Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о глаголе"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания о глаголе; способствовать формированию грамотного письма.
  • Развивать речь, внимание, память, воображение, расширять лексический кругозор;
  • Воспитывать бережное отношение к обычаям и традициям русского народа.

Оборудование:

  • “Масленичный” календарь, одна сторона доски оформлена зимними иллюстрациями, другая - весенними;
  • кукла – Масленка; плакат с заданием в виде большой конфеты;
  • мальчики-коробейники.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-дидактическая игра.

Ход урока

1. Оргмомент.

Масленица, масленица развесёлый праздник!
Шуток, песен, танцев очень много разных.
На целую неделю веселье завела
И на русский язык к нам пришла.

- Один из древнейших праздников русского народа – масленица.

Масленица празднуется в конце февраля. Всю масленичную неделю веселится народ, провожая зиму, встречая весну.

2. Постановка цели.

У каждого дня масленичной недели своё название, свой обычай, с которыми мы с вами сегодня познакомимся. Повторим знания о глаголе. Проводим Зимушку, встретим Весну-красну.

(Разворачиваю свиток, читаю)

Дети, велено до вас
Довести такой указ.
Заготовленный самой
Нашей матушкой-зимой.
Лени воли не давайте!
Всё о глаголах повторяйте!
Все получше отвечайте
И пятёрки получайте!

3. Проверка знаний.

Открываем календарь.

В понедельник – встретенье.
На площади народ
Наряжает чучело
И водит хоровод.

- Какая же масленица без чучела зимы-масленки?

1) Давайте и мы ребята с вами построим чучело, чтобы это сделать, нужно ответить на вопросы. (ответ на вопрос - деталь чучела прикрепляется на доску)

- Что такое глагол?

- Что такое инфинитив? Какие суффиксы имеет глагол в наопределённой форме?

- Какого вида бывают глаголы? Что они обозначают?

- Какого времени бывают глаголы? Что обозначает глагол в том или ином времени?

-Что называется спряжением глагола?

- Как определить спряжение глагола?

- Какие глаголы-исключения знаете?

2) У. - Отгадайте загадку: “Была белая, седая, пришла зелёная, молодая”.

Д. Зима, весна

У. - Назовите глаголы. Определите их время. Скажите, что обозначают глаголы в том или ином времени.

3) - Какое время года сейчас? А где же весна? Как можно сказать о том, что уже очень близко?

- Конечно же: Весна уже на носу.

- Без чего не бывает Масленицы?

- Правильно, без блинов! Почему?

- Прочтите предложение. Найдите в нём глагол.

На то и печь, чтобы блины печь.

Охарактеризуйте глагол.

- Что можно сказать о словах печь и печь?

Записать под диктовку пословицу: Кто спит весною, тот плачет зимою.

- Как понимаете смысл пословицы?

- Подчеркните глаголы, определите время и спряжение.

- Встретили Масленку, а теперь дальше листаем масленичный календарь.

Вторник- ярмарка

Выходят коробейники. У них в коробах карточки.

Подходите, приценяйтесь!
Покупайте, не стесняйтесь!
Только у нас, только для вас
Звонкая весёлая ярмарка!

Коробейники раздают карточки с заданиями. (задания дифференцированные)

Среда-лакомка.

Самый лучший день – среда.
Называют – лакомка.

У меня для вас есть угощенье знатное. (Разворачиваю плакат в виде большой конфеты, на котором пословицы)

Вставить личные окончания глаголов.

Кто вперёд смотр…, тот далеко вид… . Скаж…шь – (не) ворот… - напиш… - (не) сотрёшь. Чего (не) зна…, того (не) говори. Родную мать никем (не) замен… .

Четверток-Разгуляй

Где песня поётся,
Там легче живётся.

Я напою песенку, а вы запишите глагол и сделайте морфологический разбор. (Самостоятельная работа с последующей проверкой)

Вот уж зимушка то проходит,
Белоснежная то проходит.
Люли, люли, проходит.

Пятница – гостевой день.

- В пятницу все ходят в гости и встречают гостей. К нам в гости идёт Весна. Чтобы она не задержалась, мы скажем народную закличку:

Весна, Весна красная,
Приди, Весна, с радостью.
С радостью великою,
С милостью богатою!

Входит весна:

Я весна-красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.

- Определить время глаголов, образовать форму будущего простого и сложного времени.

4. Итог урока

Суббота – проводы.

Повеселились, поиграли. Пришло время проводить Масленицу. В старину сжигали Масленку. А пепел рассыпали по полям, чтобы был хороший урожай.

Мы тоже сейчас сожжём её. А “пепел” я разбросаю по классу, чтобы у нас был хороший урожай пятёрок и четвёрок.

Проводили масленку
Добрую красавицу
До будущего года.
А мы здесь остались.
Скажите, чем мы занимались?

Оценивание.

Наступает воскресенье -
День прощенья и любви.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: “Прости меня”.

5. Домашнее задание.

В народе говорят: Праздник помни, а будни не забывай.

Откройте дневники, поставьте оценки и запишите домашнее задание: на стр.189 контрольные вопросы.

Будущие хозяюшки угостят всех блинами, чтобы весь год у всех был таким румяным, сладким и масленым, как наши блины!