Социализация личности в процессе внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа


Назначение школы очевидно – дать детям знания по основам наук, предпослав свободу выбора дальнейшего пути. Но здесь они проживают важнейшие этапы социализации – детство, отрочество, юность. А какими будут зрелость и старость, во многом зависит от того, чем были наполнены школьные годы кроме предметов программы.

Речь идёт об активном процессе воспитания, которое и способствует превращению человека из биологического в социальное существо. Каким путём? – путём привития культурных норм и бытовых правил, путём выработки ценностей и идеалов. Эту роль в немалой степени исполняет неформальная внеклассная, внеурочная работа, осуществляемая детскими и подростковыми организациями.

У нас существует “Союз молодых, интересных, деловых” и действует он под руководством Совета старшеклассников. Входят в него школьники 8-11 классов. Стремимся к тому, чтобы Совет стал центром организации внеурочной жизни школьного народа. Для этого учимся видеть проблемы и осуществлять полезные дела, требующие усилий всего коллектива, где каждый бы нашёл место своим возможностям и способностям. Детская или подростковая организация к тому и призвана, чтобы помогать саморазвитию, самораскрытию и самовыражению каждого ребёнка. Растущий человек должен ощущать свой интеллектуальный и духовный рост и, как следствие, гордость за свои успехи. О чём разговор, по сути? – о создании ситуации успеха для детей. Только победа окрыляет и вдохновляет на интересные и полезные дела.

Очень важно вдохновляющее начало. Как подвигнуть ребёнка к работе над собой, разбудить интерес к самосозиданию, открыть возможную альтернативу: ты есть творец или только говоришь о творчестве.

В результате раздумий над этими вопросами возникли стихотворные строки, которые лучше, чем прозаический текст концентрируют идею самосозидания.

Твои начала

Начни отсчёт своим успехам,
Задайся с ленью справиться.
И пусть раздастся громким эхом
То, что тебе нравится.

Найди в себе потенциал
И развивай способности.
Начни писать свой сериал,
Рассказав в подробностях,

Что рождает стих в уме,
Что подбираешь в нотках,
Как оказалась кисть в руке,
Исполнен танец на подмостках.

И спорт-экстрим в твоих руках,
Тренируй умение.
Мечты твоей большой замах
Реализуй с терпением.

Искра божья есть у всех -
Это без сомнения.
Разжечь её - совсем не смех,
Нужно вдохновение.

Ты есть тогда, когда творишь,
Но если победит безделье,
И ты лишь только говоришь,
Ты - ноль иль вовсе в запределье.

Достичь предел мечты однажды
Вполне возможно, но при том,
Когда плодов и результатов жажда
Сильны сейчас, а не потом.

Идея самосозидания может быть реализована через активную внеклассную работу. Её программу мы заложили в “Визитную карточку”, представлявшую нашу организацию на слёте-старте “Караван дружбы”.

Визитная карточка ДО средней школы № 26

“Союз молодых, интересных, деловых” на слёте-старте “Караван дружбы” 21. 09.06 года

Недавно у нас был сбор Большого совета.
Лидеры классов не таили об этом никакого секрета.
Обсуждали, кто мы и на что каждый годен,
И какой школьный люд нынче в моде?

Оказалось – тот,

Который возьмётся за полезное дело и увидит проблему,
Который не растеряется ни перед какою дилеммой,
Создаст вокруг себя “созвездие”,
Оказавшись в нужный час на должном месте:

Кто займётся “Нашим Арбатом”, организовав час творчества,
Кто создаст музыкальное содружество и художественное сообщество
Кто организует конкурс газет-сюрпризов,
Показав возможности юных оформителей и журналистов.

А ещё задуман исторический маскарад
С мечтой устроить цивилизаций парад.
И обязательно увидеть средь прочего
Где в том строе место дома отчего.

Чтобы постичь возможности наших сильных и умных мальчишек,
Проследить их путь до взрослых от малышек,
Защищающих честь школы интеллектуально и физически,
Соберём слёт и посмотрим на них критически.

А девчонки наши – воплощение красоты и мудрости
Тоже не погибнут от ума скудости.
Покажут себя, безусловно, смелыми
На празднике изящества, а также душою зрелыми.

Каждый из нас – звезда на школьном небосводе,
Которых нет в галактической природе.
Зато есть в нашем ребячьем союзе,
И служат они каждая своей музе.

Символ наш – магический кристалл,
В котором, что ни грань, то новый пьедестал.
Пусть будет он площадкой взлёта
Для дальнего прицельного полёта.

А по прошествии всего учебного года,
Взглянув на себя сквозь утекшую воду,
Посмотрим, как выросли мы в своих же глазах,
Насколько широк был успехов размах.

Сколько книг прочитал, стихов написал,
Какую науку постиг и познал.
Что вызывает гордость твою,
О чём бы сказал: “Как песню пою!”

Научился ль тому, чего не умел?
Был не подл, а напротив – честен и смел.
Помог человеку, друзей не подвёл,
Раскрыл свой талант, за собою повёл.

Если сложится так, то можно сказать:
“Год будет прожит отлично, на “пять”!”

И встретившись вновь на 2007-Ассамблее,
Поделимся с вами в апреле,
Насколько были успешны на самом деле.

Наш “Союз молодых, интересных, деловых” участвовал в конкурсе экологических проектов “Актуальная трибуна”. При подготовке возник интересный вариант защиты, а начали мы его таким прологом:

Успех в любой деятельности возможен при соблюдении принципа шести “П”, что предполагает следующее:

Поставить Проблему – да без труда:
Куда ни брось взгляд – с экологией беда.
Шевелим мозгами, чтобы Проект создать,
Работаем руками, чтобы делу придать.

Поискать информацию – идём прямо в кабинет 217-й,
Что находится в здании городской администрации.
Сопоставив всё, создадим Продукт,
Расположив за пунктом пункт.

И, конечно, должна состояться Презентация,
Иначе, зачем эта информация?
И, чтобы сохранить свой труд для истории,
Все рабочие материалы поместим в Портфолио.

В защите проекта стало уместно сочинение восьмиклассника Максима Лепёхина в стиле RAP.

Про природу

Наши заводы
Не берегут природу.
Об этом говорит уже много народу,
Но нет совершенно никакого толку
От того, что об этом говорят все без умолку.
Не очистят атмосферу обычные слова.
Моя же точка зрения такова:

ПРИПЕВ:

Береги, береги, береги природу!
Пусть даже это не вошло у нас в моду.
Береги природу в любое время года,
Береги природу в любую погоду!

По нашим рекам текут грязные воды,
Это наши заводы не берегут природу.
Наша природа женского рода
Значит, нам надо её любить,
Ну и для внуков своих сохранить.

ПРИПЕВ:

Почему вдруг о внуках я заговорил?
Потому что я бы так и прожил.
А внукам, как раз, здесь и дальше жить.
Для них мы природу должны сохранить.
Об этом тоже нельзя забыть.

На этом заканчивается песня моя,
Дослушайте припев и – пока, друзья!

ПРИПЕВ:

Береги, береги, береги природу!
Пусть это даже не вошло у нас в моду.
Береги природу в любое время года.
Береги природу в любую погоду!

ТИТРЫ, переходящие в размышления и предложения

Стих написал Максим на одном дыхании,
И прочли мы его с большим желанием.
Александра-художница создала декорации,
Что придали представлению анимацию.
Катя и Лера танец поставили,
А чтецы своим исполнением послушать заставили.
Не обошлось без реплик Никитиных,
Что возникли из картин увиденных.
Влад с предложением – побольше площадок спортивных.
А Ольга – как создать людей не примитивных,
Которые не только понимают экологические задачи,
Но много делают в своём городе и не без удачи.

Красиво, когда контейнер - кузов,
Но ещё лучше – разделить мусор:
Пластик, бумага, стекло, отходы от пищи –
Может так на дворовой свалке будет чище?!

Возможно, это вызовет у кого-то недоумение,
Но ведь надо формировать общественное мнение.
Иначе победит нас мусор элементарный
И свалка примет характер планетарный.

А ведь планеты больше нет,
Где раскрылся жизни секрет.
И город покидать мы не собираемся,
Намеченное выполнить постараемся.

Воспитать в себе экологическую культуру,
Пусть это станет второю натурой;
Облагородить место своего пребывания -
И спасибо нам скажет среда обитания.

И возникнет в душе картина гармонии,
Будто всплеснутся звуки симфонии.
Привнесётся на Землю красота чудная,
Как результат работы кропотливой и умной.

В “Визитной карточке” на слёте-старте был заявлен “Исторический маскарад”. При продумывании темы появилось такое размышление.

По поводу

Что стоит за понятием “исторический маскарад”?
Может, реконструкция картин каскад.
А что взять в качестве “красной нити”?
Может быть, начиная со времён царицы Нефертити,

Пройтись по временам античности и средневековья,
Спустившись до реки Днепра низовья,
Увидеть Русь, необъятную Россию
Под небом бездонным, синим.

Далее, шагнуть к индустриалам,
В науке, технике и производстве шалым,
Достигшим на поприще своём таких высот,
Что появились индустриалы пост,
Создавши небывалые дотоле вещи
Фантастов выдумок похлеще.

В руках телефон-миниатюрка
В нём необычайно чудная структурка –
Фото, видео и диктофон,
Микрокалькулятор, почтальон –
Входящий и исходящий маг –
Иметь такой мечтает всяк,
Ежели он себе не враг.
И в Интернет через него войти – какой пустяк.
Думаете, функций список весь иссяк?
Как бы не так!
Но обо всех сказать – я не мастак.

* * *

Техника, конечно, чудесней не бывает.
Но что людей так размывает? –
Что ни словцо – жаргон и мат;
Работу выбрать – нужен блат;
А чтоб учиться – деньги заплатил,
Считай, что о профессии мечту ты воплотил.

Или такое только в матушке-России?
Где ж тот Мессия?
Или снова о пророках речь,
Которых Отечество своё не может спечь?

К кому же обращаться за подмогой,
Когда в стране ужасная тревога?

Нищие стоят, сидят, снуют повсюду,
Копаются в отбросах, жаждя блюда.
И ребятня, что без присмотра озираясь,
При самозащите цинизмом прикрываясь,
Будирует вопрос: “А где создатели?
Произвели на свет и бросили сознательно?!”.

Тем более, всё непонятней время,
Реформы – их непосильно бремя.
В заложничестве оказались люди,
Не подозревавшие,что так всё будет:
Передел того, что было общим,
В чью пользу, теперь увидеть проще.
Что голову морочить было
Ваучеризацией? – будь она постыла.
А сколько раз ограбили народ –
Кто и когда всё это разберёт,
Возьмётся подсчитать, вернёт и повинится?
Куда уж там – и в самом сладком сне едва приснится.

Допустим, то, что люд собрал в течение трёх лет,
Исчезло в одночасье – нет, как нет.
Что оставалось? – кинуться в мытарства
И удивляться расторопности родного государства.
Зачем был нужен “чёрный вторник”? –
Ни дать-ни взять _- сплошных трагедий сборник.
Что впереди? – предвосхитить сложно.
Кто нам ответит: “На лучшее надеяться возможно?”

А очень бы хотелось, кстати.
Иначе как работать с детской ратью,
Которой позитив так нужен –
С помощью него ведь детям служим.

Какие же картины в маскараде
Реконструировать возможно, чего ради? –

Чтоб засветились лица детские,
Чтобы исчезли сцены мерзкие,
Чтоб захотелось жить, творя,
И в мыслях и делах паря.

Чтоб детвора воскликнула, родив ошеломительную мысль,
Найдя свой знак и назначенья смысл:
“Да, мы – пророки, мы – Мессия,
И не изменим мы своей России!”

Беседуя с детьми, устраивая дискуссии на тему современья, приглашаю вникнуть в происходящее, проводя исторические параллели.

Неспокойно

Нередкие раздумья приводят к погруженью.
Анализ мыслей нить и …постиженье:

Со всех сторон открытое пространство,
Несказанно красивое полей убранство –
И внешние завоеватели тут как тут:
Хазары, половцы и печенеги жмут.

Сие было тогда, ну, а теперь –
Хоть верь – не верь,

А мало ведь сменилось положенье.
Видится могущества не умноженье,
А потеря собственного лика.
Заметно ль вам явленье мига,
Когда вестернизация и Востока натиск
Настолько явственно глаза нам застят,
Что невозможно рассмотреть сквозь эту пелену
Родную всем российскую волну?

Техническая сторона того влиянья –
Похвально в этом подражанье
И перенятие опыта. Мы разве спорим?
Но зачем и в образах, ментально вторим?

Ведь Русь, Россия была славна соборностью,
Чуждому засилью непокорностью.
Кому-то стало нужно всё сломать,
Вложить свой интерес и образ свой создать.

Безнравственность, разнузданность и вседозволенность –
Кто допустил такую всепозволенность?
Вокруг сплошной непробиваемый цинизм.
А как результат – безверие и нигилизм.

“Возможно ли прервать порочность круга?” -
Всматриваясь в глаза друг друга,
Пытаемся найти ответ.
Но нет его, его всё нет.

“Нет, – говорят дети, - есть ответ, должен быть!”, - и начинают задумываться о времени и о себе.