Тема урока: "История создания тепловых двигателей". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • рассмотреть применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях;
  • объяснить принцип действия тепловых двигателей;
  • показать значение тепловых двигателей в жизни человека;
  • рассмотреть, в чем заключается вредное воздействие тепловых двигателей на окружающую среду и здоровье человека;
  • выяснить пути охраны окружающей среды;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • содействовать формированию навыков сравнения, выделения главного и второстепенного в изучаемом материале, обобщения, логического мышления.  
  • поддерживать интерес к предмету, желание учиться.

Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, экран; модели: ДВС, паровой турбины; плакаты по устройству тепловых двигателей; жидкостный манометр, теплоприемник, нагревательный элемент (электрическая плитка).

Подготовка: учащиеся готовят доклады по темам:

  • “Загрязнение окружающей среды в Саратовской области”.
  • “Основные источники загрязнения окружающей среды в Заводском районе г. Саратова”.
  • “Пути решения проблем, связанных с использованием тепловых двигателей: новые двигатели, биологическое топливо, использование газа, полное сгорание топлива, управление движением городского транспорта, особое покрытие дорог, экологическое воспитание водителей”.

План изложения нового материала:

  • принцип работы тепловых двигателей;
  • устройство и осуществление технической задачи работы ТД;
  • классификация ТД;
  • достоинства и недостатки ТД;
  • способы ликвидации вредных воздействий ТД;
  • закрепление изученного

ХОД УРОКА

– Вы уже знакомы с законом сохранения и превращения энергии и знаете, что внутреннюю энергию тел можно использовать для совершения механической работы. В тепловых машинах внутренняя энергия, освобождаемая при сгорании топлива, преобразуется в механическую энергию. Машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую, называются тепловыми двигателями Это преобразование объясняется так: тела, расширяясь при нагревании, совершают работу. Т.к. газы и пары расширяются наиболее сильно, они используются в качестве рабочего тела.
Важно то, что речь идет не об однократном расширении. Для того чтобы тепловая машина работала непрерывно, нужно, чтобы акты расширения многократно повторялись. Повторяемость актов расширения означает периодический возврат системы в исходное состояние. Но каждое возвращение в исходное состояние требует совершения работы.
Очевидно, что полезный выход работы возможен в том случае, если работа возвращения в исходное состояние меньше, чем работа, получаемая при расширении.
Демонстрация принципа действия теплового двигателя: в трубку жидкостного манометра налита подкрашенная вода. Одно колено трубки соединено с теплоприемником. Теплоприемник нагревается, над нагретой электроплиткой, охлаждается погружением в холодную воду.
Наличие холодильника является обязательным условием действия любого теплового двигателя потому, что полезный выход работы может быть только в процессе передачи тепла от горячего тела (нагревателя) более холодному (холодильнику).
Рабочее тело может совершать работу, когда оно не находится в тепловом равновесии с окружающей средой.

Вопросы классу:

  1. Что называется коэффициентом полезного действия? (Это физическая величина равная отношению полезной работы к затраченной. КПД = ( Ап / Аз)100%)
  2. Что нам известно об этой величине? (Эта величина выражается в процентах. Ее значение ни при каких условиях не может быть больше 100%.)
  3. Что в тепловых машинах совершает полезную работу? (Полезную работу совершает рабочее тело – газ или пар.)
  4. Какая энергия тратится в тепловых двигателях? (Энергия , которую газ получает от нагревателя топлива.)

Существует несколько видов тепловых двигателей. (Слайды № 2)

Классификация тепловых двигателей

Двигатели Внешнего Сгорания:

  • Паровая машина
  • Паровая и газовая турбина

Двигатели Внутреннего Сгорания:

  • Бензиновые, дизельные
  • Реактивные

Историческая справка

Одним из первых воспользоваться движущей силой пара попытался французский физик Дени Папен. Он пришёл к идее пароатмосферного двигателя, представляющего собой цилиндр с поршнем, который мог подниматься под давлением пара и опускаться при его конденсации. Однако учёный так и не смог создать работоспособное устройство.

В 1698 г. английский инженер Томас Севери изобрёл паровой насос для подъёма воды. В 1707 г. насос Севери был установлен в Летнем саду в Петербурге. (Слайд № 3. Насос Томаса Севери: 1 – резервуар, 2 – паровой котел, 3 – водосборник, 4 – резервуар, 5 – кран, 6 и 7 – клапаны, 8 – резервуар)

Английский механик Томас Ньюкомен создал в 1711 г. паровую машину для откачки воды из шахт. Пароатмосферная машина непрерывного действия создана Ползуновым И.И. в 1764 г. (Слайд № 4: 1 – цилиндр, 2 – поршень, 3 – балансир, 4 – меха, 5 – котел, 6 – парораспределительный кран, 7 – водораспределительнцй кран, 8 – бак.)

1765 г. Джеймс Уатт сконструировал принципиально новый паровой двигатель. Его машина могла не только откачивать воду, но и приводить в движение станки, корабли и экипажи. (Слайд № 5). В 1769 – 1770 гг. французский изобретатель Никола Жозеф Кюньо сконструировал паровую повозку – предшественницу автомобиля. Она до сих пор хранится в Музее искусств и ремёсел в Париже. Американец Роберт Фултон провёл в 1807 г. построенный им колёсный пароход “Клермонт” по реке Гудзон.

25 июля 1814 г. локомотив английского изобретателя Джорджа Стефенсона протащила по узкоколейке 30 т груза в 8 вагонах со скоростью 6,4 км/ч. Джемс Несмит создал мощный паровой молот, совершивший настоящий переворот в металлургическом производстве. А предшествовали этому простейшие, на первый взгляд, изобретения прообразов паровых турбин: шар Герона (слайд № 10: 1 - котел, 2 - шар) и турбина Бранка. (Слайд № 6: 1 паровой котел, 2 – сопло, 3 – лопости колеса.)

Современные турбины имеют всё тот же принцип работы (Слайд № 7, плакат, модель)

Достоинства и недостатки тепловых двигателей. (Слайды № 8 – 11)

Слово учащимся, подготовившим доклады на темы экологических проблем, связанных с применением тепловых двигателей.

Способы ликвидаций вредных воздействий тепловых двигателей на окружающую среду

Доклады учащихся на эту тему.

  • Использование экологически чистых источников энергии
  • Техническое усовершенствование двигателей
  • Создание объездных дорог
  • Создание “зелёных” дорог
  • Преумножать зелёный покров земли
  • Не пользоваться личным транспортом без особой нужды
  • Экономично использовать электроэнергию, воду
  • Бережно относиться к зелёным насаждениям
  • Собирать макулатуры в целях экономии леса, сдавать вторсырьё

Закрепление нового материала

Заполнить диаграмму (слайд № 12). Проверить степень усвоения материала (слайд №13).

Вопросы классу:

  1. Какие устройства называют ТД? (Устройства , в которых внутренняя энергия топлива преобразуется в механическую энергию, называются ТД.)
  2. Можно ли огнестрельное оружие отнести к ТД? (Да)
  3. Какие превращения энергии происходят? (Внутренняя энергия газов превращается в кинетическую энергию пули или снаряда.)
  4. Можно ли человеческий организм отнести к ТД? (Да)
  5. Изменяется ли температура пара в турбине? (Да, уменьшается.)
  6. КПД ТД 45 %. Что означает это число? (45% энергии идёт на совершение полезной работы, а 55% энергии тратиться впустую на обогрев атмосферы, двигателя и т.д.)

Домашнее задание: § 21, конспект урока

Список используемой литературы:

  • Пёрышкин А.В. Физика. 8 кл. М.: Дрофа, 2004.
  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. М.: Просвещение, 2004.
  • Гулиа Н.В. Парадоксальная механика в вопросах и ответах. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  • Физика: Занимательные материалы к урокам. 8 кл./ Автор-составитель А.И. Сёмке. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  • Кирик Л.А. Физика-8. Методические материалы. М.: Илекса, 2003.

Приложение 1 – Презентация