Обогащение словарного запаса у детей младшего школьного возраста с недостатками речевого развития

Разделы: Начальная школа


Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. Эта задача стоит и перед учителем, и перед родителем и, конечно, перед логопедом. Только в тесном сотрудничестве можно её решить. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребёнка имеются нарушения устной и письменной речи.

На первый взгляд может показаться, что в объёме словарного запаса у школьника нет прямой связи ни с наличием у него дисграфии, ни с грамотностью его письма. Однако это заблуждение. Именно из-за бедности словарного запаса и неточности понимания значения многих слов учащиеся общеобразовательных школ нередко оказываются не в состоянии овладеть грамотным письмом.

Все правила грамматики ориентированы на правильность написания слов и правильность согласования их друг с другом. Без наличия определенного словарного запаса эти правила будет не к чему применять. Для практического применения большинства правил грамматики необходимо уметь правильно подбирать проверочные слова из числа “ родственных” слов, то есть слов с тем же самым корнем. Например, чтобы узнать, какую гласную (О или А), находящуюся в безударном положении, следует писать в слове ДОМАШНЯЯ, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором гласная оказалась бы под ударением. Такими бы словами могут служить – ДОМ, ДОМИК, БЕЗДОМНЫЙ, но никак не ДАМА или глагол в повелительном наклонении ДАМ, что нередко подбирают школьники.

У ребенка должно быть сформировано умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова, связанные друг с другом по смыслу. Он должен достаточно быстро создавать целые цепочки таких слов.

Работа должна вестись и по обобщающим понятиям. Ребенок должен не только знать названия обобщающих понятий , но и уметь назвать породы деревьев, предметов одежды, видовых значений овощей и фруктов, видов животных. У детей не систематизирован словарный запас, который не позволяет им быстро и правильно ориентироваться в нем.

Работа над словообразованием является одним из важнейших источников обогащения словарного запаса детей и одним из наиболее понятных способов овладения смысловым значением слов. Об устранении предпосылок аграмматической дисграфии у детей можно говорить лишь тогда, когда к концу дошкольного возраста в их устной речи не останется аграмматизмов.

При проведении логопедической работы по развитию лексики у детей необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у учащихся с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

  • Расширение объема словаря параллельно с расширением представлением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
  • Уточнение значения слов;
  • Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентах;
  • Организация семантических полей, лексической системы;
  • Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова из пассивного в активный словарь.

Важное место в работе по развитию словаря отводится закреплению связи значения слова с его слуховым и произносительным образом, а также звуковому анализу слов.

Последовательность логопедической работы по обогащению словаря учитывает программу по русскому языку, частотный словарь детей младшего школьного возраста, а также выявление особенностей словаря у школьников с речевыми патологиями.

Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

В логопедической работе по расширению номинативного словаря особое внимание уделяется усвоению обобщающих понятий, а также словам, которые вызвали наибольшие трудности у детей.

На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящими в данное обобщающее понятие. На следующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.

Расширение объема словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам. На начальном этапе работы закрепляется связь имеющихся у детей частотных слов-прилагательных с их значениями.

В дальнейшем осуществляется обогащение словаря по тематическим группам.

Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения. В процессе работы над прилагательными и глаголами большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Работа над новым словом включает следующие этапы:

1) уточнение связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом. На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий);

2) уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова;

3) выделение семантических признаков данного слова;

4) введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей внутри семантического поля;

5) закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении), закрепление синтагматических связей данного слова.

Логопедическая работа включает словообразование существительных, прилагательных и глаголов. Формирование словообразования осуществляется последовательно в три этапа:

I этап- закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей:

II этап- работа над словообразованием менее продуктивных моделей;

III этап- уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.

При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

  • Сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;
  • Сравнение родственных слов (мотивирующего и производного): определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

На занятии (учитель-логопед) и в повседневной жизни (воспитатель ГПД, родитель) можно использовать следующие задания и игровые упражнения.

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных.

Игра “Назови ласково”- используется мелкий конструктор типа “Лего”.

Логопед предлагает построить городок для персонажей из конструктора. Так как фигурки мелкие, поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети используют уменьшительно-ласкательные формы существительных (домик, машинка, человечек, столик и др.)

Игра “Кто чьи дети?”

Ребенку дается карточка с написанными разными животными и птицами. Ученик должен написать напротив каждого предлагаемого животного - его детеныша. Задание начинается с простого, известного животного, а затем более редкого.

У утки - У медведя -
У кошки - У орла -
У собаки - У верблюда –
У курицы - У вороны -
У льва - У белки –
У оленя - У барсука -
У ежа - У тетерева -
У змеи - У снегиря -
У осла - У бурундука -
У черепахи - У кенгуру -

Изменить слово по аналогии

Баран – баранина, Жемчуг - …,
Свинья -…, Картофель -…,
Теленок -…, Горох -…,
Песок- песчинка, Чай -…,
Дождь-…, Пыль -…,
Пух -…, Вишня -...

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

Мыла - вымыла Вешает – повесила
Умывается – умылся Стирает – постирала
Рисует – рисовал Ловит – поймала
Убирает – убирала Красит – покрасила
Догоняет - догоняла Строит - построил

Игра “Чем отличаются слова?”

Логопед просит детей показать на картинках, кто …

Умывает – умывается Обувает – обувается
Прячет – прячется Качает – качается
Одевает - одевается Причесывает – причесывается

Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, качается, одевается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится на конце этих слов? (-ся).

С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных.

Игра “Чьи хвосты?”

Логопед рассказывает сказку “Хвосты”.

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно назвать и отвечать на вопрос “Чей это хвост?” Например, хвост зайца надо назвать “заячий хвост”.

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистый хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький хвост мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки – собачий,

Хвост кошки – кошачий,

Хвост коровы – коровий,

Хвост лошади – лошадиный,

Хвост быка – бычий,

Хвост козы – козий,

Хвост барана – бараний,

Хвост овцы – овечий.

Сравнить предметы и закончить предложения.

Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая, а смородина еще …

Дыня сладкая, а арбуз еще …

Персик мягкий, а вишня еще …

Яблоко твердое, а айва еще …

Груша вкусная, а ананас еще …

Дерево высокое, а башня еще …

Куст низкий, а трава еще …

Работа над родственными словами.

Работа над родственными словами способствует уточнению знаний слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

“Найди лишнее слово”

Горе, горный, горе;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес. лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

Придумай одно слово вместо двух.

Снег чистит – (снегоочиститель);

Канавы копает –(канавокопатель);

Трубы укладывает – (трубоукладчик);

Возит с помощью электричества – (электровоз);

Сама ходит – (самоходка);

Землю роет – (землеройка).

Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

Игра “Что в магазине?” (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

У взрослого один предмет, у ребенка (“на прилавке”) – несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: В магазине – яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: В магазине – огурцы. И т.д.

Варианты игры:

Логопед: У меня одно яблоко, а в магазине много …?

Ребенок: А в магазине много яблок.

Игра “Что без чего?” (закрепление формы родительного падежа существительных по теме “Мебель, посуда, транспорт, одежда”).

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Логопед задает вопрос: “Что без чего?”

Стул без ножки Машина без колес
Стул без спинки Шуба без воротника
Кастрюля без ручки Чайник без носика
Платье без рукавов Расческа без зубчиков
Кофта без пуговиц Грузовик без фары
Ботинки без шнурков  

Игра “Кому что дадим?” (закрепление формы дательного падежа существительных по теме “Домашние и дикие животные”).

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (сено, яблоки, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.)

На столе игрушечные животные (корова, лошадь, еж, кошка, собака, свинья, белка и др.).

В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос “Кому что дадим?”

Игра “Кто кем управляет?” (закрепление формы творительного падежа существительных по теме “Транспорт”).

На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задает вопрос: “Кто управляет автобусом, самолетом …?”. Дети должны ответить полным предложением.

Автобусом управляет водитель.

Грузовиком управляет шофер.

Поездом управляет машинист.

Вертолетом управляет вертолетчик.

Ответы на вопрос “Чем можно?” (закрепление формы творительного падежа).

Работа проводится с использованием картинок.

Рубить – топором,

Резать – ножом, ножницами,

Умываться – водой,

Игра “Где что растет?” (закрепление формы предложного падежа).

На доске слева – картинки с изображением огорода, сада, луга, поля, болота; справа – картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д.

Аналогичным образом проводится игра “Что где покупают?”, “Где что хранится?”

Игра с мячом “Добавь слова” (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади).

Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит …

Полочка с книгами висит …

Мишка сидит …

“Игра в неделю” (закрепление предложно-падежных конструкций).

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает “им” одного из дней недели. Логопед предлагает встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: “Вторник, скажи кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, скажи кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?”

Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года, в месяцы.

Игра “Умная стрелка” (закрепление согласования глагола и существительного в числе).

Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.

Логопед называет действие (рисует, играют, строят, умывается и т.д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают по ней предложение. (Дети строят башню. Девочка причесывается расческой. И т.д.)

Игра “Мой, моя, мое, мои” (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

Логопед: Назовите предметы, про которые можно сказать “Это мой” (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом и т.д.); “это моя” (моя кукла, моя груша, моя шапка, моя машинка); “это мое” (мое платье, мое пальто, мое дерево).

Игра “Найди ошибку”

Логопед предлагает детям послушать предложение и определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.

Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

Цветы не поливали, потому что они засохли.

Солнышко прячется, потому что ночью темно.

У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.