное назначение контроля в управлении деятельности школьников состоит в обеспечении обратной связи, как положительной, так и отрицательной.

На третьем этапе - итоговый контроль и организация коррекции выявленных пробелов в знаниях или организация продвинутого движения в обучении учащихся математике.

Таким образом, технологическая карта является не только тематическим планом учителя для обучения школьников математической теме, но и обеспечивает условия учащемуся для планирования, организации своей учебной деятельности, контроля хода ее выполнения, анализа, оценки полученных результатов, коррекции выявленных пробелов в знаниях.

Пример разработанной мною технологической карты по теме алгебры “Неравенства” прилагается (Приложение 1).

Контроль и оценка достижений учащихся через оценочные листы

Проблема контроля знаний и оценки деятельности в развивающем обучении, да и вообще в обучении, имеет сложный многоаспектный характер. Во-первых, для того, чтобы управление учебным процессом было эффективным, необходима оперативная информация о качестве усвоения знаний. Такую информацию дает контроль (итоговый, промежуточный или пооперационный) – и он выполняет в этом смысле функцию обратной связи. Во-вторых, всякая правильно организованная деятельность состоит их трех частей: ориентировочной, исполнительской и контрольно-оценочной, и потому важнейшей задачей образования является научить школьников строить свою деятельность как полноценную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознаны и полостью проверены. При этом здесь имеется в виду контроль, осуществляемый самим учеником. Таким образом, контроль приобретает функцию обучения школьников приемам планирования собственных действий формирования у них потребности и привычки самоконтроля.

К оценочным листам я пришла не сразу… Но сегодня, когда введение оценочных листов осталось в прошлом, ни я, ни мои ученики, я так думаю, не сможем работать по другому.

Для учащихся оценочный лист является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. Пример оценочного листа по теме алгебры “Неравенства” прилагается (Приложение 2).

Большую роль в развитии ученика и познании математики имеет его самостоятельная деятельность над оценочным листом. Эту работу ученик выполняет дома, в течении изучения всей темы математики. А следовательно у него есть время не только найти метод решения предложенного контрольного задания, но и определить свой уровень знаний новых понятий, уровень овладения умениями и навыками, определенными целью и прописанными в оценочном листе.

На основе оценочных листов учащиеся ведут тетради самоконтроля, в которых фиксируется овладение ими знаниями и умениями, а в самом оценочном листе - самооценка своих достижений.

Разработанные в соответствии с содержанием технологической карты вопросы и задания для самоконтроля учащихся позволяют им осуществлять поурочный контроль своей учебно-познавательной деятельности. В сущности, самостоятельная работа школьников по разработанным вопросам и заданиям требует умения отбирать нужную информацию.

Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний и умений. Это сочетание или анализ результатов очевиден по листу результативности изучения данной темы. Пример листа результативности изучения темы алгебры “Неравенства” прилагается (Приложение 3).