Уроки развития речи по литературе

Разделы: Литература


Урок № 9. Суд над Обломовым.

Цели:

  • контроль чтения и запоминания;
  • обучение ведению дискуссии;
  • подготовка к сочинению;
  • развитие логического мышления;
  • развитие творческих способностей;
  • нравственное воспитание.

Оснащение:

  • роман “Обломов”, вопросник, статьи Добролюбова и Дружинина (конспекты), телевизор, видео, к/ф “Несколько дней из жизни Обломова”;
  • шапочки, парики и мантии судей (из ватмана);
  • папка для оформления “дела Обломова”.

Вопросник:

1. Что можно сказать о детстве, юности и воспитании Обломова?

2. Характеристика родителей Обломова и жителей Обломовки.

3. Характеристика семьи, воспитания и жизни Штольца.

4. Характеристика Ольги Ильинской.

5. Может ли жизнь Штольца и Ольги и их отношение к Обломову считаться идеалом, образцом для подражания?

6. Положительно или отрицательно их влияние на Обломова?

7. Герои романа и их двойники в фильме.

8. Модель счастья Обломова, Ольги, Штольца. Есть ли идеал?

9. Ваше отношение к Обломову: жалок он, противен или смешон. Аргументировать.

Судья, присяжные, обвинители и защитники – всего 17 человек – выбираются заранее. Секретарь суда ведёт протокол. Остальные – присутствующие на суде с правом голоса против или в защиту героев. При наличии в группе артистичных ребят, можно провести урок-спектакль, где герои будут говорить сами за себя, спорить, обосновывать свою философию жизни.

Необходимо подвести учащихся к выводам: детство, семья, воспитание формируют личность и образ жизни; жизнь Штольца и Ольги не образец для подражания; невозможно насильственным образом перевоспитать взрослого человека и привить ему чужой образ мыслей и жизни. Нужно показать, что не существует формулы счастья, но жизнь каждого должна быть наполнена полезной деятельностью, духовностью и любовью к людям.

Урок № 16. Все ли подлецы в драме “Бесприданница”?

Цели:

  1. контроль чтения и усвоения;
  2. развитие логического мышления;
  3. написание сочинения;
  4. нравственное воспитание.

Оснащение: текст драмы, вопросник, наброски сочинений, характеристики персонажей, толковый словарь.

Вопросник:

1. Характеристики персонажей – Паратов, Карандышев, Кнуров, Вожеватов, Лариса.

2. Отношение мужчин к Ларисе.

3. Что такое подлость вообще и подлость по отношению к Ларисе?

Ваше отношение к Ларисе и героям-мужчинам: кого жаль, кто отвратителен. Аргументировать.

4. Как могла бы сложиться семейная жизнь Ларисы с Паратовым? С Карандышевым?

5. Могла ли Лариса быть счастлива? С кем из героев? Почему? Аргументы.

6. Удачно ли воплощены образы героев драмы в к/ф “Жестокий романс”? удачно ли вообще киновоплощение драмы? Аргументируйте ответ.

7. Выстрел Карандышева – это “плюс” или “минус” в личности героя?

8. Кто из героев больший подлец – Паратов или Карандышев, Вожеватов или Кнуров? Можно ли применять критерий “больше-меньше” к подлости?

Необходимо подвести учащихся к выводу о подлости современной Островскому жизни; о том, что герои не могли поступать иначе в тех условиях; о недопустимости подобного отношения к женщине. Надо провести параллель между временем пьесы и нашей действительностью и показать актуальность проблем, обозначенных в драме. Необходимо доказать, что человеческие чувства нельзя измерять деньгами, невозможно применять математические понятия для объяснения человеческих чувств и морально-нравственных понятий. Нужно, чтобы группа сделала заключение о том, на чём должны основываться отношения между людьми.

Урок № 22. Я – Базаров

Цели:

  • контроль чтения и усвоения;
  • разработка сочинения;
  • развитие логического мышления и памяти;
  • обучение умению перевоплощаться в литературный персонаж.

Оснащение: текст романа “Отцы и дети”, конспекты статей: Д.Писарев “Базаров” и И.Тургенев “Гамлет и Дон Кихот”, наброски сочинения, вопросник.

Вопросник:

1. Что такое “нигилизм”?

2. Характеристика Базарова, Кирсановых

3. Споры Базарова и Кирсановых

4. Отношение Базарова к людям

5. Ваше отношение к герою

Ответы – от первого лица, характеристики героев, философия, отношение к жизни и людям – с точки зрения Евгения Базарова.

Например:

Зовут меня Евгений Базаров. Происхожу из крестьян – дед землю пахал, отец был полковым лекарем в полку генерал-майора Петра Кирсанова. Я – будущий врач, учился в Петербургском университете. Там и познакомился с Аркадием Кирсановым. Он меня забавляет: странные у него взгляды, всё пытается мою философию нигилизма перенять – но натура не позволяет. Рыхлая натура. Ну да пусть играется.

Познакомился я нынешней весной с его родными – отцом, Николаем Петровичем (Пушкина читает и играет на виолончели – а у самого уж сын взрослый) и дядюшкой, Павлом Петровичем. Интересный экземпляр, экзотический. Эти воротнички, запонки, маникюр – в глуши деревенской! Меня зовёт “волосатым” (думает, я не слышу)… и т. д.

Уроки № 34 –35. Эссе по поэзии А.Фета и Ф.Тютчева “Природа, космос, мироздание” (по материалам Интернета)

Цели:

  • развитие памяти, мышления, обогащение словаря;
  • развитие творческих способностей;
  • обучение декламации и анализу поэтического текста.

Оформление: портреты поэтов, иллюстрации к стихам, магнитофон, музыкальные записи.

1. Вступление. Голос природы зовёт и манит человека. Во все времена люди хотели познать и понять этот зов. Изучение природных явлений – удел науки, но и искусство внесло свой вклад в процесс познания. Поэзия – тоже необходимая форма проникновения в тайны мира, возникшая вовсе не случайно в процессе становления разумной жизни. Художники слова приподнимают завесу над тайнами Вселенной.

2. Сообщение учащегося об особенностях поэзии А.Фета.

3. А.Фет в природе видит гармонию; чувство поэта – восторг души, очарование природой. Любимое время суток у Фета – ночь. Литературно-музыкальная композиция “Тысячу раз мой привет тебе, ночь!”

4. Ф.Тютчев – удивительный и своеобразный поэт; он также вдохновенный певец природы, но, в отличие от Фета, - поэт-мыслитель. Он не просто любуется природой, она вызывает у него размышления о загадках мироздания, вечных вопросах бытия.

5. Анализ стихотворений Ф.Тютчева (заранее даны задания на дом): “В небе тают облака” - вечность природы; “Не то, что мните вы, природа” - особый язык; “О чём ты воешь, ветр ночной?” - хаос в природе; “Ночное небо так угрюмо” - непостижимость природы; “Последний катаклизм” - эволюция мироздания; “Как океан объемлет шар земной” - беспредельность мира; “Природа – сфинкс” - таинственность.

6. Подведение итогов урока. Мы убедились в том, как индивидуально восприятие и изображение природы у каждого поэта. Для А.Фета это прежде всего красота; для Ф.Тютчева – сфинкс, тайна.

7. Домашнее задание. Написать эссе или стихи о природе, космосе, мироздании, не забывая о том, что природа должна быть не фоном, а частью человеческой души. Учитель читает собственные стихи по данной теме.

8. Примечание: последнее задание можно дать и для подготовки к уроку 34 - 35.

Уроки № 86 – 87. Кому живётся хорошо в современной Руси?

Цели:

  • повторить и закрепить пройденный материал;
  • контроль чтения и усвоения материала;
  • развитие логического мышления, памяти, творческих способностей учащихся;
  • разработка сочинения.

Оснащение: вопросник, тексты произведений (Некрасов, Тургенев, Салтыков – Щедрин, Лесков, Достоевский, Чехов).

Вопросник:

1. Что, по-вашему, входит в понятие “жить хорошо”?

2. Кто из персонажей изученных произведений жил хорошо? (сообщения о героях: поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, Базаров, Кирсановы, Иудушка Головлёв, персонажи “Очарованного странника”, персонажи “Вишнёвого сада”).

3. Основные представители социальных слоёв современного общества (бизнесмены, гос.служащие, бюджетники, военные, маргиналы, дети, молодёжь, старики и т.д.) – кто из них живёт хорошо, по вашему мнению?

4. Что бы вы сделали для улучшения современной жизни?

Ход урока

1. Сообщения о литературных персонажах;

2. Ответы на вопросы;

3. Разработка сочинения;

4. Домашнее задание: сочинение по теме “Кому живётся хорошо в современной Руси”. Жанр любой – письмо, эссе, интервью, очерк, стихотворение.

Уроки № 88 – 89. Легко ли быть добрым.

Цели:

  • повторить и закрепить пройденный материал;
  • изучение круга читательских пристрастий;
  • развитие логики, памяти и творческих способностей;
  • разработка сочинения.

Оснащение: вопросник, тексты произведений (Тургенев, Салтыков – Щедрин, Лесков, Достоевский, Толстой; авторы прочитанных по выбору произведений).

Вопросник:

1. Что такое доброта?

2. Что вы можете сказать о героях прочитанных книг: кто из них добр, кто - нет и докажите.

3. Доброта в современном мире: возможна ли, это проявление силы или слабости человека?

4. Жизнь сама по себе добро или зло? Современная цивилизация?

5. Добро – зло с духовной точки зрения.

Ход урока

1. Сообщения учащихся;

2. Ответы на вопросы;

3. Разработка сочинения.

Домашнее задание: сочинение на данную тему. Сочинение любого жанра – эссе, очерк, интервью, письмо, стихотворение.

Уроки № 90-91. Буримэ - клуб (работа по группам).

Цели:

  • расширение круга чтения;
  • развитие творческих способностей;
  • оптимизация обучения.

Оснащение: карточки с текстами, свечи в подсвечниках, скатерть, карты с набором рифм.

Ход урока

1. Учащиеся получают карточки с текстами известных стихотворений, в которых отсутствуют одна – две рифмы. Задание: восстановить текст. Используются стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Фета, Тютчева из школьной программы.

2. Раскладывается “пасьянс”, группы выбирают карты (по жребию) – королей, дам, валеты, тузы и т.д. – на “рубашках” карт – наборы рифм. Задание: придумать стихи с этими рифмами (можно по каждой карте отдельно, можно “в комплекте”).

3. Учащиеся дают друг другу (по группам) заранее приготовленные наборы рифм. Задание: придумать стихи с этими рифмами.

Домашнее задание: разработать похожий урок, но использовать другое оснащение и другие задания.

Хитрости: рифмы на картах идентичны.

Рифмы:

“король” - порог/залог

“королева” - слеза/гроза

“валет” - звёзды/поздно

“туз” - звать/сорвать

“десять” - слово/снова

“девять” - красота/пустота

Уроки № 92-93. Я – литературный персонаж (по программе 10 класса)

Цели:

  • контроль чтения и усвоения;
  • закрепление и повторение программы;
  • развитие памяти и логики;
  • развитие творческих способностей.

Оснащение: портреты писателей, иллюстрации к произведениям, газеты, изготовленные учащимися, произведения, изученные на уроках в 10 классе.

Используются персонажи: Обломов, Штольц, Тихон, Карандышев, Паратов, Базаров, Павел Петрович, Николай Петрович, Аркадий, Иудушка Головлёв, Болконский, Пьер Безухов, Раскольников, Порфирий Петрович, Гаев, Фирс.

Ответы могут быть устными или заранее подготовленными письменными (тогда их коллективно обсуждают; объём миниатюры – 2 страницы).

Результат: сочинение по заданной теме с использованием цитат из произведения, в котором “живёт” герой. Объём работы – 6 страниц (3 листа).

Допускаются фантазии о будущей судьбе героев.

Уроки № 94-95. Узнай текст и восстанови его.

(игровые уроки с использованием сказок и известных стихотворений).

Цели:

  • оптимизация учебного процесса;
  • развитие памяти и связной речи;
  • обогащение словаря;
  • привить любовь к русской культуре.

Оснащение: карточки с текстами, иллюстрации к сказкам, магнитофон, кассеты с музыкальными записями.

Задание 1: по пересказу узнать сказку или стихотворение и восстановить текст как можно точнее.

Задание 2: (заранее) подготовить пересказ для группы-соперника и восстановить полученные тексты.

Для заданий берутся тексты: “Колобок”, “Репка”, “Золотая рыбка”, “У Лукоморья”, “Крошка-сын к отцу пришёл”, “Белеет парус” и др. легко узнаваемые тексты.

Уроки № 96-97. Зачётные уроки по индивидуальным заданиям

Цели:

  • контроль усвоения программы;
  • проверка знаний, умений и навыков по созданию связного текста;
  • выставление итоговых оценок.

Задания даются методом жребия:

1. Я – литературный персонаж.

2. Тема любви в литературе 2-й половины 19 века (на примере одного произведения).

3. Пьесы Островского “Гроза” и “Бесприданница”.

4. Поэзия 2-й половины XIX века о природе, человеке и Космосе (Фет и Тютчев).

5. Образы поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

6. Герои романа “Война и мир” (семьи Ростовых и Болконских, Пьер Безухов, Тушин, Каратаев).

7. Женщины в литературе 2-й половины XIX века (Ольга Ильинская, Катерина, Лариса, Фенечка, Одинцова, Наташа Ростова, Элен, Марья Болконская, Соня Мармеладова, Раневская).

8. К уроку необходимо повторить произведения, пройденные в 10м классе, характеристики персонажей.

Итог:

  1. написание в классе сочинения по полученной теме, объём – не менее 2-х листов (4 страницы).
  2. годовые оценки по русскому языку и литературе.