Урок восприятия – путь к искусству

Разделы: МХК и ИЗО


"Посмотрите, как это красиво!" - эмоционально, восторженно восклицает учитель, показывая очередной пейзаж. Все ли дети с этим согласятся или скорее, наоборот, высокий, патетический тон вызовет совершенно обратную реакцию. Должно ли вообще нравиться ребенку то, что нравится учителю. Урок восприятия - урок общения с художественным произведением. Каким должен быть этот урок?

Урок восприятия в курсе изобразительного искусства (по Л. Масловой) - "Эффективнейшая школа во-себя-приятия мира".

В основу уроков восприятия должны лечь законы развития искусства, например, как в математике - выделены элементарные законы, которые и являются предметом в школе. Но искусство - особый вид человеческой деятельности, который развивается по своим специфическим законам; в искусстве нет четкости, однозначности, единства мнений, закономерности искусства в целом сегодня не изучает ни одна наука, поэтому пока еще не выделен элементарный школьный уровень изучения искусства. Для учителя существует некая свобода выбора, по какому пути пойти: эмоциональность, чувственность, интонационность восприятия (но, смогу ли преодолеть критичность подростка) или законы, правила, приемы, схемы (тогда, где во-себя-приятие).

Можно ли понимать, принимать искусство без знаний закономерностей, правил, приемов композиции, средств выразительности? Многие великие художники высказывали схожие мысли "... что искусство - универсальный язык общения, понятный каждому..." (И.С. Бах). Значит, достаточно быть хорошим наблюдателем, зрителем, слушателем для понимания искусства?

Выразительно рисовать могут многие, но далеко не все становятся Художниками. Художник- это не только умение рисовать, это дар видеть то, что не увидели, не заметили другие, это "внутреннее созерцание", у Музыканта - "внутренний слух", у Писателя - "внутренний голос". Я думаю, все-таки, как не каждый рисующий становится настоящим художником, так и не каждый человек - Зритель. Быть Зрителем - это дар, высокая Простота, экологичность сознания - что сейчас нам совершенно не свойственно. Рядовому зрителю нужна база, нужно приложить усилия, для того, чтобы получить удовлетворение от общения с искусством.

Чтобы писать сочинение, читать и любить литературу, надо сначала выучить буквы, научиться читать и писать, чтобы общаться с иностранцем - мы учим его язык. Как мы будем понимать искусство, если не знаем азы, правила, приемы построения рисунка, живописного, музыкального произведения. Чтобы понимать - надо знать как минимум азбуку. Урок изобразительного искусства - это и есть урок для изучения азбуки искусства.

“Художественная неграмотность” учащихся не позволяет им понимать основы деятельности того или иного художника, вступать в диалог с культурой на ее языке, языке изобразительных средств. Слабые умения учащихся не позволяют им в полной мере реализовать свои замыслы, создавая свои работы. Отсюда, основное содержание уроков по восприятию искусства: смысл и технология: “Как сделано то, чем мы восхищаемся?” и “Почему, зачем оно сделано так, а не иначе?”.

Для того, чтобы разработать такой урок, необходимы следующие условия:

  1. Творческий подход к планированию.
  2. Вариативность урока.
  3. Продуманный подбор наглядности, ТСО.
  4. "Запланированная импровизация" (на любом этапе урока быть готовым говорить о художественном произведении).

Учитывая адаптивную модель нашей школы, в основе которой лежит "Школа адаптирующей педагогики Е.А.Ямбурга, Б.А.Бройде, я делю уроки восприятия на несколько уровней. Выбор уровня урока зависит от класса, настроения, эмоционального настроя учащихся, целей и задач урока.

Урок восприятия первого уровня "композиционный скелет", задачи урока: изучение законов, правил, приемов композиции, формирование умения анализировать; сравнение личного опыта и научной информации.

Работа над художественным произведением построена по следующей схеме:

  • название работы, ФИО художника;
  • вид, жанр произведения;
  • сюжет картины;
  • выделение композиционного центра;
  • целостность - главное и детали;
  • закономерности построения;
  • приемы: цвет, контрасты, ритм, динамика, статика и т.д;
  • данные по произведению: материал, величина, музей;
  • зарисовка композиционной схемы.

Урок восприятия второго уровня “эстетствующий анализ” – первый шаг к диалогу, задачи урока: формирование умения анализировать, развитие наблюдательности, кругозора, образного мышления.

Схема:

  • автор, название работы, как вариант- ваше название;
  • какие чувства, мысли вызывает работа, нравится ли работа;
  • сюжет картины: событие, явление, рассказать о картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление;
  • зрительный центр картины (место, наиболее четко и ярко выражающие смысл художественного произведения), что хотел сказать автор своей картиной, зачем он ее написал;
  • изобразительно-выразительные средства художника, выражающие его идею, переживания; что сделал автор для того, чтобы мы поняли его идею;
  • особенности композиции, колорита, средства автора;
  • личностное отношение педагога;
  • отношение, впечатление детей после обсуждения работы;
  • ассоциации с другими произведениями;
  • творческое задание.

Урок восприятия третьего уровня "Глубокое проникновение" (по Л. Масловой), задачи урока: мотивация к глубокому изучению предмета, развитие творческого, художественно-образного мышления, умение ставить вопросы, сопричастность, диалог.

Схема:

  • нахождение контрастов и сопоставлений в произведении. Остановка внимания ребенка: что необыкновенного в этом произведении, что удивляет, шокирует, что непривычно? Прием автора - контраст или сопоставление? Зачем?
  • интонационное прочувствование, "логика сцепления эмоции". Почувствовать эмоции, интонацию автора. Метод "вхождения в картину", "ассоциации".
  • "развеществление символики", осмысление рациональных приемов автора, нахождение символов, знаков, загадок: есть ли в произведении приметы, символы? Что напоминают? Зачем использует их автор?
  • отделение интонации автора от интонации героев: автор говорит о себе или смотрит на мир со стороны? Отношение автора к герою? Активизация мышления и воображения.
  • выработка собственного отношения: на основе внутреннего спора с автором, с одноклассниками, учителем (оценка явления, а не произведения).
  • возникновение диалога.
  • глубокая интеграция: музыки, литературы (творческие задания, мини-сочинения).

Разный уровень восприятия соответствует разным задачам урока. Деление на уровни целесообразно в среднем звене, в начальных классах - приемлем третий уровень восприятия.

Варианты творческих заданий для уроков восприятия.

1. Сравнительное описание произведений одного стиля, одной эпохи (архитектура + одежда + живопись + культура + музыка), как вариант: при изучении архитектуры одного стиля задания детям: придумать одежду, украшения в этом стиле.

2. Задания на ассоциации: для кого данный интерьер; несколько натюрмортов - на кого из артистов похожи; соответствие произведений: картины, танца, литературы, музыки; параллели между схожими по сюжету работами разных эпох, авторов.

3. Портрет автора.

4. Свободная фантазия о смысле.

5. Проектирование зданий в определенных стилях.

6. Вербализация увиденного:

  • посмотреть репродукцию, затем убрать;
  • составить перечень предметов на картине, сравнить;
  • охарактеризовать эмоции, сравнить;
  • составить цветовую гамму, сравнить.

7. Активность ученика повышает ценность осваиваемого учебного материала.

"Вживание в картину": учащиеся вселяются в изучаемый объект.

Варианты:

  • описание в соответствии с органами чувств (обоняние, осязание, слух, вкус);
  • ответы от лица персонажа, предмета картин;
  • диалоги среди персонажей, предметов;
  • один день из жизни героев картины;
  • ассоциации со знакомыми и т.д;
  • обыгрывание сюжета (сценки, живая картина).

8. Ключевые вопросы: кто, что, зачем, где, как, когда.

Варианты:

  • каждый ряд, творческая группа, каждый ученик работает над своим рассказом по картине;
  • каждый ученик готовит ответ на свой вопрос, временно не зная о том, что сочиняют другие.

9. Словесное рисование, мини- сочинения.

Восприятие художественного произведения (по статье А.Мелик-Пашаева).

Мы воспринимаем и оцениваем художественное произведение так, словно – это факты и события повседневной жизни или их прямое отражение. Нас в первую очередь интересует, похоже ли изображены объекты, “бывает ли так в жизни”, для нас “хорошо нарисовать” - значит нарисовать похоже или нарисовать хорошего человека, книга или фильм кажутся плохими, если герой оказался непорядочным или события пришли к развязке, огорчительной с житейской точки зрения.

Словно и не существует автора, который в картине воплотил свой замысел и создал для этого особую художественную форму. Тот, кто эту художественную форму игнорирует, никогда не поймет, ради чего создавал автор свое произведение.

Очень многие люди в своем отношении к искусству остаются “наивными реалистами” до конца дней.

Что же должен видеть и ценить в художественном произведении развитый читатель, зритель, слушатель?

Это – господствующее чувство или гамма чувств, воплощенных в произведении. Речь идет о чувствах осмысленных (как бы идеях-чувствах) и не случайных и чисто личных, а о таких, которые имеют общечеловеческий характер, потенциально доступны каждому. Поэтому, встречаясь с ними в произведении искусства, каждый может ощутить их отзвук в себе самом, или даже открыть для себя прежде неведомые грани собственного существа, своего отношения к миру. Постигнуть содержание картины может только тот, кто способен воспринимать ее наглядную форму, как насквозь содержательную, выявляющую идеи – чувства автора:

  • Какие стороны внешнего мира отображены художником?
  • Как и почему преобразованы?
  • Каким художественным материалом он работал?
  • Каково колористическое решение и все прочие элементы изображения, вплоть до характера мазка и штриха?

Все это имеет содержательное значение: ведь “идеей” пропитаны все слои хорошей картины, и лишь благодаря этому идея как бы проступает на видимой поверхности холста, “невидимое” делается “видимым”. Зритель должен возвысится от непосредственного созерцания картины к переживанию ее идеи. Зритель начинает видеть “по другую сторону” мира, созданного на полотне, живого творца этого мира – автора, как неповторимую индивидуальность, как выразителя мироощущения, идеалов, ценностей своей эпохи, народа. Картина становится прозрачным посредником в их общении, окном в мир общечеловеческой духовной культуры.

Примерная модель развития художественного восприятия.

Пример по картине П.Брейгеля “Крестьянский танец”.

Вопросы:

  1. Как бы вы назвали эту картину? (Название может совпадать или не совпадать с авторским, можно предложить несколько названий).
  2. Нравится вам картина или нет? (Возможен неоднозначный ответ)
  3. Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление.
  4. Какие чувства, настроения вызывает у вас эта картина.
  5. Что по вашему мнению автор хотел сказать этой картиной, какова ее главная мысль, зачем он ее написал?
  6. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
  7. Не хотите ли добавить или изменить что-то в вашем ответе на первый вопрос?
  8. Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталась ли ваша оценка прежней или изменилась?

Несколько слов о картине: она, как и другие произведения Брейгеля заставляет говорить о двойственной позиции автора, о зловещей карнавальности его мира, об элементах гротеска, кукольности, механистичности, которые он неспроста вносит в изображения людей и событий, маскируя внешней забавностью более глубокий, суровый и нерадостный пласт своего мироощущения.

Варианты ответов на вопросы разных групп людей:

Вопрос 1: как бы вы назвали эту картину?

Посмотреть на репродукцию и записать название.

“Страшный танец”, “Веселое безумие”, “Страшный праздник” - отражают двойственность картины, человек сразу уловил суть произведения.

“Сельский праздник”, “Праздничный день” - отражают сюжетную сторону картины; но это еще не означает, что человек не чувствует идею картины.

Вопрос 2: откровенно высказать любую оценку картины.

Вопрос 3: рассказать о картине. Смысл этого задания – выявить, что сам рассказчик считает основным в картине, что для него означает “иметь представление о картине”. Вопрос заставляет его вплотную рассмотреть картину.

Пример-1: Яркая передача эмоциональной атмосферы картины, иногда в ущерб конкретному описанию:

“Выходной. Ремесленники гуляют. Радость буйная, но с натуги. Люди, еще не научившиеся радости, или разучившиеся… Смотреть на все это достаточно неприятно. Самое главное – две крошечные фигурки на переднем плане: нянюшка и страшненькая девочка. Одна другую учит, как приноровиться к этой жизни. Нянюшке тоже кажется, что это и есть радость, и в этом ее спасение”.

“Ощущение жутковатого праздника. Пир во время чумы, что ли. Грубый праздник, выражающий грубую природу. Динамика удивительная, мощная! На танец спешат – аж бегом! Вроде общность какая-то, а на самом деле каждый - за себя…”.

Пример-2: Более методичное и зоркое описание изображенных объектов:

“На переднем плане изображены пляшущие крестьяне. У забора стоят несколько кувшинов и хлеб. За столом сидят пьяные мужчины, разгоряченные, жестикулируют и т.д.”

Пример-3: эпоха, место действия, социальное положение людей, колорит, композиция: подробное и чисто “объективное” описание, не включающее эмоционально-оценочного отношения зрителя, заставляет предположить, что идея картины им не схватывается, или не осознается, как нечто существенное.

Вопрос 4: заставляет зрителя переключить внимание от картины на собственный внутренний мир, прислушаться к себе.

Какие чувства, настроения вызывает у вас эта картина?

Интересно, что именно обращая внимание внутрь себя, многие начинают более пристально и осмысленно вглядываться в картину, начинают замечать эмоциональную выразительность картины в целом, и ее фрагментов.

Пример: “Какое настроение? Радости не видно. Ни одной улыбки, абсолютно ни у кого! Напряженность общая. Эти простертые руки, вопрошающие. А в общем-то люди страшные! Оказывается, есть те, кто не включен в пляску! Их много, толпа! Занимаются весельем, а веселья нет. Азарт с пьяной хмурью. По настроению – конец чего-то. Праздником это не назовешь”.

Многие продолжают принимать внешнюю сторону изображения за истинное содержание картины и говорят, что она вызывает чувство веселья, беззаботности, изображает заслуженный отдых тружеников и т.д.

Вопрос 5: что автор “хотел сказать” этой картиной? Принудительно вводит автора в сознание зрителя. Мир картины – не просто частица бесконечного объективного мира, а особый мир, “мир человека”, выражающий отношение художника к общему для всех бытию, его систему ценностей, его точку зрения. Поняв это, зритель приобретает свободу по отношению к миру картины, он осознает себя, как отличное от автора существо, имеющее право на собственную оценку бытия, вступает с автором в диалог, основанный с одной стороны на письменном понимании автора, с другой – на осознании собственной позиции, отличной, иногда противоречащей авторской”.

Примеры ответов: “Он хотел сказать, что человеком все-таки хорошо быть. И даже таким некрасивым, обычным, смешным, и страшным – всяким… Но я… в жизни никогда в таком празднике не участвовала и не могла бы вполне отдаться такому”

“Когда смотришь на людей, нарисованных Брейгелем, себя человеком не чувствуешь. Хочешь думать, что это не мы, это другой мир, мы не такие. Они совсем другие, страшные. И все как будто слепые. Но они также веселятся там, у себя, как мы у себя. Так же пьют и танцуют, целуются и поют, поэтому постепенно устанавливаешь тождество между собой и ими и понимаешь, что им весело. Но никакого веселья ко мне от этого не приходит. Главное здесь, пожалуй, не радость, а зримость и незатейливость всех развлечений: любовь, вино, танцы, скоморохи, ребенок – большего ждать от жизни нечего. Исчерпанность всех надежд, рождаемых праздником”.

“Художник хотел показать быт средневековой деревни” - зритель не уловил идею автора, только внешнюю сторону картины (через что выразил автор свою идею).

Вопрос 6: способность дать конкретный содержательный анализ “языка” картины – надежное свидетельство развитого эстетического восприятия. Двойственность своего впечатления – двойственность в изображении: кажется реалистичной и простой, но вглядываясь замечаешь гротескность силуэтов и лиц, нелепость, противоестественность поз, масштабов фигур; контрасты, ритм.

Вопрос 7: новое название картины.

Вопрос 8: картина “Крестьянский танец” у многих вызывает первоначально отрицательную реакцию и оценивается, как неудачная. Но в ходе беседы, надо вывести человека на два утверждения:

“Мне не нравится эта картина” (неверное суждение)

“Мне не нравится модель мира, которую предлагает автор, я не согласна с такой оценкой жизни и людей, не хочу, чтобы мир картины был действительным миром; я не согласен жить в таком мире”

Вызываемое картиной сложное чувство – это следствие намерения автора, выражение его отношения к жизни. “Нерадостность”, чувство неудовлетворения – таково возможно намерение автора, а не неудача или недостаток картины.

Зритель должен осознать эту разницу: прежний критический настрой сменяется высокой оценкой картины и таланта художника, сумевшего так выразительно воплотить свой замысел.

Воспринимая авторскую модель мира – зритель ее соотносит со своей системой ценностей, со своим представлением о жизни. И либо принимает “мир автора”, как совпадающий с его оценками и идеалами, либо перестраивается сам, попадая под влияние художника, либо отвергает его, как неприемлемый для себя.

Во всех случаях человек совершает важную внутреннюю работу: формирует свой эстетический идеал.

Характеристика развитого художественного восприятия:

Зритель возвышается от непосредственного восприятия картины к осознанному переживанию ее идеи, а описывая картину, ищет, прежде всего, словесные эквиваленты ее идеи.

  1. Зритель чуток к эмоциональной выразительности “чувственного слоя” произведения искусства, понимает его содержательное значение, стремясь обосновать свою трактовку картины, он ищет аргументы в системе созданных художником образов, конкретных изобразительных средств им примененных.
  2. Он сознает, что восприятие картины – это “общение” с ее автором, что идея картины – это результат целеустремленной деятельности художника, выражение его позиции, его оценки бытия, которую он сам может принять или не принять, в любом случае отдавать должное таланту и мастерству художника.

Чуткость к основному настроению картины, понимание того, какими конкретно средствами оно передается, оценка авторской позиции, выраженной в произведении – неотъемлемые признаки восприятия любого искусства.

Литература:

Л.П.Маслова “Педагогика искусства”, статьи А.Мелик-Пашаева, статьи учителей.