Что тормозит процессы информатизации в управлении школой?

Разделы: Администрирование школы


Чем характерна современная система образования? Прежде всего, изменениями в формах и методах обучения (широкое внедрение ИКТ) и соответствующими новациями в организации и управлении, которые осуществляются на наших глазах. Применительно к рассматриваемой теме, можно отметить ряд тенденций. Вот некоторые из них:

  • Рост необходимости в актуальной, своевременной информации для управления. Подобная ситуация приводит к усилению роли информационной системы в организации, а также требует, чтобы информационная система была самой современной.
  • Изменение роли информации. Информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество. Осуществляется переход с бумажных носителей на интерактивные сети. Битва за информацию компьютерными сетями уже выиграна. Следующее поколение людей будет обращаться с сетями также свободно, как мы обращаемся с книгами и телефоном. Развиваются существующие и создаются новые информационные технологии. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения информационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования. Ответственность менеджера в области этих технологий — обладание техникой личной работы в информационной среде и умение принимать правильные стратегические решения по развитию информационных систем организаций. Нужно уметь управлять информацией и улучшать свое дело с помощью правильного ее использования для повышения эффективности работы и для повышения качества управления. Большинство преуспевающих организаций это делает с помощью автоматизированных информационных технологий.
  • Влияние информационных систем на организацию (изменение структуры организации под воздействием информационной системы, другое распределение власти в организации, формирование там иной политики и культуры, изменения в формализации, занятости, характере труда, возникновении потребности в обучении, и т.п.). Воздействие организации на информационную систему (место информационной системы в организационной структуре, владение данными, кто и как будет управлять информационной системой, как информационная система будет воздействовать на решения, и т.д.).

Все эти тенденции проявляются в различных процессах и формах. Кроме этого, эти тенденции приводят к формированию потребности в обучении. Причем не в дискретном, а постоянном, в течение всей жизни.

Итак, можно согласиться, что система управления образовательным учреждением меняется. Что меняется для общего менеджмента школы в связи с изменением информационной среды? На мой взгляд, можно указать ряд аспектов:

  • Приходится жить в условиях большей неопределенности, чем раньше.
  • В области стратегии приходится сталкиваться с трудностями. Раньше легче можно было представить грядущие изменения.
  • Необходимо создание сетей, объединение учреждений.
  • Необходимо осуществление изменений в организационных структурах.
  • Вследствие высокой скорости изменений, образовательное учреждение сталкивается с тем, что директор школы получает информацию, когда она уже устаревает. В результате принятие стратегических решений делегируется его заместителям. Как следствие, меняются требования к их подготовке, эти заместители по-другому взаимодействуют с информационной системой.
  • В результате роль директоров школ состоит не только в принятии “важных” решений, а, скорее, в создании информационной культуры образовательного учреждения.
  • Необходимо вкладывать деньги в развитие информационной среды учреждения.
  • Возникает задача об изменении стратегии развития школы в части ее взаимодействия с информационными технологиями.

Можно было продолжать перечисление изменений, происходящих в управлении образовательными учреждениями. Но уже очевидно, что школьная администрация должна постоянно учиться (то есть меняться) и принимать верные решения для проведения необходимых изменений в школе.

Но что реально происходит в большинстве школ?

Анализ существующей нормативно-правовой базы деятельности заместителей директора по информатизации показал, что она является недостаточно разработанной. Это проявляется в том, что зачастую данные заместители дублируют функции секретарей школ, которые являются некомпетентными в области информационных технологий.

Достаточно много современных исследований посвящено изучению вопросов, связанных с сущностью и принципами информатизации, в том числе и в образовательных учреждениях. Описаны различные модели использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Но, к сожалению, до сих пор многие заместители по информатизации не совсем понимают свою роль в системе управления образовательным учреждением.

Немного истории. В письме министра образования РФ № 01-51-088ин от 13.08.2002 “Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях” было сказано о том, что Министерство образования рекомендует государственным и муниципальным органам управления образованием рассмотреть вопрос о введении в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности заместителя директора по информатизации образовательного процесса в целях координации работ, связанных с использованием информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях. Министерство образования Российской Федерации рекомендовало привлекать на должность заместителя директора по информатизации образовательного процесса учителя информатики с предварительным повышением его квалификации по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

Во многих учреждениях такая ставка была введена. Необходимо сразу сделать оговорку, что называется эта должность в разных учреждениях по-разному: заместитель директора по информационным технологиям, заместитель директора по школьной информационной сети, заместитель директора по информатизации образовательного процесса… Вероятно предполагалось, что так называемая “игра слов”, существенно не изменит целей и содержания деятельности данных заместителей, ведь главной их целью должно все-таки стать развитие информатизационных процессов в школе.

Как часто бывает, с введением новой должности возникают трудности. Первая заключалась в подготовке таких специалистов: очень разнообразны их функции. Здесь необходимы специальные знания, как в области информационных технологий, так и в вопросах организации взаимодействия и управления всеми компонентами информационной среды.

Сейчас вопрос обучения таких специалистов решается. Вопрос информатизации образовательного процесса также изучается. В школах научились составлять программы информатизации и их выполнять даже в условиях плохого финансирования.

Но до сих пор вопрос о содержании деятельности данного работника остается открытым. Может быть, отсутствие единого названия должности сыграло свою роль. Ведь всем известно: “как вы яхту назовете, так она и поплывет”.

Но есть, конечно, и общие направления работы. Заместитель директора по ИКТ (ИТ, ШИС…) в образовательном учреждении отвечает за развитие процессов информатизации; обеспечивает информационный обмен между школой, Комитетом по образованию, районным отделом образования и научно-методическим центром с использованием новых информационных технологий; организует обучение педагогического коллектива в области информационных технологий. Подчеркну: именно организует обучение, а не обучает “за просто так” на личном энтузиазме. При этом обучение не надо путать с оказанием консультационной помощи в области ИТ. Оказание такой помощи коллегам (учителям и администрации) – одна из прямых обязанностей данных заместителей.

Введение должности заместителя директора по информационным технологиям - это организационный вопрос. Для нормальной работы данного заместителя в каждом образовательном учреждении должны быть разработаны функциональные обязанности, позволяющие определить конкретные элементы его правового статуса. К сожалению, во многих школах это чистая формальность: ни план работы, ни должностная инструкция не являются документами, регулирующими деятельность данного сотрудника.

Анализируя материалы различных конференций, посвященных вопросам информатизации управления школами, можно выделить ряд причин, которые стали тормозом в развитии информатизации управления:

  1. Убеждение некоторых директоров школ в том, данный заместитель – это нечто вроде инженерного работника, миссия которого сидеть за компьютером и выполнять работы, связанные исключительно с обработкой информации. При этом участвовать в процессе принятия решений, связанных с деятельностью образовательного учреждения, он не может. Принятие решений в школах происходит очень часто не на основе изучения информационных потоков, с которыми работает заместитель по информатизации, а на основе пожеланий руководства, которые не всегда владеют необходимой информацией.
  2. В большинстве образовательных учреждений происходит частичная автоматизация отдельных участков работы различными программными продуктами, часто несовместимыми между собой. Это приводит к дублированию информации и выполнению одной и той же работы несколько раз в различных программных средах.
  3. Низкий уровень квалификации многих секретарей и других заместителей директора школы, которые перекладывают свою работу на зама по информатизации. Но многие администраторы и не хотят проходить курсовое обучение работе на ПК либо потому, что имеют некий страх перед техникой вообще, либо понимают, что тогда им самим придется оформлять свою документацию.
  4. Недостаток административных компьютеров в образовательных учреждениях.
  5. Отсутствие комплексности приобретаемых компьютеров и периферийных устройств, что снижает эффективность их использования. Во многих школах нет внутришкольных сетей и всего 1-2 принтера. Оформленные документы сохраняются на дискетах, а дальше администратор находится в поиске работающего принтера и бумаги. Иногда на это уходит больше времени, чем на работу с документом.

Необходимо сделать замечание, что вышесказанное не относится ко всем без исключения школам. Во многих образовательных учреждениях директор ценит данного заместителя, который ведет серьезнейшую работу в своем направлении. Существуют школы, которым можно только по-хорошему завидовать и стремиться перенимать их опыт работы. Но очень хочется надеяться, что в остальных школах администрация поймет, а замы по информатизации своей работой докажут, что деятельность данного заместителя директора должна способствовать повышению эффективности управления, так как он является организатором и координатором процессов информатизации не только в отношении учебно-воспитательного процесса, но и непосредственно в самом управлении образовательным учреждением.