Учись писать сочинение

Разделы: Русский язык


Цель: совершенствовать навыки литературно-художественного творчества учащихся старших классов в рамках их работы над сочинением.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с основными требованиями по содержанию и оформлению школьных творческих работ.
  • Формирование у учащихся системного подхода к различным видам работ с художественными, научным, публицистическими текстами.
  • Развитие у учащихся литературно-творческих способностей письменной и устной речи.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ.

  • Выберите тему.
  • Из научно-популярной и критической литературы отберите цитаты, которые кажутся вам наиболее удачными для включения в данное сочинение.
  • Каждый пункт плана оформите в виде тезиса – суждения, требующего доказательства.
  • К каждому тезису подберите аргументы.
  • Напишите заключение.

СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ В ТЕКСТЕ СОЧИНЕНИЯ ЧУЖОЙ РЕЧИ.

Сочинение как жанр требует умения использовать различные формы введения чужой речи в тексте работы. К основным из них относятся:

  • Цитирование через прямую речь.
  • Цитирование путем использования косвенной речи.
  • Конспектирование изложения точки зрения критика, литературоведа.
  • Использование слов не в своем обычном значении, в ироническом смысле (подобные слова и выражения заключаются в кавычки).

Помните о тех речевых формах, с помощью которых выражается ваше согласие с точкой зрения автора, критика и т.д.:

  • Я согласен с В.Г.Белинским в том, что …;
  • Я принимаю точку зрения В.Г.Белинского на то, что …;
  • Я полностью разделяю мысль критика на то, что ...;
  • Мне хотелось бы вернуться к мысли критика о том, что …;
  • Раскрывая тему сочинения, попытаюсь оттолкнуться от мысли В.Г.Белинского…

Если цитата передается путем использования косвенной речи, помните о правильном использовании косвенной речи, личных и притяжательных местоимений и личных форм глаголов. При изложении чужой мысли через косвенную речь местоимения и глаголы употребляются от лица пишущего, а не от лица, которому принадлежит высказывание. Например. В.Д.Цыбин пишет: “Пушкин моей юности совсем иной, чем Пушкин моего детства”. Иногда при написании сочинений возникает необходимость в сжатой, конспективной форме передать точку зрения критика или литературоведа на предмет вашего анализа. Пример конспективного изложения отрывка из статьи В.Г.Белинского: “Великий критик считал поэму А.С.Пушкина “Евгений Онегин” самым задушевным произведением, в котором личность поэта отразилась наиболее полно и разнообразно. Белинский характеризовал “Евгения Онегина” как поэму историческую, прежде всего потому, что в произведении дана картина жизни широких слоев русского общества начала XIX века. Оценивая творение Пушкина как “оригинальное и национально-русское произведение”, критик считал, что роман положил начало новой русской литературе”.

ВВЕДЕНИЕ.

Начиная писать сочинение, прежде всего, обдумываем от какого лица излагается содержание работы. Наиболее приемлемыми представляются два варианта: автор употребляет личную конструкцию, используя местоимение Я; автор применяет безличные конструкции, употребляя личные глаголы в значении безличных в форме настоящего и прошедшего времени. Самым простым вариантом введения является начало работы, содержащее указание на  материал, который будет служить базой для основной части работы.

Пример.

“Мне хотелось бы раскрыть предложенную тему на материале моего любимого произведения - романа-эпопеи “Вона и мир”. “Окружающая человека природа живет словно бы второй жизнью в произведениях искусства. Русские пейзажи, широко представленные в прозе Тургенева, Чехова, Пришвина и Паустовского воспитывают в нашей душе светлые чувства, учат видеть и чувствовать красоту нерукотворного мира. Это не так прост, и этому надо учиться. Для меня таким учителем стала книга В.А.Паустовского “Царь-Рыба”, которую сам автор определил как повествование в рассказах. Возможно и другое начало сочинения – цитата, желательно новая, неизбитая, показывающая наше отношение к тому, о чем пишется в основной части сочинения. Такая цитата вполне может заменить эпиграф. Это может быть стихотворная цитата.
Существует много вариантов вступления к теме. Можно начать сочинение с наиболее общей характеристики творчества писателя. Например: “ А.Солженицын пришел в русскую прозу со своей темой и со своими героями: это лагерный мир и узники сталинских тюрем и лагерей”. Во введении можно кратко изложить тот круг событий и фактов, которые послужат материалом для основной части работы. Можно также кратко охарактеризовать круг авторов, посвятивших свои произведения заданной теме. Наконец, можно начать сочинение непосредственно с общей характеристики заданных темой героев. Это рекомендуется тогда, когда формулировка темы предполагает анализ образа литературного героя и выражения вашего и авторского отношения к нему. Сочинение как жанр предполагает авторскую оценку (в данном случае вашу), выраженную под углом постановки заданной темы. Поэтому после нескольких вступительных фраз, вводящих в круг анализируемых проблем, рекомендуется привести мотивировку выбора темы, показать личностное отношение к книге, являющейся объектом анализа, к героям и событиям, изображенным в ней, к авторской оценке изображаемой действительности. Речевым представлением мотивировки выбора темы можно избрать вопрос или риторический вопрос. Например: “События, описанные в повести А.Приставкина “Ночевала тучка золотая”, не посвящены военным событиям. Почему же у меня после прочтения книги возникло ощущение трагичности и безысходности?”. Мотивировать выбор темы можно и с помощью разновидностей восклицательного предложения: восклицательн-побудительного и восклицательно-оценочного. “Каждое поколение писателей по-своему воспринимает природу, учитывая потребности времени. Как сильна в современной литературе тревога за судьбу земли и воды, животных и растений!”

СОЧИНЕНИЕ – СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. КАКИЕ РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ПОДОБНЫХ СЛУЧАЯХ?

Проиллюстрируем это на примере материала темы “В чем смысл противопоставления Печорина и Грушницкого?” Проследим за тем, по каким параметрам Лермонтов, а вслед за ним и мы противопоставляет двух героев. Можем сравнить:

  • Внешность Печорина и Грушницкого.
  • Их прошлое.
  • Мировоззрение и жизненные цели героев.
  • Моральные качества и склад ума.
  • Поведение во время дуэли.
  • Аристократизм Печорина и плебея Грушницкого и т. д.

В сочинениях сравнительного типа необходимо использовать многообразные способы выражения сравнения, сопоставления и противопоставления. Однотипность и повторяемость сравнений , например, Печорин – аристократ, а Грушницкий – плебей; Печорин на самом деле необычный и странный человек, а Грушницкий только стремится произвести эффект – снижает стилистическую ценность работы, подчеркивает бедность речи пишущего. Какие речевые средства надо использовать для передачи подобного смысла? Можно начать работу с указания на противоречивость внутреннего облика Печорина, на контрасты, присутствующие в характере одного человека. Подобное описание требует в речи не прямого противопоставления, а, скорее, сопоставления, которое передается при помощи союзов НО, ОДНАКО. “ Печорин – натура деятельная, но часто ему бывает скучно; он жадно стремится к счастью, однако обретает только разочарование; он добр, но постоянно приносит несчастье людям”. Для передачи подобных сопоставительных моментов уместны вводные словосочетания типа: “С одной стороны…, с другой стороны…”

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ И СОПОСТАВИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Они передаются:

  • При помощи союза а.
  • При помощи речевых конструкций, включающих слова контраст, противопоставление и противопоставлять, противоположный, противоположность.
  • С помощью союза же, выражающего в тексте противительно-сопоставительные отношения.
  • С помощью вводных слов: напротив, наоборот, иначе говоря.
  • С помощью антонимических пар.
  • При помощи безличных предложений с главным членом - словом нет. (“Это не отвлеченная мысль, стремящаяся украсится цветами поэзии, – нет, размышления Лермонтова – это его поэзия, его мученья, его сила”).
  • С помощью отрицательных конструкций, создающих в контексте антонимические противопоставления.
  • При предложениях одинаковой синтаксической структуры, где и подлежащее, и сказуемое выражены существительными в именительном падеже, но не передающие противоположный смысл.

СИНОНИМЫ, ИХ УПОРЕБЛЕНИЕ В ЖАНРЕ СОЧИНЕНИЯ.

Умелое использование синонимов придает речи выразительность, красочность, повышает стилистические качества работы, помогает избежать такой речевой ошибки, как неуместный повтор одного и того же однокоренного слова. Синонимы способствуют уточнению мысли, более четкому ее выражению, усилению и выделению , употребляются как средства разнообразных оценок.

Ознакомьтесь с синонимическим рядом и к часто употребляющимся в сочинении словами:

  • Имя собственное – писатель, (поэт), литератор, автор, беллетрист, творец, художник.
  • Имя собственное – герой, персонаж, образ, фигура, лицо.
  • Писать – сочинять, слагать и складывать (по отношению к стихам и песням), творить.
  • Изобразить – показать, представить.
  • Выразить – отразить, отобразить, высказать, сформулировать.
  • Будущий – грядущий, наступающий, следующий.
  • Вдохновлять – воодушевлять, окрылять, воспламенять.
  • Взгляд – воззрение, убеждение, мнение, суждение, точка зрения.
  • Жизнь – существование, бытие.
  • Мысль – дума, идея.
  • Период – эра, эпоха, время, век, пора.
  • Правда – истина.
  • Проблема – вопрос.
  • Прошлое – прошедшее, минувшее, былое.
  • Работа – труд, дело, занятие, служба.
  • Работать – трудиться, заниматься.
  • Разнообразный – настоящий, действительный.
  • Родина – отечество, отчизна.
  • Сравнить – сличать, сопоставлять, проводить аналогию.
  • Судьба – доля, удел, жребий, участь, предопределение.
  • Ум – рассудок, интеллект.
  • Учитель – преподаватель, педагог, наставник.
  • Фантазия – воображение, вымысел, греза, мечта.
  • Хотеть – стремиться, жаждать, желать.

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Однородными являются определения, характеризующие предмет с одной или близких сторон. Между ними, как правило, можно поставить союз и. (Все, о чем они мечтают, – у них чуждое, наносное). Определение в обособленном положении. (Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить). В роли однородных членов выступают обычно имя прилагательное и следующий за ним причастный оборот: (Натуры гениальные, не подозревающие своей гениальности, они безжалостно убиваются бессознательным обществом, как очистительная жертва за свои грехи). Те определения, в ряду которых есть хоть одна метафора: (Она не открывала им внутреннего мира своей души; какое – то темное, инстинктивное чувство говорило ей, что они – люди другого мира, что они не поймут ее). Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, между ними, как правило, невозможна постановка союза и; на письме они не разделяются запятой. (Для них общие принципы, чем простая жизненная правда).

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СОЮЗАМИ И СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ.

Сочинение – это жанр, в котором сочетаются элементы научного и публицистического стиля в разном соотношении. К ЭЛЕМЕНТАМ НАУЧНОГО СТИЛЯ относится использование большого количества сложных предложений, части которого связаны союзами и союзными словами. Чаще всего употребляются причинные союзы (так как, потому что, вследствие того, что); целевые союзы (чтобы, для того чтобы); условные союзы (если…то); уступительные союзы (хотя, несмотря на то, что); а также союзы и союзные слова, присоединяющие придаточные определительное и изъяснительные. Как правило, союз употребляется в начале придаточного предложения, и перед ним ставится запятая, отделяющая придаточное предложение от главного.

ТРУДНЫМ для пунктуации является случай, КОГДА РЯДОМ ОКАЗЫВАЮТСЯ ДВА СОЮЗА: СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ или ДВА ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ. Запятая между союзами ставится, если после придаточных нет второй части союза то, так, реже но (Собственно говоря, загадочный приезд Петеньки не особенно волнует его, ибо, что бы ни случилось, Иудушка уже ко всему готов). Если же вторая часть союза стоит после придаточного, ТО ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ. (Когда читаешь поэму “Княгиня М.Н.Волконская”, то вместе с героиней спускаешься в темное, каторжное подземелье рудника, ждешь вместе с ней мужа, за которым уже пошли, и он вот-вот должен выйти из мрака, и когда ей объясняют задержку мужа, то слова эти бьют прямо по сердцу).

ПРАВИЛА, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ СОЮЗОВ В РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ, КОТОРЫЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В СОЧИНЕНИЯХ.

Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза (потому что, для того чтобы, в то время, как и др.), запятая ставится один раз – только перед союзом, или перед второй его частью. (Творчество Есенина особенно дорого нам сегодня, потому что по его книгам мы с документальной точностью узнаем, как жил, радовался, страдал, любил и ненавидел человек первой четверти ХХ века. Такое совпадение закономерно потому, что речь идет об одной и той же судьбе, лишь в разное время).

ПОМНИТЕ, что ряд грамматических структур: вводные слова и словосочетания, обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастными оборотами – отделяются запятой от любого союза, кроме союза а. (Мы любим сегодня Есенина и за то, что, будучи поэтом крестьянским, он был вместе с тем поэтом широких и национальных и общечеловеческих интересов).

ПОМНИТЕ, что обычно не разделяется на части запятой сложный подчинительный союз (преимущественно временной), если придаточное предложение, начинающееся таким союзом, стоит перед главным. (Его крестьянка – натуральная. Прежде чем нарисовать ее самый возвышенный и гордый образ, он душевно пережил многие женские судьбы – в их терпении, в их самоотверженности и горестном падении).

ПУНКТУАЦИЯ ПРИ СОЮЗЕ КАК.

Запятая ставится:

  • Перед придаточным предложением, присоединяемым союзом КАК. (Давайте посмотрим, как и чем добыто это посмертное есенинское счастье).
  • В сравнительных оборотах с союзом как (словно, будто, как будто, точно, что, чем, нежели). (Поэзия Есенина органична, как сама природа, познание которой растет с ростом нашего опыта).
  • Перед сочетанием как и в конструкциях так (такой), как… (Для такого поэта, как Сергей Есенин, огромное значение имело то, что, учась в земской школе, он учился еще в школе реки, в школе леса, в школе звездного неба).
  • При вводных предложениях, присоединяемых союзом как (И это не формальный поэтический прием, как утверждали некоторые критики, а мироощущение, вынесенное из школы природы).

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ:

  • Перед предложением, присоединенным союзом как, если последний равен по значению “в качестве”. (Талант Есенина самоутверждался как талант крестьянский и русский).
  • Если союз как образует именную часть составного именного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу. (Она (комедия “Горе от ума”) как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит бодрый и свежий между могилами старых и новых людей).
  • Во фразеологических оборотах: холодный как лед, улыбнулся как ни в чем ни бывало.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРИ СОЮЗЕ КАК.

К ним относятся:

  • Обороты внешне похожие на сравнительные, но на первый план в них выступает не сравнительное значение, а обстоятельственное (обычно образа действия). (“Как дым рассеялись мечты”, “как град посыпалась картечь”).
  • Приложения, присоединяемые союзом как и имеющие значение причинности, на письме обособляются. (Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений).

УПОТРЕБЛЕНИЕ В ЖАНРЕ СОЧИНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СОЮЗОВ.

Речь пойдет о союзах и (в присоединительном значении), но, однако.

Союз и употребляется для связи однородных членов предложения, простых предложений в составе сложного, а также однородных придаточных предложений. Вместе с тем союз и может начинать новое предложение. В таком случае его значение присоединительное, он служит как средство связи предложений внутри абзаца или сложного синтаксического целого. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, употребляя этот союз в начале предложения, ДУМАЙТЕ: выражает ли он присоединительные значения к предыдущему предложению, вытекает ли смысл одного предложения из смысла другого. (Тентетников…скоро постарался…раззнакомиться со всеми соседями… И наш Илья Ильич не уступит в презрении к людям: оно ведь так легко, для него даже усилий никаких не нужно).

Союз но (однако) употребляется для выражения отношений противопоставления и сопоставления, иногда с уступительным оттенком. (Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, – развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Традиционно заключение принято писать в форме краткого резюме или расчлененных выводов (вывода – итога, суммирующего сказанное, или вывода перспективного характера. Возможны и выводы сравнительного характера. Или конец работы, содержащий рассуждение о значимости анализируемой книги для читателя. Украсит сочинение удачно подобранная цитата, приведенная в конце.

Литература:

  1. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.
  2. Д.Э. Розенталь. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов.
  3. В.Г.Белинский. Сочинения А.С.Пушкина. Статья 8–9. М., Библиотека учителя. 1999.
  4. В. Дружинин. “Обломов”. Роман И.А. Гончарова. Библиотека учителя. М., 1999.
  5. В. Федоров. Вехи русской поэзии. “Слово о Сергее Есенине”. Сборник в 3-х т. М.,.1976.