Развитие коммуникативной компетенции учащихся в чтении

Разделы: Иностранные языки


Общеизвестно, что в жизни человека чтение занимает значительное место. Оно не только обогащает человека, но и позволяет ему глубже понять окружающий мир. Особенно велика его роль в наши дни, так именно чтение обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности. Обучение чтению преследует не только познавательные и развивающие, учебные и воспитательные задачи, но и способствует расширению образовательного уровня учащихся.

Овладев чтением, учащиеся знакомятся с культурой, историей, научными достижениями народа, язык которого они изучают.

Чтение на иностранном языке – это не только цель, но и могучее средство обучения иностранному языку. При чтении закрепляются многие грамматические явления, вырабатывается чувство языка, закрепляются фонетические навыки, а все это благоприятно сказывается на овладении устной речью.

Воспитательное значение состоит в том, что чтение пробуждает мысль, развивает воображение, наблюдательность, память, укрепляет волю.

К основным механизмам чтения относятся языковая догадка и антипация, они постоянно должны быть в поле зрения. При этом повышается их уровень сложности: догадка по контексту, по составу слова, по ассоциации, по аналогии; антиципация – содержание текста по его началу, по заглавию, предвидение финала событий, структуры абзаца и всего текста.

Как же эффективнее развивать умение читать?

Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то я стараюсь сделать так, чтобы учащиеся овладели тремя видами чтения:

а) чтением с пониманием основного содержания читаемого (ознакомительное чтение);
б) чтение с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение);
в) чтение с извлечением нужной (выборочной) информации (просмотровое чтение).

Проблемой обучения чтению является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними. В новых условиях обучения иностранным языкам больше внимания уделяется устной речи, общению на изучаемом языке. Поэтому обучение чтению подчиняется формированию этих навыков. Чтение я рассматриваю как самостоятельный вид деятельности, где особое место занимает чтение “про себя” с целью извлечения основной информации из читаемых текстов. При отборе текстов учитываю,, прежде всего возрастные особенности, интерес и потребности учащихся. Не менее важным при этом является само содержание текстов, новизна и практическая значимость имеющейся в них информации.

При работе над текстами все сопутствующие чтению языковые и технические трудности не должны препятствовать течению этого процесса. Я помогаю ученикам справиться с ними, создаю условия для их полного и частичного снятия. Приступая к чтению текста, напоминаю им, что

а) чтение - это не перевод;
б) не обязательно знать каждое слово, чтобы понять текст.

Чтобы четко скоординировать работу учащихся я предлагаю им следующую инструкцию:

1. Прочитайте заголовок и попытайтесь определить по нему основную мысль текста.

2. Внимательно изучите до- или после-текстовые задания, которые помогли бы вам понять содержание.

3. Прочитайте бегло весь текст, не обращая внимания на незнакомые слова и другие языковые трудности. Постарайтесь представить себе его общее содержание.

4. Прочитайте текст еще раз, не прибегая к словарю в поисках значения каждого незнакомого слова. Постарайтесь догадаться о его значении по контексту или (если это возможно) по правилам словообразования.

5. Обращайтесь к словарю только в том случае, когда незнакомое слово мешает вам понять общий смысл текста.

6. Мысленно представьте себе общее содержание прочитанного текста. Выделите для себя ту информацию, которую вы извлекли в процессе чтения.

7. Обратите внимание на трудные места и незнакомые слова в тексте и постарайтесь установить, имели ли они принципиальное значение для общего понимания его смысла.

Для более эффективной работы с текстами использую на уроке упражнения, которые можно разделить условно на три группы.

1. Содержательная идентификация.

Это упражнения, в которых учащийся должен установить сходство высказываний с другими в содержательном плане, т.е. идентифицировать их. С интересом выполняют учащиеся следующие задания к этим упражнениям:

а) найдите в прочитанном рассказе предложения, сходные по содержанию с данными;
б) определите, соответствуют ли данные предложения (высказывания, мысли) содержанию текста;
в) какие из данных предложений отражают мысль данного рассказа;
г) определите, из какого высказывания взяты следующие предложения;
д) идентичны ли следующие два высказывания по содержанию.

Цель этого упражнения – развитие различных механизмов: смысловой догадки, содержательной антиципации, восприятия – сличения – узнавания. Постоянное обращение к прочитанному, многократное его просматривание при выполнении различных заданий развивает и совершенствует умение читать, способствует непроизвольному запоминанию материала. Характерной особенностью содержательной идентификации является то, что это не только обучающее, но и контролирующее упражнение, где контроль не прямой, а косвенный.

2. Содержательный поиск.

Основная задача этих упражнений заключается в том, чтобы развивать механизм логического понимания. Действия, которые совершает учащийся при выполнении этих упражнений, названы “поиском”, поскольку, он действительно ищет в прочитанном то, что требуется в задании. Если учащийся не понял основных мыслей текста, поиск не состоится.

Это упражнение может выполнять контролирующие функции. Примерные задания, которые я предлагаю учащимся:

а) найдите в прочитанном рассказе предложения, подтверждающие …;
б) найдите то, что описывает (характеризует) …..;
в) найдите причины того, что ….
г) найдите ответы на следующие вопросы …..;
д) найдите предложения, которые уточняют следующие высказывания ...;
е) найдите проблемы, которые волнуют ….

3. Смысловой выбор.

К нему относятся упражнения, выполняемые со следующими заданиями:
а) выберите подходящее для этого рассказа заглавие (из данных);
б) выберите правильный по смыслу ответ (из предложенных ответов);
в) выберите из каждого абзаца по одному предложению, передающего его смысл;
г) выберите цитату, которая лучше всего характеризует главного героя.

Правильно выполненное упражнение свидетельствует о том, что учащийся понял прочитанное на уровне смысла. Такие упражнения развивают механизм логического понимания, попутно они развивают смысловую догадку, совершенствуют скорость чтения.

В 9 классе при чтении текста Урзулы Вельфель (ознакомительное чтение) предлагаю учащимся следующие задания: (текст прилагается – Приложение 1)

1. Выберите наиболее удачный заголовок для прочитанного рассказа.

а) Die Kinder suchen Hannes.
b) Hannes fehlt.
c) Hannes` Sommersprossen.

2. Оцените рассказ в целом, выбрав правильный вариант.

а) eine schreckliche Geschichte;
b) eine phantastische Geschichte;
c) eine lehrreiche Geschichte;
d) eine tragische Geschichte.

3. Чему посвящен рассказ? Diese Geschichte ist uber ….
a) einen Schulausflug; b) das Schulleben;

c) die Gleichgultigkeit der Mitschuler.

4. Закончите предложение в соответствии с содержанием, выбрав правильный вариант.

Aber keiner wusste etwas. Sie sagten: “ ______________”

a) Er angelt, vielleicht, am Fluss.
b) Den haben wir gar nicht gesehen.
c) Der kommt noch.

5. Объясните причину, выбрав правильный ответ.

Warum hat niemand bemerkt, dass Hannes fehlt.

a) Niemand hat ihn gesehen.
b) Er hatte keine Freunde in der Klasse.
c) Seine Mitschuler hatten ihn nicht gern.

6. Выберите пословицу, которая наиболее точно передает идею автора.

a) Ende gut, alles gut.
b) Erst die Arbeit, dann das Spiel.
c) Aus dem Auge, aus dem Sinn.

Для проверки умений в чтении с полным пониманием (изучающее чтение) предлагаю учащимся 8 класса текст “Das kleinste deutschsprechende Land” и следующие задания к нему

(текст прилагается – Приложение 2)

1. Выстройте данные предложения в последовательности, соответствующей тексту.

1) Liechtestein ist Gebirgsland mit einer malerischen Landschaft.

2) Es ist nur 158 qkm gross.

3) Wirtschaftlich ist Liechtenstein sehr eng mit der Schweiz verbunden.

4) Das kleinste deutschsprechende Land ist Liechtebstein.

5) Die ersten Briefmarken in Liechtenstein wurden in 1912 herausgegeben.

6) Briefmarkensammler kennen sehr gut den Namen dieses Landes,

Briefmarken aus Liechtenstein sind eine Seltenheit.

2. Найдите в тексте немецкие эквиваленты к следующим русским предложениям.

1) Его столица называется Вадуц.

2) Лихтенштейн – это горная страна с живописным ландшафтом.

3) Коллекционеры марок знают очень хорошо название этой страны – - почтовые марки из Лихтенштейна очень охотно приобретают филателисты – они редкость.

4) На почтовых марках изображены прекрасные ландшафты и некоторые интересные эпизоды из истории этой маленькой страны.

3. Переведите на русский язык следующие предложения из текста.

1) Dieses Miniaturland liegt zwischen der Schweiz und Osterreich, am

Oberlauf des Rheins

2) Viele Philatelisten traumen davon, Briefmarken aus Liechtenstein in ihre Sammlung zu bekommen.

4. Выберите верный вариант перевода предложения.

An dieser Arbeit nahmen damals und nehmen auch jetzt bekannte Kunztler teil.

1) Эта работа привлекает многих коллекционеров.

2) В этой работе принимали участие тогда и принимают сейчас известные художники.

3) Известных художников привлекала работа по созданию марок.

Удается на уроке просмотровое чтение, когда учащимся необходимо извлечь нужную информацию. Для этого предлагаю учащимся различного рода объявления, рекламу, программу телепередач, сводку погоды и т.д.

Успешно выполняют учащиеся следующие задания:

1. Ознакомься с программой передач германского телеканала

“Bayern 3” и определи:

а) время, когда можно посмотреть передачу о животных;
б) время, когда начинается американский фильм-сказка;
в) время, когда можно посмотреть рождественскую передачу;
г) время, когда показывают выступление фигуристов;
д) название передачи об искусстве; переведи его на русский язык.

MO 25. Dezember

10.00 Botschaft der Bilder

11.00 So weit die Fusse tragen (1)*

6teil. TV-Film von Fritz

Umgelter*Mit Heinz Weiss

Legendare Fluchtgeschichte

12.25 Mozart aus Salzburg

Galakonzert aus der Reitschule

14.00 Die himmliche Liegerstatt *

Weinachtsgeschichte aus dem

Bay. Wald

14.15 Elliot – Das Schmunzelmonster * US-Spielfilm, 1977 (105

Min.) Mit Hellen Reddy, Jim Dale

2teil. TV-Film *Mit Burt

Lancaster, Charles Dance *Regie

Tony Richardson (Teil 2: 26.12.,

19.00 Uhr)

20.30 Tiere am Wasser

21.00 Rundschau

21.15 Die grossen Epochen der

europaischen Kunst * Barock

22.10 Die zwei Leben des Mattia

Pascal (1)

2teil. TV_Film * Mit

Marcello Mastroianni * Regie:

M. Monicelli (Teil 2: 26.12.,22.15

* Regie: Don Chaffey.Ein Drache und ein Waisenjunge erleben aufregende Abenteuer Uhr) Geschichte eines Totgeglaubten
23.45 – 1.15 Im Zeichen des Bosen*
16.00 Alles singt US-Spielfilm, 1958 (90 Min.) *
17.05 Vr.Garechs Koch Mit Charlton Heston, Janet
17.50 Sport`91 *Eiskunstlauf Leigh, Orson Welles u.a. Regie:
18.45 Rundschau Orson Welles * Ein Polizei-Captain
19.00 Das Phantom der Oper (1) * handelt ungezetzlich

2. Просмотри опубликованную в журнале “Der Spiegel” рекламу нового лекарственного средства “Thomapyrin C”

Klare Sache, klarer Kopf

Thomapyrin C Schmerztabletten helfen bei leichten und auch bei mittelstarken Kopfschmerzen. Die bewahrten und niedrig dosierten Wirkstoffe der Brausetablette gelangen vollkommen gelost in den Magen und sorgen so fur schnelle, zufverlassife Schmerzbefreiung. Der hohe Vitamin- C-Anteil starkt korpereigenen Abwehrkrafte.

Die Kombination dieser Substanzen macht Thomapyrin C zu einem hochwirksamen und zugleich gut vertraglichen Praparat. Ihr Apotheker gibt Ihnen gerne weitere Informationen.

THOMAPYRIN C BRAUSETABLETTEN

Sprudelnd gegen Kopfschmerzen

Mit viel Vitamin C

и определи:

1) от каких болей помогают избавиться эти таблетки:

а) от зубных болей;
б) от головных болей;
в) от болей в желудке.

2) что делает данный препарат более эффективным:

а) большая дозировка;
б) наличие витамина А;
в) наличие витамина С.

3) где можно получить дополнительную информацию об этом лекарстве:

а) на фармацевтической фабрике;
б) в аптеке;
в) в справочном бюро.

Основное назначение текста в том, что работа над ним дает ученику возможность расширить уже имеющиеся у него знания в той или иной области, т.е. текст выполняет две основные функции: познавательную и воспитательную.

Чтение, ориентированное на страну изучаемого языка, способствует созданию условий не только для активизации познавательной деятельности, но и для воспитания таких качеств, как чувство уважения к чужой культуре, развивая при этом чувство гордости и любви к своей собственной.

С большим интересом работают учащиеся на уроках, где говорим мы о традициях и обычаях немецкого народа. В 8 классе при изучении темы “Martinstag” я предлагаю учащимся для чтения легенду о святом Мартине “Sankt Martin und der Bettler (nacherzaelt von Juergen Bauermann)

и использую следующие задания:

An einem bitterkalten Winterabend ritt Martin auf seinem schoenen weissen Pferd nach Hause. Da trat ihm am Stadttor ein Bettler entgegen, der schrecklich fror. Der Bettler hatte keinen Mantel und kein Hemd, keine Struempfe und keine Schuhe. Der Bettler streckte dem Reiter die Haende entgegen. Martin wollte dem Bettler Geld geben, aber er hatte keine einzige muenze dabei. Da griff Martin sogleich nach seinem warmen Mantel, holte sein Schwert heraus und teilte den grossen schoenen mantel in der Mitte durch. Eine haelfte gab er dem Bettler. Der wickelte sich in das Manteltuch ein. Da wurde es ihm ganz warm. Der Bettler war nun sehr froh und dankte Martin.

Als Martin an diesem Abend eingeschlafen war, hatte er einen Traum: Er sah Christus. Christus war genau mit dem Mantelstueck bekleidet, das Martin am Abend verschenkt hatte. Da ging Martin am naechsten Tag hin und liess sich taufen.

1. Как вы думаете о чем идет речь в тексте, если судить по названию?

2. Найдите в тексте сложные слова и определите из каких слов состоят они. (Manteltuch, Stadttor, bitterkalt, Winterabend…..)

3. Найдите в предложениях сказуемое и назовите неопределенную форму (повторяется претеритум слабых и сильных глаголов).

(ritt – reiten, gab – geben, trat entgegen – entgegentreten usw.)

Эти задания помогают учащимся снять лексические и грамматические трудности, встречающиеся в тексте.

Для проверки понимания текста предлагаю учащимся следующие виды заданий:

1. Найдите в тексте немецкие эквиваленты к следующим русским предложениям.

a) Вдруг у городских ворот вышел ему навстречу нищий.
в) Нищий был очень рад и поблагодарил Мартина.
с) Когда Мартин заснул, ему приснился сон и т.д.

2. Выстройте данные предложения в последовательности, соответствующей тексту.

а) Der Bettler war nun sehr froh und dankte Martin.
b) Da trat ihm am Stadttor ein Bettler entgegen, der schrecklich fror.
c) Als Martin an diesem Abend eingeschlafen war, hatte er einen Traum
d) Der Bettler streckte dem Reiter die Haende entgegen.

3. Ответьте на следующие вопросы:

a) Wie sah der Bettler aus?
b) Warum half Sankt Martin dem Bettler? Wie meint ihr?

4. Как вы думаете, какой разговор произошел между Мартином и нищим (парная работа) - Диалог, составленный учащимися.

O, hilf mir, bitte, unbekannter Mann!

Leider habe ich kein Geld.

O, ich friere so!

Jetzt schneide ich meinen Mantel in der Mitte durch. Eine Halfte schenke ich dir.

Danke sehr!

5. Разгадайте кроссворд, вставив в предложения вместо точек подходящие по смыслу слова, и вы узнаете, кем был Святой Мартин.

1) Der Text heisst “Sankt Martin und der ……”

2) Martin hat den Mantel in zwei …..gehauen

3) Die Legende von ……Martin lebt weiter.

4) Martin sah ……. im Traum 4

5) Der Bettler hatte keinen Mantel, kein ……

6) Der Bettler war sehr ……

7) Martin ritt auf seinem …… nach Hause.

Sankt Martin war ein beruehmter ………

6. Выполните тест: richtig oder falsch?

7. Творческая работа: нарисовать к тексту иллюстрации.

Работа по развитию коммуникативной компетенции учащихся в чтении дает положительные результаты. Учащиеся работают с большим интересом, чувствуют себя комфортно, охотно общаются.

В процессе работы над текстом учащиеся усваивают большой объем материала, они активны, коммуникабельны, проявляют изобретательность. При этом развиваются личностные качества учащихся (память, внимание, мышление, интерес, воображение, творческая активность), воспитываются ответственность, умение работать в коллективе, взаимовыручка и многие другие положительные качества учащихся.