Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить обучающихся с загадочным миром древнерусской живописи.
  2. Раскрыть особенности иконы А. Рублёва “Троица”.
  3. Воспитывать духовную культуру. Обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому искусству – иконописи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Учебники Е. В. Саплиной, А. И. Саплина;
  • Рабочие тетради.
  • Фрагменты видеофильмов “Церковь города Мариинска”, “Троица” А Рублёва.
  • Картины К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”, В. А. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.
  • В. М. Васнецова “Богатыри”.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания

- Что вы готовили дома?

(Письменные ответы детей по карточкам )

- Какие вы знаете жанры живописи?

(Портрет, пейзаж, натюрморт)

- Какие картины исторического жанра и мастеров, их написавших, можешь назвать?

(Карл Павлович Брюллов “Последний день Помпеи”, Василий Иванович Суриков “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”,

Виктор Михайлович Васнецов “Богатыри”)

- Как вы думаете, почему исторический жанр в живописи один из самых трудных?

- Расскажите о картине, которая вам больше всего понравилась.

3. Переход к новой теме.

(Связь с ранее изученным)

- Давайте вспомним, как выглядит православный храм?

Главной частью православного храма является алтарь, где находятся священные предметы и куда вход разрешен только священникам.

От остальной части он отделяется стеной с иконами, размещёнными в определённом порядке – иконостасом.

Двери в центре иконостаса называются Царскими Вратами.

Христиан созывают к богослужению колокольным звоном.

Рядом с православным храмом строится колокольня.

Живописным убранством храмового интерьера являются мозаика, фреска, иконы.

Икона – основная святыня, которая призвана приковывать взоры молящихся.

В древних рукописях об иконах сказано так: “Красота её несказанна, и писана она дивно”

- Совершим небольшой экскурс в церковь по фрагменту видеофильма о Мариинской церкви.

(Просмотр фрагментов).

4. Тема урока: “Древнерусские иконописцы”

На этом уроке мы с вами начнём путешествие в мир Прекрасного, побываем в гостях у мастера.

- Кого так на Руси называли?

(Мастер – это искусный, опытный в каком-нибудь деле человек)

На урок дети принесли иконы.

- Вы видите лики с выразительными глазами, которые смотрят на вас с икон осуждающе, может быть сурово. Непонятные сюжеты, непривычные приёмы изображения. Для человека неверующего или не изучающего историю религии, христианское искусство малопонятно.

Икона – основная святыня, которая призвана приковывать взгляды молящихся.

Попробуем с вами приоткрыть дверь в загадочный мир древнерусской живописи.

Она насыщена многочисленными символами.

А) Нимб – сияющий круг вокруг головы.

Б) Крест – напоминание о мученической смерти Христа.

В) Цвет – яркий, чистый, звучный.

Белый цвет (по представлению древних мастеров ) олицетворяет нравственную чистоту, святость.

Черный – символизирует смерть, загробное царство, силы зла.

Красный (червленый, багряный) символизирует жизнь, цвет крови Христа.

Золотой (один из любимых цветов) – изображается на фоне икон, нимбе святых, считается божественным цветом.

Церкви и храмы украшали фресками и мозаикой, но самое большое распространение получила икона – картина с религиозным содержанием. В переводе с греческого означает “образ” В старину иконы были в каждом доме на почётном месте – в красном углу, а так же у развилок дорог, у колодцев, на воротах при въезде в город.

Иконы писали на деревянных досках, которые сушили несколько лет, затем выглаживали топором и передавали иконописцу. Он наклеивал на доску холстину, поверх которой накладывался грунт из рыбьего клея, смешанного с толчёным мелом. Затем мастер полировал доску до блеска.

Краски разводились на яичном желтке. А в завершении работы икона покрывалась олифой (конопляным маслом)

Писание икон считалось богоугодным делом. Первым иконописцем в истории христианства был евангелист Лука, написавший образ Богоматери.

- Каковы же были требования к иконописцам?

  1. Должен быть праведником;
  2. Иметь талант художника;
  3. Знание богослова;
  4. Иконописцем не могла быть женщина;
  5. Не мог быть иконописцем человек другой веры;
  6. Иконописец постился, накануне работы над иконой ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил молитву Богу.

В далёкий 1935 год над Русью нависла опасность – непобедимый полководец Азии Тамерлан двинул несметные полчища на земли русские. Сын Дмитрия Донского Василий послал привезти икону из Владимира в Москву (“Владимирская Богоматерь”). Случилось невероятное – войска Тамерлана повернули восвояси.

(Работа по иконе “Владимирская Богоматерь” )

- Иконописное искусство прославляли и русские мастера. Кто же они?

(Работа по учебнику стр. 86-87 )

Просмотр видеофильма Андрей Рублёв “Троица”

Вывод: Сюжет иконы вечный, как сама жизнь, и трогательный, как любовь.

Лучшая в мире коллекция древнерусской живописи хранится в Москве в Третьяковской галерее.

5. Закрепление.

Самостоятельная работа в творческих тетрадях, задание на странице 45.

Пользуясь учебником дать ответы на вопросы:

- Какие имена русских иконописцев вам известны?

(При проверке показать иконы в книге)

- Как мастер готовил доску для будущей иконы?

6. Итог.

- Что вы узнали об иконописном искусстве?

- Какие мастера прославили иконопись?

7. Заключительное слово учителя:

Академик Лихачёв заметил, что “национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творении двух его гениев – Рублёва и Пушкина.

Именно в их творчестве отчётливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте.

Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его способность к самопожертвованию”.