Закрепление по теме: "Единицы времени", "Нумерация"

Разделы: Начальная школа


Урок-путешествие по математике “Мы летим к другим планетам” составлен ко Дню космонавтики и проводится 12 апреля. В этот день можно просто рассказать детям о первом космонавте, а ракетах и планетах солнечной системы, но интереснее будет отправиться с детьми в путешествие на космическую орбиту, преодолевая различные трудности и препятствия. Данный тип урока положительно влияет на развитие познавательной активности и интересов учащихся, создает ситуацию успеха для каждого ребенка, помогает каждому ученику проявить себя.

  • дидактическая: создать условия для воспроизведения ранее полученных знаний и способов деятельности;
  • развивающая: создать условия для развития самостоятельности, математической речи, интереса к математике и окружающему миру; расширить знания учащихся о Солнечной системе;
  • воспитывающая: создать условия для воспитания культуры речи, аккуратность.

Методы организации познавательной деятельности: словесные (беседа, учебник), наглядные (метод иллюстрации), практические (упражнения.)

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник математики, индивидуальные карточки, перфокарты, портрет первого космонавта, фотографии Солнечной системы, макеты ракет.

Ход урока

I. Организационный этап.

Дети входят в класс со звонком.

Ведущий ученик читает стихотворение.

Мы спешим скорее в школу.
В наш любимый класс,
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы -
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.

Учитель:

- Проходите, садитесь, ребята.

II. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.

Учитель:

- Сегодня мы с вами совершим космический полет к другим планетам.

- Тема нашего урока звучит так:

Мы летим к другим планетам.

- А так как наш полет состоится во время урока математики, то мы с вами повторим как найти часть от числа, решим уравнение, закрепим знания по теме “Время”, “Нумерация”, расширим свои знания о космосе.

III. Устный счет.

Учитель:

- Запуск первого искусственного спутника Земли был произведен в 1957 г. Через 4 года в космос отправился космический корабль с человеком на борту. Это событие произошло 45 лет назад.

- Кто был первым космонавтом? ( Ю.А. Гагарин)

- Перед вами портрет первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина.

- А теперь попробуйте представить, что творилось в стране и мире, когда 12 апреля 1961 года, ровно 45 лет назад, гражданин нашей страны на корабле “Восток” преодолел земное притяжение. 108 минут продолжался этот полет. Но эти минуты стали эпохой, потому что это был первый полет человека в космос. Полет первого космонавта продолжался 108 мин. Сколько часов и мин.?

(108 мин.=1ч. 48 мин.)

- Итак, экипаж к полету готов. Давайте откроем наши бортовые журналы и зафиксируем дату полета. Записи надо делать разборчиво и аккуратно. Но для полета нам нужна ракета. Построим ракету.

- Чтобы построить ракету, надо выполнить задания, которые записаны на составных частях ракеты. (Ученики подходят к столу, читают задание и объясняют.).

- Вот такая ракета у нас получилась. У каждой ракеты есть свой бортовой номер. У нашей ракеты он тоже должен быть.

- На доске цифры 5 4 3.

- Образуйте все возможные трехзначные числа и запишите их в тетрадь. (543 534 453 435 453 435)

- Прочитайте числа.

- Назовите и подчеркните число, в котором 3 сотни 4 десятка 5 единиц (345)

- Это будет бортовой номер нашей ракеты.

Ну а на ракете
Только в космос лететь
И вовсе глаза смотреть.
Столько неизвестного!
Столько интересного!

- Хотите полететь в космос? (да)

- Внимание! Пристегнуть ремни.

Дети:

Раз, два!
Скорость света!
Три, четыре
Мы летим
На далекие планеты
Поскорей попасть хотим!

Учитель:

- Эй, Земля, моя планета, где твой край?

Ученица:

- А вовсе нету.

- Вкруг своей оси вращаюсь

Солнцем я обогреваюсь.

Учитель:

- Солнечная система - это семья, в которой живет и наша планета Земля. Еще в древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть солнечного тепла. Но и этого достаточного для всего живого на Земле.

- А куда полетим? Давайте на Солнце!

- Температура на солнце очень высокая, 6000 градусов.

- Да, жарковато. У нас летом бывает 30, и то мы мучаемся от жары.

- Наверно, не стоит лететь на Солнце, очень жарко. Да и далековато. Вы знаете, какое расстояние от Земли до Солнца? 150.000.000 км (показать табличку с числом).

- Вот какое огромное число, а расстояние это даже представить трудно. Если бы мы решили поехать на Солнце на автомобиле нам понадобилось бы 100 лет.

А на самолете понадобилось бы в 10 раз меньше времени. Сколько лет?

- Как узнали? (100 : 10 = 10 лет )

- Сколько это месяцев? ( 120 месяцев )

- Как узнали? (В году 12 месяцев, 12 х 10=120 месяцев)

- А вот наша ракета преодолеет это расстояние за 1 год. Сколько это дней? ( 365 дней) А если год высокосный? (366 дней)

- Солнечный лучик пробегает это расстояние всего за 8 минут.

- Итак, ребята, мы с вами выяснили, что на Солнце лететь нам нельзя: и далековато, и жарковато. Да и Солнце – это не планета, а раскаленная газовая звезда.

IV. Воспроизведение учащимися знаний и способов деятельности.

Учитель:

- Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
- Иль одна вкруг Солнца кружишь?

Ученица:

- Я в компании приличной:
- Братьев семь ,одна сестричка.

Учитель:

- Ребята, назовите, какие планеты вместе с Землей вращаются вокруг Солнца.

Дети:

То Венера и Меркурий,
И еще шесть братьев хмурых:
Марс, Юпитер и Сатурн,
Да Плутон, Уран, Нептун.

Учитель:

- Давайте лучше отправимся на Марс. Да и ученые считают, что условия на Марсе близки к земным.

- Итак, включаем первую космическую скорость. Она нужна, чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на околоземную орбиту.

Первая космическая скорость равна 8 км /с.

- Мы вышли на околоземную орбиту, а чтобы лететь дальше к другой планете, надо включить вторую космическую скорость. Она отличается от первой, она на 3 км/с больше.

- Имейте в виду, ребята, что у космического корабля есть и третья космическая скорость. Она нужна, чтобы преодолеть солнечное притяжение и отправиться к другим звездным мирам. Она больше первой в 2 раза.

1 вариант – найдет чему равна вторая космическая скорость. А (имя) выполнит это задание доске.

2 вариант – найдет чему равна третья космическая скорость. А (имя) выполнит это задание на доске.

Учитель:

- Давайте проверим. (Учитель выставляет маркерные доски )

- Да, ребята, я забыла вас предупредить, что до Марса лететь 4 месяца туда и 4 месяца обратно. Давайте посчитаем, успеем ли мы вернуться домой к 1 сентября, чтобы в четвертый класс перейти. (не успеваем вернуться )

- Что же нам делать? Давайте решим вопрос голосованием. Кто за то, чтобы остаться на второй год в 3 классе?

- Кто за то, чтобы перейти в 4 класс, а значит вернуться на Землю?

- Вопрос решен. Мы возвращаемся.

- Внимание, экипаж, наша космическая ракета попала под метеоритный дождь. Всем соблюдать спокойствие, быть внимательными. Чтобы преодолеть возникшее препятствие, необходимо решить задачу.

- Бывает, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом.

На доске записана задача.

Самый тяжелый из найденных метеоритов Гоба, его масса 66 тонн. Метеорит Анигито в 2 раза легче. Найдите массу двух метеоритов.

Работа над задачей.

- Прочитайте задачу.

- Какие главные слова запишем в краткой записи?

- Что известно о массе метеорита Гоба?

- Известна ли масса метеорита Анигито?

- Что надо узнать?

- (имя ) проведет разбор задачи и решит ее.

66 : 2 = 33 ( т ) – масса метеорита Анигито

66 + 33 = 99 ( т )

66 : 2 + 66 = 99 ( т )

Ответ: масса двух метеоритов 99 тонн.

Учитель:

- Хорошо, ракета прошла без потерь через метеоритный дождь.

V. Физминутка.

Не зевай по сторонам
Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать ловким.

Учитель:

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.

VI. Самостоятельная работа.

Учитель:

Луноход – вездеход
Нам с Луны приветы шлет
Говорит : “Дела в порядке!”
В гости всех к себе зовет.

Чтобы благополучно прилуниться, надо определить свой вес. На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Следовательно, на Луне вы будете весить в 6 раз меньше. Зная свой вес на Земле, узнайте, сколько вы будете весить на Луне.

Если ваш вес 24 кг , то сколько вы будете весить на Луне? Как узнали?

(24 : 6 = 4 кг )

Если ваш вес 30 кг, то каков ваш вес будет на Луне? Как узнали? (30 : 6 = 5 кг)

- Заглянем в гости к Лунным жителям. Поможем им решить примеры.

Учитель раздает трем ученикам индивидуальные карточки с примерами. Они работают на классной доске. Класс выполняет самостоятельно № 2 стр. 75, отдельно на маркерной доске этот же номер выполняет ученик.

Проверку индивидуальной работы провести с помощью консультантов. Самостоятельную работу класса можно проверить, выставив маркерную доску.

- У кого нет ошибок?

- Отправляемся на Землю.

- Но что такое? Видимо, мы отклонились от курса. Для того, чтобы поправить дело, надо выполнить следующее задание.

- Самостоятельная работа по вариантам ( записана на доске). Два ученика по вариантам выполняют самостоятельную работу на маркерных досках.

Самопроверка по маркерным доскам.

- Молодцы! Мы благополучно выровняли курс.

VII. Анализ и оценка итогов работы.

Учитель:

Завершаем наш полет.
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!

- Вспомните, какие трудности (задания) вам пришлось преодолевать?

- Что интересного узнали?

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Юрий Гагарин, вернувшись из полета, сказал: “Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.”

- Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта.

- Наш урок подошел к концу.

- Спасибо вам за этот урок.

- Сегодня вы все хорошо поработали. Послушайте оценки…

- Вы подарили мне свои хорошие ответы, активную работу.

- Я хочу подарить вам вот такие небольшие макеты ракет со словами – напутствиям Ю. А. Гагарина: “Хорошо учитесь. Путь знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта”.

- Урок окончен.