Урок истории в 3-м классе по теме: "Герб"

Разделы: Начальная школа


Тема: Герб.

Цели:

  • Уточнение представлений учеников о гербе.
  • Развитие наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы, обобщать.
  • Воспитание умения слушать, культуры общения.

Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.В., Саплин А.И.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о деньгах. Давайте вспомним, как назывались стороны монеты.

Дети: Аверс, реверс.

Учитель: Что было изображено на аверсе монеты?

Дети: Герб той страны, где выпускалась монета.

Учитель: Сегодня мы будем работать над понятием “герб”, будем учиться различать и сравнивать гербы, постараемся понять, какую функцию они выполняют.

II. Общее понятие о гербе

Учитель: Скажите, что вы знаете о гербе?

Дети: Герб от польского – наследство, эмблема, отличительный знак, сочетание фигур и предметов.

Учитель: Сравните эти определения.

Дети сравнивают, находят сходства и различия.

Учитель: Найдите и прочитайте в энциклопедии определение герба.

Дети: “Герб – отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что древнейшим прообразом (вариантом) герба были изображения животных, покровителей племен в первобытном обществе? Предшественниками гербов были знаки собственности (знамена, метки – у славян, тамги – у тюрков и монголов). Первыми гербами были эмблемы, постоянно повторяющиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира.

Учитель: Скажите, о каких гербах вы слышали или читали?

Высказывания детей.

III. Понятие родового герба

Учитель: Другое название семейного герба – родовой.

Что такое родовой герб и когда такие гербы появились, рассказывает ученик, подготовивший самостоятельно это сообщение по этому вопросу.

Учитель: В сообщении Саши говорилось о рыцарях, и поэтому послушайте Сергея, который подготовил сообщение о рыцарских турнирах. Будьте внимательны, по тексту будут заданы вопросы.

Сообщение второго ученика.

Учитель: Какие новые слова вы отметили?

Дети: Герольд, геральдика. (Вывешиваются таблички со словами.)

Учитель: Что вы знаете из прочитанных об этом книг?

Дети: Герольд – с немецкого глашатай, проверяли родословную, объявляли правила турнира, следили за ходом турнира.

Учитель: Сравните эти определения.

Дети сравнивают, находят сходства и различия.

Учитель: Кому интересно более подробно узнать о герольдах, прочтите книгу Е.Д. Смирнова “Путешествие в историю”.

Учитель: Найдите и прочитайте в энциклопедии определение геральдики.

Дети: “Геральдика – наука, изучающая гербы”.

Учитель: Знаете ли вы, как возникла геральдика?

Дети: Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Основателями геральдики были герольды. Вывод: понятия “герольд” и “геральдика” связаны между собой. (На доске показывается связь между понятиями.)

Учитель: Ребята, зачем герб рыцарю?

Дети: Так как письменность была развита слабо, отличительные знаки рода обозначали в виде рисунков.

IV. Правила составления гербов

Учитель: Гербы составлялись по определенным правилам.

Вывешиваются плакаты с изображением гербов.

Какие особенности составления гербов вы заметили?

Дети: Цветовое решение, форма щитов на гербе (из какой страны рыцарь), изображение животных и растений.

Учитель: Где помещали родовые гербы?

Дети: На зданиях, воротах замков, каретах.

V. Групповая работа по обсуждению герба

Учитель: Охарактеризуйте герб и предположите, кому он принадлежал.

Обсуждение задания в группах, выступления детей.

VI. Обобщение

Учитель: Решим для себя, как мы усвоили те понятия, которые встретились на уроке. Отгадайте исторический кроссворд.

  1. Отличительный знак, эмблема, сочетание фигур и предметов. (Герб)
  2. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости. (Турнир)
  3. Глашатай на рыцарском турнире. (Герольд)
  4. Наука о гербах, гербоведение. (Геральдика)

 Открывается кроссворд, сравниваются ответы, выявляются ошибки.

VII. Итог урока

Учитель: Что нового узнали? Что такое герб, геральдика? Кто такие герольды?

Ответы детей.

Учитель: Чему научились?

Дети: Научились читать гербы, сравнивать их, находить отличительные признаки гербов.

Учитель: Для чего нам эти знания?

Дети: Уметь связывать родовой герб с гербом города или государства.

Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу.