Информационные технологии на уроках информатики

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
  • Развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля.
  • Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения.

Задачи урока:

  • Рассказать кратко об истории развития средств вычислительной техники.
  • Сформировать представление о классификации ЭВМ.
  • Ввести понятие компьютер и его основных частей.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать выводы.
  • Научить пользоваться мышью (освоить основное действие мыши – щелчок).
  • Научить пользоваться клавиатурой (клавишами ввода данных).

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, компьютеры, кроссворд, карточки, тест.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок!
Позвал на урок!
Будем мы рассуждать
И друг другу помогать.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. Постановка целей и задач для учащихся. На доске нет темы урока.

II. Актуализация знаний

– На прошлом уроке мы говорили о том, что люди имеют пять чувств восприятия. Разные чувства дают нам разные виды информации. Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд, а, разгадав его, мы не только повторим пройденный материал, но и узнаем ключевое слово, это и будет тема урока. (Раздать карточки с кроссвордом.) Воспроизвести кроссворд с правильными ответами, с помощью мультимедийного проектора.

Кроссворд

III. Информационная минутка

– Чем компьютер помогает людям?
– Где он применяется?

В ходе диалога анализируются и обобщаются (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся, акцентируется их внимание на том, что компьютеры сегодня мы видим в банках (прежде всего для выполнения сложных расчетов), на вокзалах (чтобы подучить информацию о расписании поездов и ценах на билеты), в библиотеках, в больницах и т.п.

– Когда же впервые заговорили о создании вычислительной техники?

IV. Объяснение нового материала

– История создания средств цифровой вычислительной техники уходит в глубь веков. Она увлекательна и поучительна, с нею связаны имена выдающихся ученых мира. Историки сходятся во мнении, что именно Леонардо да Винчи был одним из первых, кто задумал о необходимости создания устройств для облегчения вычислений.

 Леонардо да Винчи

– Работы по созданию ЭВМ после второй мировой войны велись и в СССР. Так, в 1948 году Сергеем Александровичем Лебедевым был предложен первый проект отечественной цифровой ЭВМ, а первые образцы ЭВМ появились через несколько лет.

Сергей Александрович Лебедев

– В настоящее время ЭВМ можно классифицировать по следующим видам:

  • Супер ЭВМ научно-исследовательские лаборатории, институты)
  • Большие ЭВМ (банки, крупные предприятия)
  • Мини-ЭВМ
  • Микро-ЭВМ (персональные компьютеры)

– Более подробно мы сегодня остановимся на изучении персональных компьютеров. Существуют следующие разновидности ПК: настольные, портативные, карманные

– Зачем же, по вашему мнению, нужен компьютер? (Рассуждения учащихся.)

Раздать карточки

Карточка 1

Нарисуйте рядом точно такой же рисунок.

Карточка 2

Нарисуйте рядом точно такой же рисунок.

– Все эти задания аккуратнее, точнее и быстрее можно выполнить с помощью компьютера, если умело использовать все его основные элементы (показать учащимся, как это можно сделать и воспроизвести при помощи проектора).

– Из чего же состоит наш компьютер?
Современный персональный компьютер имеет пять основных узлов. Кроме того, к компьютеру можно подключить любое дополнительное электрическое или электронное оборудование.
Системный блок – это главное устройство компьютера. Системный блок содержит всю электронную начинку компьютера, его “ мозг”. Основными элементами системного блока являются процессор (выполняет программы, состоящие из команд) и память (хранит данные и программы).

Системнй блок Звуковые колонки

– Звуковые колонки, с помощью этого устройства компьютер воспроизводит звук.
О следующем устройстве мы узнаем, если выполним задание (воспроизводим с помощью мультимедийного проектора)
Необходимо в конце линии поставить букву, которая стоит вначале –

– Клавиатура – устройство для ввода данных в компьютер. С помощью клавиатуры в компьютер вводят текстовую информацию и команды. Клавиатура компьютера – близкая родственница клавиатуре пишущей машинки, только клавиш у неё больше. Клавиатура имеет следующие клавиши: алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие клавши и клавиши дополнительной клавиатуры.

Клавиатура

– Остальные два основных устройства учащиеся разбирают самостоятельно (ребята делятся на две группы, каждой группе раздается текстовая информация об одном из устройств, они в течение 2–3 минут готовятся и излагают, написанный текст одним из способов передачи информации: устно, жестами, остальные учащиеся должны догадаться, о каком устройстве идет речь).

Карточка № 1

Монитор

– Монитор компьютера – это устройство для отображения информации, выводимой из компьютера. Монитор похож на телевизор. Человек получает от него несколько видов визуальной информации: текстовую, графическую, видео. Монитор так и называют – устройство вывода.

Карточка № 2

Мышь

– Мышь – устройство ввода информации в компьютер. Мышь – это небольшая коробочка с двумя или тремя клавишами. Её легко удержать в руке. Вместе с проводом для подключения к компьютеру это устройство действительно напоминает мышь с хвостом.

V. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за парты сесть.

VI. Работа на ПК

Необходимо напомнить учащимся о правилах работы за компьютером.

Задание 1

– Назовите и запишите все указанные устройства.

1.
2.
3.
4.
5.

Все школьники получают по рисунку с изображением основных устройств компьютера. Надо записать, где какое устройство, используя клавиатуру и мышь. В конце задания производится самопроверка – на экране выводится рисунок с правильными ответами.

Задание 2

ТЕСТ

Тест предназначен для проверки знаний учащихся по теме “Основные устройства компьютера” .

1. Устройство ввода текстовой информации:

  • Клавиатура
  • Монитор
  • Звуковые колонки

2. Основные устройства компьютера:

  • Мышь, сканер, монитор
  • Монитор, клавиатура, системный блок, мышь, звуковые колонки
  • Принтер, монитор, клавиатура

3. Основной блок компьютера:

  • Монитор
  • Мышь
  • Системный блок

4. Устройство отображения информации:

  • Монитор
  • Клавиатура
  • Звуковые колонки

VII. Подведение общего итога урока

– Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:

  • Кроссворд. Повторили пройденный материал.
  • Познакомились с основными устройствам компьютера. Напомните мне их.
  • Физкультминутка. Отдохнули.
    • На практике поработали с клавиатурой (клавишами ввода данных), практически освоили работу с мышью (один щелчок).

VIII. Домашнее задание

– Знать основные узлы компьютера, а поможет вам в этом кроссворд.

Кроссворд

1. В компьютере его называют системный …
2. Устройство похожее на телевизор.
3. Основное устройство для ввода информации.
4. Похожа на серенького зверька с хвостиком.