Урок литературы в 8-м классе по произведению "Маленький принц"

Разделы: Литература


Тема урока. Урок внеклассного чтения по сказке “Маленький принц”. А.де Сент-Экзюпери.

Цели урока.

  • Познакомить с жизнью и творчеством французского писателя А. де Сент-Экзюпери;
  • Дать понятия о философском произведении, где звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях.

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • иллюстрации учеников к сказке “Маленький принц”;
  • магнитофон.

Эпиграфы:

Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство.

А. де Сент-Экзюпери

…Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

А. де Сент-Экзюпери

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… так считал один из самых удивительных людей – мечтатель, летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс! (чтение эпиграфов к уроку).

“Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство”.

“…Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из низ об этом помнит”.

II. Сообщение учеников некоторых фактов из биографии А. де Сент-Экзюпери

III. Слово учителя

Антуан де Сент-Экзюпери – человек необыкновенный. Это поэт, мыслитель и …пилот-профессионал. Он родился в Лионе, в семье графа де Сент-Экзюпери, рано лишился отца и рос под духовным влиянием матери.

Разнообразие дарований и интересов, которым была отмечена вся его жизнь, обнаружилось у него с детства. Неистощимый в выдумках и проказах, первый заводила в шумных играх и импровизационных детских маскарадах, он мог часами неподвижно сидеть перед камином и грезить наяву, глядя на огонь. Он рано начал писать стихи, задумчивые и грустные; хорошо рисовал, хорошо играл на скрипке. Но самая большая его страсть с детства – техника. Работа механизмов, слаженность машин зачаровывает его, как стихи, как музыка. Он вечно что-то изобретает, из жестяных банок мастерит телефон, он мечтает стать хозяином настоящим, “взрослых” машин.

Свое первое воздушное крещение Антуан получает двенадцати лет от роду. Летчик Ведрин, знаменитый в ту пору французский авиатор, поднимает его в воздух над городом Амберье.

Первые произведения писателя – повести “Южный почтовый” и “Ночной полет” - о жизни и труде летчиков. Любовью к людям наполнена его лучшая повесть – “Планета людей”.

Когда началась Вторая мировая война, он был признан негодным для службы в авиации, но все равно продолжал воевать. После того как Францию захватили гитлеровские войска, Экзюпери оказался в эмиграции в Америке. Пилот опять добивался права сражаться за мир на Земле. Уже немолодой, израненный (Экзюпери не мог сам натянуть комбинезон и забраться в кабину), он еще мог летать и вести разведку: 31 июля 1944 г. он поднялся в воздух, но на базу его самолет не вернулся. (Долгое время его считали пропавшим без вести. Только в 50-е г., в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документального характера, подтверждающая его гибель. В 1986 г. “Обществу друзей Сент-Экзюпери” удалось найти очевидца его гибели, которым оказался 15-летний подросток. Экзюпери совершал разведывательный полет, пулемета на борту не было и летчик оказался практически беззащитным перед фашистским истребителем. Самолет загорелся и пошел на снижение в сторону моря. Сент-Экзюпери жил недолго и написал не очень много, но успел сказать людям самое главное.

IV. Звучит песня “Нежность” (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).

V. Учитель читает стих Е. Евтушенко “Людей неинтересных в мире нет”

VI. Беседа с учащимися

  1. Подумайте, какая связь между сказкой А. де Сент-Экзюпери и этим стихотворением современного поэта Е. Евтушенко?
  2. Что вам показалось необычным в этой книге?
  3. Вспомните, что такое сказка? Почему автор обратился к этому жанру?
  4. Прочитайте посвящение. Какова его роль? (Леон Верт – художник, критик, журналист, писатель).
  5. Дайте характеристику рассказчику. Отчего он испытывает неудовольствие?
  6. Найдите завязку.
  7. Почему могли подружиться летчик и Маленький принц.
  8. Дайте характеристику Маленькому принцу. Каково его основное правило?
  9. Какой человек возмущает Маленького принца, и он называет его грибом?
  10. В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей. Что ценно для Маленького принца? Для обитателей астероидов? Для рассказчика?
  11. Чему учит история отношений Маленького принца и розы?
  12. Кого встречает во время своего путешествия герой? Для чего нужны обитатели астероидов?
  13. Как оценивает их Маленький принц?

VII. Слово учителя

В письме к матери Экзюпери писал: “мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр…всегда будет мне казаться безнадежно более истинным, чем любой другой”.

“Маленький принц” - сказка символическая: юный герой – это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолета в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убежден, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца:

- Люди у тебя на Земле, - сказал Маленький принц, - выращивают пять тысяч роз в одном саду… и не находят того, чего ищут…

- Да, не находят…- подтвердил я.

- А между тем то, чего они ищут, можно бы найти в одной-единственной розе или в глотке. Но глаза слепы. Надо искать сердцем”.

Сказка “Маленький принц” - это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Современник писателя Пьер Декс так высказался о ней: “нужно уметь прочесть в простых словах этой сказки много настоящей боли, самую душу раздирающую драму, когда-либо выпавшую на долю человека. Требования, предъявленные Сент-Экзюпери к людям, слишком велики, чересчур возвышены для общества в котором он жил”.

И это так. Экзюпери оставался в душе ребенком, остро ощущая разлад среди людей.

VIII. Беседа с классом

  1. В чем заключается конфликт в сказке?
  2. Тема ответственности в сказке. За что должен быть в ответе человек?

IX. Слово учителя

Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупированы фашистами. Существует мнение, что баобабы – это символ фашисткой угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное растение, а привела к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призывал всех людей планеты к ответственности за все происходящее на Земле.

X. Беседа с классом

  1. Для чего нужен Лис? (чтение отрывка – рассказа с Лисом гл.XXI.)
  2. Какие мудрые выражения есть в сказке?

- Себя судить куда труднее, чем других.

- Одни только дети знают, что ищут.

- Там хорошо, где нас нет.

- Зорко одно лишь сердце.

- Самое главное то, чего не увидишь глазами.

- Вода бывает нужна и сердцу.

- У каждого человека свои звезды.

- Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения.

- Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

- Власть прежде всего должна быть разумной.

XI. Подведение итогов

Слово учителя.

Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия – это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово “философия” используют как синоним к слову “мудрость”. В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей.

Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц – это не только образ конкретного героя, но и символ ребенка вообще; роза – это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис – это символ природы, друг; астероид малыша – это символ планеты, а еще – это далекий для многих взрослых мир детства.

XII. Попробуйте сформулировать идею сказки

Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные чудеса, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети – это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства.

Слово учителя.

Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение летчика в пустыне – встреча с обитателями далекой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца.

XIII. Чтение стихотворений

(А. Барто “Дарю тебе сердце”).

Дарю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй где угодно,
Ходи с ним повсюду.
Рисуй, что захочешь,
Сердиться не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.

(В. Шифрин “Миг”).

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Прикладывайтесь к родникам, -
Ничто не повторится!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.

Звучит песня “Маленький принц” (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева).

Д/з. Написать письмо Маленькому принцу.

Литература.

  1. Зарубежная литература. Пособие по факультативному курсу для учащихся 8 – 10 кл. (Под. Ред. С.В. Тураева – 4 изд. Дораб. – М.: Просвещение, 1984).
  2. Зарубежная литература для детей и юношества. Учеб. для ин-тов культуры. В 2 ч., ч 2/н Н.П. Банникова, Л.Ю. Брауде, Т.Д. Венедиктова и др. Под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской М., Просвещение, 1989.
  3. Антуан де Сент–Экзюпери. Планета людей. Маленький принц. Чебоксары: Чуваш. кн. Изд-во, 1982.
  4. Золотарева И.В., Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе 8 кл. 2-е изд. Испр. и доп. М., “ВАКО”, 2004.
  5. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. 3-е изд., М.: “Торгово-издательский дом “Русское слово – РС”, 2002.

Приложение