Урок-путешествие "В пустыне". Окружающий мир

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • показать особенности природы, растительного и животного мира пустыни в сравнении с природой степей и своего края;
  • развивать знания об особенностях природы разных широт;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта природных зон, гербарий, рисунки

1. Слово учителя:

– Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, дождей не бывает по несколько месяцев. Там весной земля окрашивается в яркие цвета, растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в 1,5 м, ходят по пескам верблюды. Добраться туда не просто: надо преодолеть большое расстояние. Лететь на самолете – проблема с горючим, на поезде – за один урок не успеем. Предлагаю с этим краем познакомиться заочно, по книге и картинкам.

Стук в двери. Появляется сказочный Старик Хоттабыч.

– Кто вы такой? Откуда вы пришли?

Старик Хоттабыч: Я – старик Хоттабыч. Мира вам , молодые люди!

2. Учитель: Ребята, знакомьтесь: Гасан Абдурахман ибн-Хоттаб- джин – волшебник – слыл в своё время большим знатоком географии, бывал в пустынях, разумеется, задолго до того, как очутился под водой в глиняном кувшине, в котором просидел много столетий.

Старик Хоттабыч: Слышал я про ваше желание попасть в пустыню и решил помочь вам. Я же волшебник! Могу предоставить вам ковер-самолет.

– Мы будем очень рады.

Старик Хоттабыч: Но в мой ковер-самолет сядет только тот, кто исполнит мои желания, они написаны на моих волшебных билетах. Сим-салабим, авиака-дабра… А вот и моя касса. Подходите, берите билеты. Веселее, не стесняйтесь. За правильные ответы получите мои отличительные значки.

Ученики подходят, берут билеты с вопросами, количество билетов соответствует количеству учащихся.

3.

Билет 1.
Муравленко – Каракумы

В тундре. Что лишнее, почему?
Карликовая береза, тополь, полярная ива, мох, ягель, морошка.

Билет 2.
Муравленко – Каракумы

Кто это? Эта птица известна всем.
Её оперение черно-белое, живет она по соседству с человеком.
За свои действия получила прозвище “воровка”

Билет 3.
Муравленко – Каракумы

Какое животное описывается?
Питаются эти животные корой деревьев,
поэтому своими острыми и крепкими зубами
валят деревья, оставляя странные пеньки.
Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде.
Там, где берег высокий, они живут прямо в норах,
выход из домика или норы делают под водой.

Билет 4.
Муравленко – Каракумы

Кто это?

Посмотрите-ка какая
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

Билет 5.
Муравленко – Каракумы

Кто это?
Крупная лесная кошка.
Мех у нее мягкий и очень пушистый.
На концах ушей черные кисточки.

Билет 6.
Муравленко – Каракумы

Животное леса. Чьё это меню?
Трава, муравьи, личинки, ягоды,  желуди, орехи, рыба, мёд.

Билет 7.
Муравленко – Каракумы

Ты увидел гнездо птицы. Как ты поступишь?

Билет 8.
Муравленко – Каракумы

Отгадай загадку:

Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый
Любит снежные луга.

Билет 9.
Муравленко – Каракумы

Лось, заяц, волк, лиса, белка, ёж, медведь, соболь – это животные… (какой зоны?)

Билет 10.
Муравленко – Каракумы

Какие ягоды можно собирать весной из-под снега?

Старик Хоттабыч: Молодцы, ребята. Все справились с моим заданием, а теперь сядьте поудобнее, и мы полетим.

– Старик Хоттабыч, дорога дальняя, а мы не заблудимся?

Старик Хоттабыч: А у меня есть карта путеводная (показывает схему-указатель): крайний север – тундра – лес – хвойный и смешанный – степь – пустыня.

– Старик Хоттабыч, а вы нам не расскажете, где мы сейчас пролетаем?

Старик Хоттабыч: Меня уже зрение подводит, пусть ребята расскажут, что они внизу видят.

4.

– Ребята, давайте расскажем нашему волшебнику о природе Крайнего Севера.

Крайний Север больше удален от экватора, поэтому солнечные лучи Зима здесь 10–11 месяцев, морозы достигают – 50–60 градусов. Солнце в течение нескольких месяцев не появляется на горизонте. Стоит длинная полярная ночь. Лето холодное, сырое, полярные дни длятся 3–4 месяца. Обитают здесь белые медведи, тюлени, моржи, тупики, кайры, гаги, гагары и др.

Тундра тянется вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров. Зима продолжается 8-9 месяцев, полярная ночь – 2–3 месяца. Часто бывают ветры, морозы, пурга. Лето короткое, прохладное. Растения низкорослые, с мелкими листьями, стелются по земле, корни в верхнем слое почвы. Это карликовая береза, брусника, полярная ива, голубика, черника, морошка. Животные имеют густой мех, птицы – пушистое оперение. Это олени, куропатки, песцы, тетерева.

Лесная полоса. К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи приносят больше тепла. Лето более теплое и длиннее, чем в тундре, зима короче и менее морозная. Можно заметить хвойные и смешанные леса. В хвойных лесах растут ели, пихта, лиственница, сосна. В смешанных лесах вместе с хвойными растут дуб, клен, липа, береза, ясень и др. Разнообразен животный мир, в лесах обитают лоси, волки, зайцы, рыси, бурые медведи, белки и др. Много насекомых и птиц. Лес – общенародное богатство, его нужно охранять от пожаров, захламления.

Степь занимает обширную территорию южнее лесной полосы. В степи много солнца. Жаркое продолжительное лето, короткая зима, богатая перегноем почва. В степи бывают сильные ветры – суховеи. У большинства растений длинные ветвистые корни, узкие листья. Это ковыль, тюльпан, полынь, шалфей и др. Многие животные имеют окраску сухой травы. Много в степи грызунов: суслики, сурки, хомяки, полевые мыши. Из птиц можно встретить степного орла, дрофу, розового скворца, степного жаворонка.
Приближаемся к нашей конечной остановке. Обратите внимание на огромное пространство, похожее на желтое море. Это пустыня. Самая большая пустыня – Каракумы – находится между Каспийским морем и рекой Амударья.

Слышится музыка “Учкудук”.

5. Физминутка.

– Мы благополучно приземлились. Оглянитесь вокруг.

6.

Пустыня расположена к югу от степной полосы в центре Евразии. (карта природных зон) Поверхность пустыни холмистая, часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Они похожи на волны. Жаркое синее небо, а в небе раскаленное солнце.
Зима в пустыне морозная, длится 2–3 месяца. В отдельные дни морозы достигают – 20–25 градусов. Северный холодный ветер доходит до самой южной границы пустыни, не встречая гор – препятствий, которые могли бы его задержать.
Весна в пустыне начинается с того, что из песка показываются тысячи иголочек, всходы травы осоки. В середине апреля пустыня окрашивается в яркий красный цвет, будто заря опустилась на землю, да так и осталась. Это цветут маки, тюльпаны. Ощущается удивительный аромат цветущих трав, не смолкают голоса птиц. Но такая жизнь продолжается недолго. Проходит несколько недель и нет больше яркого ковра.

7. Прочитайте о лете по учебнику

8.

– Сухость и жара – основные отличительные признаки пустыни. Солнце быстро сушит землю. И тогда просыпаются высокие песчаные волны – барханы. Ветер, пересыпая песок через гребни барханов, заставляет их как бы ползти по пустыне. Бывают здесь и песчаные бури. Раскаленный ветер поднимает тучи песчинок: не видно ни неба, ни солнца. А жарище такое, что ноги обжигает даже через ботинки, можно испечь яйцо.
Но несмотря ни на что, жизнь в пустыне не замирает. Тут и там среди песков видны кусты, и даже деревья. Например, саксаул – странное дерево, не дающее тени. Листья саксаула настолько, что ветки кажутся голыми. Ствол его корявый, сучья перекрученные. Древесина тяжелее воды, нельзя сделать бревна.
У песчаной акации листочков вовсе нет, они превратились в тонкие колючки.
Удивительное растение кандым. Не страшна ему песчаная буря. Веточки кандыма голые, без листьев, поэтому песок течет меж них как вода меж пальцев. Он, пронизывая барханы, появляется на свет. Пустынная осока тоже своими корнями пронизывает барханы насквозь. Встречаются верблюжья колючка, полынь. Корни у растений пустынь необыкновенно длинные, иначе как достанешь влагу, крохотные листочки, чтобы как можно меньше испарять драгоценную влагу. В пустыне лес желто-серый.
Растительность богаче возле рек. Реки никуда не впадают, теряются в песках. Амударья и Сырдарья обмелели. Оказывается, для орошения из рек забирали слишком много воды. Причем расходовали ее неэкономно, выливали больше, чем нужно для роста растений. Сейчас ясно: если так будет продолжаться и дальше, Аральское море скоро совсем исчезнет с лица Земли. Этого допустить нельзя! Спасение Арала – дело огромной важности.

9. Животный мир.

Дети заранее приготовили рисунки с изображениями животных и подобрали про них материал.

Верблюд. Верблюды бывают одногорбые и двугорбые. Они неделями обходятся без воды, зато потом могут сразу выпить до 10 ведер. Верблюд все припасы носит с собой. В горбах у него около 100 кг жира, который служит ему в пути едой и питьем. Недаром после долгих переходов у верблюда оба горба так худеют, что даже свисают набок, как пустые мешки. Его называют кораблем пустыни.

Кулан. Кулан, словно дикий козёл, ловко взбирается по крутым склонам, легко спрыгивает, с высоты 2–3 метра, без разгона запрыгивает на полуметровый обрыв. Это очень осторожный, чуткий и зоркий зверь. Выражение “ушки на макушке” как нельзя лучше подходит именно к нему. Вес его около 350 кг, длина до 2,5 м, живет около 20 лет.

Пустынный хорёкперевязка – опасный враг сусликов и тушканчиков. Ловкая и гибкая перевязка забирается в любые норы.

Варан – огромная ящерица. Взрослые вараны бывают до 1,5м длиной. Недаром их называют еще пустынными крокодилами. Если варан разозлится, становится красным, может проглотить ящерицу и черепашку, скорпиона и жука, гусеницу и бабочку.

Много в пустыне живет разных тушканчиков. Но самый симпатичный из них – земляной зайчик. Кормиться земляной зайчик выходит только вечером в сумерках. Они удивительны тем, что им хватает той влаги, которая есть в стебельках растений.

– В пустыне создано несколько заповедников. Там находят защиту животные, попавшие в Красную книгу: джейран, варан, кобра.

10. Итог.

– Пора нам вернуться.

Старик Хоттабыч: Чтобы вам не было скучно, прочитайте рассказ одного туриста, побывавшего в пустыне. Все ли он правильно написал.

Это было в пустыне. Охотники 3 дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать: “Что же делать дальше?” Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.

– Ребята, какие ошибки допущены в рассказе? (Ответы детей.)

– Вернулись благополучно. Спасибо тебе, Старик Хоттабыч. Нам очень понравилось путешествие на ковре-самолете. До свидания!