Фотоинструкции к лабораторным работам

Разделы: Физика, Информатика


Я сторонник “натуральных” практических работ по физике. Считаю, что интерактивная лабораторная работа – это чисто теоретическое исследование, ничего общего с настоящей практикой не имеющая. А в школах детям не хватает именно практики. Многие ученики не умеют работать руками: настроить установку, аккуратно и точно снять показания, даже рационально разместить приборы на столе!

Каковы действия учителя физики по устранению такой беспомощности? Как правило, предстоящую лабораторную работу учитель “проигрывает” на демонстрационном столе, используя именно те приборы и материалы, с которыми предстоит иметь дело ученику на следующем уроке. При всех неоспоримых “плюсах” такой методики, она имеет и существенные “минусы”:

  • приборы “не демонстрационных” размеров, поэтому ученики с последних парт их просто не могут разглядеть во всех подробностях;
  • многие существенные для работы мелочи, обычно приводящие к ошибкам, видны только самому учителю, который может лишь словесно описать классу, что он видит.

Указанные недостатки устраняет демонстрация макро-фотографий поэтапного хода работы. В прошлом учебном году я подготовила комплект таких фотоинструкций к лабораторным работам по курсу физики основной школы (в Эстонии физика как учебный предмет изучается с 8 по 12 класс: 8–9-й – основная школа, 10–12-й – гимназия). Каждая фотоинструкция выполнена в форме презентации PowerPoint. Успешно пройдя испытания на уроках, фотоинструкции стали вполне добротным дидактическим материалом.

Презентация по лабораторной работе показывается в классе накануне этой работы с подробным разъяснением нюансов и разбором возможных проблем. Параллельно оборудование демонстрируется “живьем”. Кроме того, ученики могут освежить в памяти этот материал и дома. В Интернете он размещен на школьном сайте в разделе “Кабинет физики”.

Идея фотоинстуктажа может быть использована любым учителем для практических работ любой сложности и любой тематики. Формат PowerPoint, по моему мнению, наиболее подходящий для этой цели. Хотя, конечно, каждый учитель использует свои возможности, вплоть до профессионального учебного фильма.

Как показывает практика, чтобы слайд презентации был изготовлен корректно, желательно придерживаться следующих правил:

  • на одном слайде одна мысль;
  • минимальный размер шрифта – 24 в компьютерном стандарте;
  • избегать прописных букв (они менее читабельны по сравнению со строчными буквами);
  • использовать контрастные цвета, но не более трех;
  • использовать единый стиль.

В качестве примера хочу здесь привести слайды (рис. 1–12) моей фотоинструкции к лабораторной работе “Проверка закона отражения” (в соответствии с эстонской программой тема “Световые явления” изучается в 8-м классе). Фотографии к этой работе выполнил ученик 12-го класса, о чем я обязательно упоминаю в каждом классе при показе этой презентации.