"Будь здоров!". Оздоровительная технология для работы с дошкольниками в условиях Крайнего Севера

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

За последние три года в среднем около 10% детей, поступивших в наш детский сад, отнесены к первой группе здоровья. Более 13% имеют хронические заболевания. Среди них нарушение осанки, аллергические заболевания, патология зрения, заболевания верхних дыхательных путей. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту.

На основе изучения результатов анкетирования, анализа информированности педагогов и родителей в вопросах охраны и культуры здоровья, социального портрета семей воспитанников, мы пришли к выводу, что на состояние здоровья ребёнка в условиях Норильска влияют следующие факторы

  • Климатогеографические: низкие температуры воздуха, недостаток солнца, биомагнитные бури, дефицит двигательной активности;
  • Техногенные: неблагоприятная экологическая обстановка, выбросы газа;
  • Биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неполноценное питание;
  • Социальные: падение уровня жизни, стрессы, недостаточная подготовка воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недостаточность врачебного контроля в МДОУ.

В связи с этим была поставлена задача создания оздоровительной технологии, адаптированной к условиям Крайнего Севера.

Целью работы по оздоровительной технологии “Будь здоров!” мы определили формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни. Для её достижения необходимо решить ряд задач:

1. Помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для осознанного включения в работу по укреплению психофизического здоровья

2. Формировать здоровый организм ребёнка через активную деятельность.

3. Поддерживать стремление дошкольника к самопознанию и создавать условия для внутренней активности личности.

4. Формировать навыки саморегуляции поведения ребёнка, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

5. Направлять совместную работу педагогического коллектива МДОУ и родителей на развитие и закаливание организма ребёнка.

Основные положения

В течение десяти лет коллектив МДОУ “Детский сад № 97 “Светлица” работает над проблемами физического воспитания дошкольников. На базе детского сада была разработана и создана региональная программа физического воспитания детей старшего дошкольного возраста “Север”.

Продолжением работы стала разработка оздоровительной технологии “Будь здоров!”, которая включает в себя ряд обязательных условий, обеспечивающих фон здоровья для осуществления успешного физического и умственного развития детей.

В работе мы исходим из положения, что здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях причин здоровья или нездоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта.

Мы считаем, что у ребёнка-дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него. Чем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.

Мы определили стратегические задачи по формированию мотивации здорового образа жизни по возрастам:

  • младший дошкольный возраст – формировать элементарные навыки личной гигиены; формировать навыки охраны личного здоровья, здоровья окружающих;
  • средний возраст – формировать элементарные навыки здорового образа жизни;
  • старший дошкольный возраст – формировать представления о факторах, влияющих на здоровье человека; формировать установку на здоровый образ жизни (самосознание, саморегуляцию).

Исходя из стратегических задач возраста, мы определили текущие задачи:

1 младшая группа

  1. Приобщать ребёнка к здоровому образу жизни.
  2. Формировать навыки охраны личного здоровья.
  3. Поддерживать (поощрять) потребность в самостоятельной двигательной активности.

2 младшая группа

  1. Формировать навыки здорового образа жизни, закреплять потребность в чистоте и аккуратности.
  2. Формировать навыки культурного поведения; добиваться понимания детьми предъявляемых им требований.
  3. Знакомить детей с факторами, влияющими на их здоровье.
  4. Воспитывать потребность в двигательной активности.

Средняя группа

  1. Закреплять потребность в чистоте и аккуратности, продолжать формировать навыки культурного поведения.
  2. Продолжать знакомить с факторами, влияющими на здоровье.
  3. Развивать умение осознать и сформулировать свои переживания, потребности, желания.
  4. Формировать элементарные представления о видах спорта.

Старшая группа

  1. Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.
  2. Формировать позитивное отношение к гигиеническим навыкам, соотносить знания детей о культуре тела и психогигиене с реальными действиями в повседневной жизни.
  3. Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека.
  4. Стимулировать ребёнка активно включаться в процесс физического развития.

Подготовительная к школе группа

  1. Способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом через ознакомление с доступными для детей сведениями из истории развития Олимпийского движения.
  2. Развивать самосознание и умственную саморегуляцию в действиях.
  3. Формировать представление о том, что человек – часть природы, что природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию.

Работа по созданию и отработке оздоровительной технологии велась в определённой последовательности (схема № 1).

Педагогика сотрудничества в создании и реализации оздоровительной технологии.

Создание оздоровительной технологии стало бы невозможным без поддержки этого начинания всем педагогическим коллективом детского сада и родителями воспитанников. Необходимо чтобы в значимость этой идеи сначала поверили сами педагоги. С этой целью творческой группой использовались различные формы работы: беседы, консультации, семинары, проводились тренинги, встречи с врачом-педиатром. Когда в необходимость этой работы поверили все сотрудники детского сада, мы приступили к следующему этапу - привлечению родителей.

Сотрудничество с семьёй - одно из важнейших условий реализации оздоровительной технологии. При поступлении ребёнка в детский сад, мы даём информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Выясняем отношение мам и пап к различным формам закаливания. В первых младших группах открыта “Школа молодых родителей”. Воспитатели объясняют мамам и папам позицию педагогического коллектива в вопросе воспитания здорового поколения, дни открытых дверей с демонстрацией методов и приёмов работы с малышами, проводят семинары, приглашают к участию в жизни группы. Основная задача воспитателей - найти в родителях единомышленников, активных сторонников оздоровительной технологии. В группах дошкольного возраста работает детско-родительский клуб “Здоровячок”, - взрослые и дети объединены желанием сохранить здоровье, радость жизни, доброжелательные отношения.

Схема организации педагогики сотрудничества по реализации оздоровительной технологии представлена в приложении № 1.

Организация двигательной активности

Одним из важных факторов физического развития детей дошкольного возраста является естественная потребность в движении. Уровень двигательной активности (ДА) определяется физиологической потребностью организма в движении в зависимости от возраста, состояния здоровья, особенностей ЦНС, внешних факторов: социальных, бытовых, гигиенических, климатических.

В условиях Крайнего Севера в период полярной ночи и выхода из неё у детей отмечается вынужденная низкая ДА, что неблагоприятно влияет на физическое состояние и работоспособность детского организма. Поэтому мы уделяем особое внимание двигательному режиму в детском саду.

В соответствии с рекомендациями ДА должна составлять не менее 50% времени бодрствования. Нами апробирован и введён в практику работы двигательный режим, представленный в приложении № 2.

Воспитательно-образовательная работа

Опыт работы по созданию оздоровительной технологии показал необходимость тесной связи воспитательно-образовательного и воспитательно-оздоровительного направлений.

Воспитательно-образовательная работа направлена на формирование потребности в здоровом образе жизни и состоит из нескольких блоков (приложение № 3приложение 4).

Основные теоретические сведения блоков “Гигиена”, “Экология жизни”, “История спорта” излагаются воспитателем на занятии в группе (“Уроки здоровья” 1 раз в неделю), во время совместной деятельности (“Минутки здоровья” ежедневно). Повторение теоретических положений и закрепление этих знаний в двигательной деятельности организует инструктор по физической культуре на специальных физкультурных занятиях 1-2 раза в месяц. Дни здоровья, планируемые 1 раз в неделю, призваны углубить имеющиеся у детей сведения о своём организме, о своём внутреннем мире, о факторах, влияющих на состояние здоровья.

На тематических музыкальных занятиях (1 раз в 2 месяца) внимание детей обращается на то, что красота тела, физическое здоровье воспевается многими поэтами и композиторами прошлого и настоящего.

Блок “Психогигиена” включает в себя мероприятия, направленные на развитие эмоционального мира, произвольности психических качеств личности, развитие коммуникативных навыков. Даётся представление о взаимосвязи психического и физического здоровья. Дети учатся осознавать свой собственный индивидуально сложившийся опыт, узнают об уникальности и вместе с тем типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека. Работу по этому блоку ведёт педагог-психолог МДОУ. “Уроки психологического здоровья” планируются 1-2 раза в месяц.

Закрепление знаний, полученных детьми в течение года, планируется при проведении в мае “Недели здоровья”: все педагоги, работающие с детьми, проводят занятия по оздоровительной тематике, заканчивается неделя спортивным праздником.

В ходе воспитательно-образовательной деятельности происходит решение практически всех поставленных задач (схема № 2).

Оздоровительная работа

Комплекс оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении, направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости, снятие эмоциональной напряжённости. Он состоит из следующих разделов: закаливание, лечебно-профилактическая работа, физкультурно-оздоровительная работа. У себя в детском саду мы проводим следующие виды закаливания: воздушные ванны, регулярные прогулки, гимнастика в облегченной одежде при сниженной температуре воздуха, сон с доступом свежего воздуха, закаливание водой (плескание в бассейне в группах раннего возраста, контрастные обливания в группах дошкольного возраста), полоскание носоглотки по схеме, полоскание полости рта, босохождение. Лечебно-профилактическая работа включает в себя: самомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, тренинга, фитолечение, витаминизация, УФО общий, тубус-кварц. В рамках физкультурно-оздоровительной работы проводятся следующие мероприятия: оздоровительный бег, ритмическая гимнастика, занятия в бассейне, физкультурные занятия, динамические часы, уроки здоровья, хореография, спортивные секции по интересам, занятия в тренажёрном зале (схема № 3).

Мы убеждены, что работа по нашей технологии позволит детям выработать необходимые качества личности: устойчивость в различных жизненных ситуациях, стремление быть разумным хозяином своей жизни, чувство самоуважения, осознание собственной компетентности, оптимизм.

Практический материал для работы по оздоровительной технологии “Будь здоров!”

Алгоритм планирования “Дня здоровья”

  1. цель
  2. задачи
  3. пути решения:

утро:

  • организация двигательной среды (место и оборудование для самостоятельно организованных подвижных игр, работа с массажёрами, дорожка здоровья)
  • минутки здоровья (самостоятельная работа с различного рода моделями на закрепление знакомого материала, энциклопедии, иллюстрации)
  • двигательная разминка в зеле (2 группы вместе) – танцы под музыку вместе с воспитателем
  • “барометр настроения группы” - ведётся в течение дня
  • обязательно обсуждать с детьми все мероприятия – словесно закреплять эмоциональное состояние

день:

  • минутки здоровья – краткие энциклопедические справки в течение дня в сопровождении иллюстративного материала, опытного подтверждения (3-4 в течение дня на одну тему, связанную с познавательным занятием, либо направленные на подтверждение знакомого материала)
  • познавательное занятие
  • прогулка-развлечение, построенное на элементах спортивных игр по сезону, или народных игрищ

вечер:

  • динамическая разминка на подвижных или спортивных играх
  • продуктивная деятельность – работа с городом (островом, планетой, страной) здоровья
  • викторины, конкурсы, маленькие праздники, походы в гости, посиделки с друзьями

Примерный тематический план занятий.

Занятия в группе

На занятиях воспитатель в доступной и интересной форме излагает основные положения темы, дополняя рассказ иллюстративным, видео-, фотоматериалом.

Примерное распределение тематики по месяцам

Месяц Название темы
Старшая группа Подготовительная группа
Сентябрь Виды спорта 2 зан Спорт в нашей жизни 2 зан
Октябрь Спорт и спортсмены 2 зан Спорт и здоровье 2 зан
Ноябрь Что такое человек 2 зан Я и моё здоровье 2 зан
Декабрь Что такое человек 2 зан Олимпийские игры 2 зан
Январь Что такое гигиена 2 зан Олимпийские игры 2 зан
Февраль Я и другие 2 зан Зимние Олимпийские игры 2 зан
Март Я и другие 2 зан Здоровье души 2 зан
Апрель Природа и здоровье 2 зан Мир, в котором я живу 2 зан
Май Неделя здоровья   Неделя здоровья  

“Уроки психологического здоровья”

Проводятся педагогом-психологом. Их цель – научить ребёнка осознать свой собственный индивидуально сложившийся опыт, дать представление об уникальности и вместе с тем типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека.

Примерные темы занятий

Месяц Название темы
Сентябрь Мои чувства
Октябрь Моё настроение
Ноябрь Если тебе плохо. Если тебе страшно
Декабрь Что такое любовь?
Январь Что такое счастье?
Февраль Что такое доброта?
Март Создай свою галактику
Апрель Планета с названием “Я”

Секция “Богатырь”

Примерный план занятия в тренажёрном зале.

Тренажёры Подгот. группа Старшая группа
1 Разминка До 5 минут до 5 минут
2 Велотренажер “Румба” от 1.5 - до 2 мин от 1 - до 1.5 мин
3 Беговая дорожка от 2 – до 3 мин от 1.5 – до 2 мин
4 Тотал – тренер / силовой тренажёр / от 1 – до 2 мин от 1 – до 1.5 мин
5 Смарт кранч “ Торнео”

/ укрепление мышц живота, спины, ног /

от 1.5 – до 2 мин от 1 – до 1.5 мин
6 Степпер – шагомер от 1 – до 2 мин от 1 – до 1.5 мин
7 Батут от 1 – до2 мин от 1 – до 1.5 мин
8 Вибромассажёр От1 – до 2 мин От 1 – до 2 мин
9 Деревянные массажёры для стоп 2 мин 2 мин
10 Массажные мячики 2 мин 2мин
11 Вход и выход из зала до 2 мин до 2 мин
  Занятие длится всего: от 15 до 20 мин от 10 до 15 мин

Приложение 5

Приложение 6