Интегрированный урок: информатика + английский язык по теме: "School in Your Life"

Разделы: Иностранные языки, Информатика


Тема урока: Технология метода проектов как связующее звено уроков информатики и английского языка: “School in Your Life”.

Цели урока: Исходя из задач курса информатики, научить учащихся, используя электронную таблицу, создать среду для обработки результатов анкетирования и построения графиков и диаграмм.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Метод работы: частично поисковый, репродуктивный (проблемный), интегрированный.

Форма работы: беседа, анкетирование, использование компьютера для реализации групповой работы учащихся.

Оборудование:

  • компьютеры R-Style Proxima Celeron-633, 12 мест;
  • программное обеспечение Windows, MS Excel.

По окончании урока учащиеся должны уметь:

  • заносить информацию в электронные таблицы Excel;
  • анализировать полученные данные и делать выводы;
  • строить графики и диаграммы;
  • написать резюме на английском языке, используя клише и полученные данные [1] .

Пояснительная записка

К началу работы над данным проектом учащиеся уже знакомы с операционной средой Windows и имеют навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word, а также имеют представление об основных приемах работы в электронной таблице Excel.

В процессе обработки числовых данных, полученных в результате анкетирования на уроке английского языка, учащиеся используют знания о работе Мастера функций и Мастера диаграмм в электронной таблице Excel [2]. Учащиеся имеют возможность освоить принцип работы электронной таблицы, имея дело не с абстрактными упражнениями из учебника, а при решении конкретной, интересной для них задачи.

Ход урока

Урок начинает учитель английского языка

Teacher (T) (to class): Good morning, boys and girls! Glad to see you here.

How are you?

Pupil (P)1,2,3, …: We are all fine.

T: What lessons do you have today?

P4: We have two lessons of English, two lessons of History and Physics.

T: Do you like these subjects?

P5: Of course, I do. But I like History very much.

P6: As for me, I like English.

P7: Tastes differ. I like Physics and Literature.

T: I know some pupils like mathematics, some not. Some pupils prefer chemistry to other subjects.

P8: I don’t have any preferences. I just like to go to school.

T: What is school for you? What does it mean for you?

P9: School teaches me moral values.

P10: School helps me make my own decision.

P11: School helps me to understand myself better.

P12: School makes me polite and well behaved.

P1: School introduces me to new scientific ideas and gives me an opportunity to explore them.

P2: School helps me to use my free time sensibly.

P3: School introduces me to different sorts of people.

P4: School develops good work habits.

P5: School gives me an opportunity to acquire some scientific knowledge.

P6: School helps me to believe in myself and in my abilities.

P7: School develops my talents.

P8: School teaches me about my country, its history, culture and its present-day place in the world.

T: Great! I see you have different opinions about the school. Let’s answer the questions of this table to see what you like or not at school.

Далее урок ведет учитель информатики

Каждый ученик заполняет созданную на предыдущих уроках таблицу исходными данными, числами “1” и “0”, которые соответствуют ответам учащихся “yes” и “no” при анкетировании.

Для выполнения расчетной части группа делится на две подгруппы: одна группа работает над таблицей “Like (number of pupils)”, вторая – “Don’t like (number of pupils)”. На основании полученных исходных данных вычисляются следующие производные величины:

  • “Total” – количество всех опрошенных учеников;
  • “Girls” – количество опрошенных девочек;
  • “Boys” – количество опрошенных мальчиков.

Затем строятся соответствующие диаграммы.

В текстовом редакторе Word каждый ученик создает на английском языке документ, включающий таблицу и диаграммы.

Алгоритм работы в электронных таблицах

1. Оформить таблицу следующим образом:

 

2. В диапазон ячеек C3:N3 вместо цифр ввести имена анкетируемых учащихся.

3. Ввести числовые данные в диапазон ячеек C4:N18.

4. Ввести формулу в ячейку O4: найти количества всех опрошенных учеников можно воспользовавшись автосуммированием (S – на стандартной панели).

5. Ввести формулу в ячейку P4: найти количества всех опрошенных девочек можно суммированием всех их ответов (Мастер функций ® Математические ® СУММ).

6. Ввести формулу в ячейку Q4: найти количества всех опрошенных мальчиков можно вычитанием – из общего количества опрошенных учеников вычесть количество опрошенных девочек.

7. Нет необходимости вводить формулы в каждую ячейку столбца, можно распространить уже введенную в ячейку формулу. Для этого выделить крайнюю ячейку с формулой, подвести указатель мыши к маркеру заполнения и распространить формулу вниз по столбцу, удерживая левую клавишу. В этом случае все ссылки и формулы смещаются одновременно со смещением самой формулы.

8. При построении диаграмм используем Мастер диаграмм. Так как исходные данные стоят в несмежных столбцах, для их выделения используем клавишу Ctrl.

В итоге получаются следующие таблицы и диаграммы (см. Приложение).

T: Now we see the nice result of our little research. Your homework is to write down a short summary of your findings, using the following as example:

summary –краткое изложение

findings – заключения, результаты especially - в основном

all the pupils – все учащиеся

a lot of – много

few(er) – мало, меньше

most of – большинство из

none (of) – никто из

half (of) – половина

like – нравиться

enjoy – нравиться

be interested in – интересоваться

display (no) interest about/in –показывать интерес

be keen on – увлекаться чем-либо

whereas – тогда как

be popular with/among- быть популярным среди

as…as…- также как

equally popular with - одинаково популярны среди

come to the conclusion - прийти к заключению

At our English lesson I interviewed my classmates about their reading preferences and here is a summary of the findings.

All the pupils interviewed enjoy reading adventure books. Most of them, especially boys, like science fiction. A lot of girls are interested in books on religion, whereas boys display no interest about them. Thrillers, history and sports are as popular with the boys as adventure and science fiction. Fewer boys and none of the girls read books on business. The girls aren’t keen on sport books either. No boys display interest in romance novels, modern novels, classics, humor, gardening, travel or education. Romance novels, thrillers, history, modern novels, humor, gardening, travel and education are equally popular with the girls. So we can come to the conclusion that adventure books are among the favourites in the group.

На следующий урок информатики учащиеся берут свои выводы, проверенные учителем английского языка. В текстовом редакторе Word создают на английском языке документ, включающий текст, таблицу и диаграммы.

Выводы

Современные информационные технологии становятся доступными для использования учителем английского языка в сотрудничестве с учителем информатики, то есть реализуется так называемая модель “двух учителей”. В ней информационная технология, которая будет применяться на уроках английского языка, изучается на уроках информатики, но с участием двух учителей – английского языка и информатики. При этом основным является учитель информатики, а учитель английского языка обучается применению компьютера в условиях, когда рядом с ним коллега, – квалифицированный специалист в области информатики. После этого данная технология применяется на уроке английского языка, и ведущую роль уже играет учитель английского языка, а учитель информатики изучает возможности применения информационной компьютерной технологии на уроке английского языка. Такой вид работы может применяться учащимися при написании учебных исследовательских работ на английском языке, а также для обработки данных любого вида анкетирования.

Литература

  1. Богородицкая В.Н., Хрусталева Л.В. Учебник английского языка: Для VШ класса школ с углубл.изуч.англ.яз., лицеев, гимназий, колледжей. 5-е издание – М.:2003 с.: илл
  2. Симонович С.В. и др. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком–Пресс, 2000.– 480 с.