Формирование информационной культуры учащихся на уроках экономики

Разделы: Экономика


Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
  • грамотно работать с информацией;
  • самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Информационная культура - это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач. Проводником информационной культуры является учитель, который сам производит информацию и своим трудом показывает, как это нужно делать.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, активная познавательная деятельность каждого учащегося. Наиболее подходящими для этого формами деятельности учащихся будут: написание эссе, решение кейсов, проблемное обсуждение, исследования, работа в малых группах, творческие домашние задания. Экономика – это предмет, который позволяет все эти формы широко использовать. Имеющиеся учебники быстро устаревают, периодическую печать сейчас школьники почти не читают, поэтому недостаток информации остро ощущается. Используя активные познавательные методы, этот информационный вакуум можно устранить, при этом, формируя определенные навыки, которые помогут эту новую информацию усвоить, проанализировать, использовать в дальнейшем. Так например, для отработки навыка составления рецензии учащимся даются рефераты выпускников и предлагается написать на них рецензию по плану. Для отработки навыка выступления перед аудиторией учащиеся готовят выступления по теме урока. Часто эти выступления служат началом дискуссии.

Отслеживание навыков информационной культуры я предлагаю путем ведения технологических карт. После выполнения того или иного задания я отмечаю состояние навыка у учащихся цветом. Это необходимо, чтобы соблюсти корректность. В течение года выявляются западающие навыки, и для их корректировки подбираются индивидуальные задания для отдельных учащихся.

Технологическая карта навыков информационной культуры старшеклассников

Навыки Ф.И. учащегося
Иванов Петров Сидоров Федоров
Выделение и формулирование главной мысли        
Составление планов различных видов        
Описание фактов, явлений, событий, деталей        
Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами        
Логика изложения        
Анализ данных        
Критическое мышление        
Навык определения и разработки темы        
Выступление перед аудиторией        
Составление конспекта темы        
Составление рецензии        
Проводить работу исследовательского характера        
Владение различными способами само и взаимоконтроля        
Вести полемику, участвовать в дискуссии        
Решать проблемные учебные задачи        
Осуществлять мыслительный эксперимент        

Для заполнения карты пользуйтесь следующими символами:

К (красный) – устойчивое владение навыком

Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован

З (зеленый) – навык сформирован частично

С (синий) – навык практически не сформирован